Дело №2-2963/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2010 г.
Заднепровский районный суд г. Смоленска
в лице председательствующего судьи Хрисанфова И.В.
при секретаре Ткаченко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шапаровой Н.С. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Заднепровском районе г.Смоленска о назначении трудовой пенсии по потере кормильца,
установил:
Шапарова Н.С. просит признать за ней право на трудовую пенсию по потере кормильца и назначить её с момента обращения.
В обоснование своего требования истица сослалась на то, что Управление Пенсионного фонда РФ в Заднепровском районе г.Смоленска (далее – управление) своим решением от 28 сентября 2010 г. отказало ей в назначении трудовой пенсии по потере кормильца в связи с отсутствием направления на обучение в иностранное учебное заведение. Однако, Шапарова Н.С. для обучения в коммерческий колледж в г. <адрес> была направлена <данные изъяты>. С июля 2008 г. до окончания коммерческого колледжа истица получала пенсию по потере кормильца. После успешного окончания учебы администрация коммерческого колледжа направила её на учебу в институт <данные изъяты> в <адрес>.
В судебное заседание истица не явилась.
Её представитель Енгалычева Е.И. требование и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала и уточнила их: просила назначить пенсию с момента поступления в учебное заведение – с 16 августа 2010 г.
Представитель ответчика Довыденкова Е.В. иск не признала. Она пояснила, что Шапарова Н.С. не имеет права на пенсию по потере кормильца, так как отсутствует направление на учебу в институт <данные изъяты> в <адрес>, выданное в соответствии с международным договором учебным заведением РФ. Она направлена на учебу иностранным учебным заведением.
Заслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению, учитывая нижеследующее.
Согласно ст.9 закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются, в частности, дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Шапарова Н.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ. и является дочерью ФИО1 (л.д.8).
ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19).
Представитель управления признала тот факт, что истице до окончания коммерческого колледжа в <адрес> выплачивалась пенсия по потере кормильца.
Из письма работника Коммерческого колледжа <адрес> следует, что в соответствии с соглашением между Правительством РФ и Правительством <данные изъяты> республики от 11 июля 1992 г. выпускница <данные изъяты> Шапарова Н. была направлена продолжить обучение в Коммерческом колледже в <адрес>. В соответствии с тем же соглашением после успешно выдержанных выпускных испытаний администрация Коммерческого колледжа направила истицу к зачислению для продолжения обучения в институте <данные изъяты> (<адрес>) (л.д.9).
Это обстоятельство подтверждается также справкой университета прикладной науки <данные изъяты>. Из неё же усматривается, что Шапарова Н.С. обучается в учебном заведении с 16 августа 2010 г. по очной форме обучения (л.д.10).
Таким образом, истица не достигла 23-х лет и обучается в иностранном учебном заведении по очной форме обучения.
28 сентября 2010 г. представитель истицы обратилась в управление с заявлением о назначении пенсии по потере кормильца (л.д.17-18).
Решением от 28 сентября 2010 г. Шапаровой Н.С. было отказано в назначении пенсии со ссылкой на то, что ею не представлена справка образовательного учреждения РФ о направлении на учебу в иностранной учебное заведение на основании договора, заключенного в соответствии с международным договором РФ (л.д.13).
Между тем, решение основано на неверном толковании норм действующего законодательства.
Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 27.11.2009 N 18-П выработал правовую позицию, в соответствии с которой положения пункта "а" части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" не могут рассматриваться как препятствующие предоставлению самостоятельно (без направления на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации) поступившим в иностранные образовательные учреждения и обучающимся по очной форме обучения совершеннолетним детям умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, права на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими возраста 23 лет, на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но обучающимися в иностранных образовательных учреждениях по направлению на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации (п. 3.4). Лишение таких лиц права на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения, но не долее чем до достижения возраста 23 лет, означало бы установление необоснованных различий в условиях приобретения права на получение пенсии по случаю потери кормильца лицами, относящимися к одной и той же категории (обучающиеся в иностранных образовательных учреждениях совершеннолетние дети умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту), исключительно в зависимости от способа поступления в иностранное образовательное учреждение. Такого рода различия не имеют объективного и разумного оправдания и несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации (п.3.2).
По своему содержанию норма, содержащаяся в п. «а» части третьей статьи 29 закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в отношении совершеннолетних учащихся аналогична норме, изложенной в ч.2 ст.9 закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Трудовая пенсия назначается не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией (п.п.1,4 ст.19 закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ»).
Учитывая изложенное, следует признать, что право на пенсию у истицы возникло с 16 августа 2010 года. С этой даты она и должна быть назначена.
Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,
решил:
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Заднепровском районе г.Смоленска назначить Шапаровой Н.С. трудовую пенсию по потере кормильца с 16 августа 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский райсуд в течение 10 дней.
Председательствующий: