2010.12.27 - Решение о разделе жилого дома и земельного участка и признании права собственности на части дома и земельного участка



Дело №2-3208/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 декабря 2010 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

в лице председательствующего судьи Мурашко М.С.,

при секретаре Кватидзе М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егорова П.П. и Калиненковой И.В. к Администрации г. Смоленска и Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о разделе жилого дома и земельного участка и признании права собственности на части жилого дома и земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с иском к Администрации города Смоленска и Департаменту имущественных и земельных отношений о разделе жилого дома №№ и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, на части и признании за ними права собственности на выделенные части дома и земельного участка.

Егоров П.П. и Калиненкова И.В. в судебное заседание не явились.

Заявленные требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал их представитель Шилко М.А., который пояснил, что спорный жилой дом принадлежит на праве общей долевой собственности Егорову П.П. (9/16 долей) и Калиненковой И.В. (7/16 долей) на основании свидетельств о праве на наследство по закону и по завещанию. Дом фактически разделен на две части. Восточной частью дома общей площадью 58.4 кв.м., жилой – 40.4 кв.м., и прилегающим к ней земельным участком площадью 666 кв.м. пользуется Егоров П.П., западной частью дома общей площадью 41.7 кв.м., в том числе жилой – 32.8 кв.м., и прилегающим к ней земельным участком площадью 639 кв.м. владеет семья Калиненковой И.В. В процессе проживания в доме были проведены работы по перепланировке, переустройству и реконструкции, в ходе которых общая и жилая площади дома увеличились. В результате проведенных работ дом фактически разделен на две изолированные части. Поскольку на проведение реконструкции дома разрешения получено не было, на сегодняшний день дом представляет собой самовольную постройку, в связи с чем для его раздела и признания права собственности необходимо решение суда. Дом возведен на земельном участке площадью 944 кв.м., предоставленном застройщику дома ФИО6 решением Исполкома Смоленского городского Совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ для индивидуального жилищного строительства ранее по адресу: г.Смоленск, <адрес>. Фактически площадь используемого истцами земельного участка по результатам межевания на сегодняшний день составляет 1305 кв.м. Истцы просят произвести раздел данного земельного участка в соответствии со сложившимся между ними порядком пользования.

Представитель Администрации города Смоленска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. В направленном в суд письменном сообщении указал на отсутствие возражений по требованию о разделе дома, а также возможность оформления права собственности на земельные участки истцами во внесудебном порядке (л.д.41,42).

Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее – Департамент) явку своего представителя не обеспечил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. В направленном в суд отзыве на иск представитель Департамента ФИО5 сообщил о том, что спорный жилой дом №<адрес> собственностью Смоленской области не является. Земельный участок, на котором расположен жилой дом, имеет площадь 944 кв.м. и является государственной собственностью. Истцы в Департамент за предоставлением земельного участка не обращались, а соответственно их права не нарушались. Истцы необоснованно заявляют требование о разделе земельного участка и признании за ними права собственности на части земельного участка общей площадью 1305 кв.м., поскольку на кадастровом учете стоит земельный участок площадью 944 кв.м. При этом следует иметь в виду, что граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) иные сооружения, расположенные на земельных участках, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в Управлении федеральной регистрационной службы по Смоленской области. В связи с указанным, Департамент просил отказать истцам в части удовлетворения требования о разделе земельного участка на части и признания права собственности на них (л.д.37-38,39).

Заслушав объяснения представителя истцов, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск обоснованным.

Согласно справке Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, копиям свидетельств о праве на наследство, дом №<адрес> зарегистрирован на праве общей долевой собственности за Егоровым П.П. (9/16 долей) на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 04.05.1987 года и Калиненковой И.В. (7/16 долей) на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 28.08.1993 года (л.д.11,14,15). Общая площадь дома составляла 73.2 кв.м., жилая 45.3 кв.м.

Как следует из представленных планов (л.д.9,10), заключения ООО «<данные изъяты>» от 24.06.2010 года (л.д.16-20) в доме проведены работы по перепланировке, переустройству, к нему возведены пристройки.

Так, в восточной части дома помещение кухни было переоборудовано в жилую комнату, в кухне демонтирована печь; неотапливаемая пристройка, состоящая из двух помещений, была демонтирована, вместо нее возведена капитальная отапливаемая пристройка общей площадью 18 кв.м. В пристройке оборудована кухня с установкой газовой плиты и газового отопительного котла с водяным контуром.

В западной части дома помещение №5 кухни было переоборудовано в жилую комнату; в кухне №5 демонтирована печь; в помещении №9 оборудована кухня с установкой газовой плиты и газового отопительного котла с водяным контуром.

В результате выполненных работ общая площадь дома увеличилась до 100.1 кв.м., жилая до 73.2 кв.м., что свидетельствует о том, что фактически дом стал представлять собой новый объект недвижимости.

В соответствии п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в документах Жилищно-коммунального отдела Заднепровского райисполкома в списке домовладельцев по <адрес> значится ФИО6 В графах списка указано: «№ дома – №; Вид строения – дерев.; Какие имеются документы на строение дома – план, договор., реш. № от 8/Ш-45; Кем утверждены – Горжилуправл.; Размер земельного участка – 944; Принят ли дом госкомиссией – принят.» (л.д.12).

Суду представлена копия договора от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ФИО6 земельного участка № по <адрес> в <адрес> площадью 944 кв.м. для индивидуального жилищного строительства (л.д.8). На копии договора имеются отметки о регистрации за ФИО6 домовладения № по <адрес> в <адрес> по праву застройки, а затем о перенумерации домовладения на №.

Исследованные доказательства свидетельствуют о законности владения данным земельным участком ФИО6, а в последующем и его правопреемниками.

Согласно заключению ООО «<данные изъяты>» жилой дом №<адрес> соответствует нормативным требованиям СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* «Жилые здания». Дом пригоден для проживания, не создает угрозу жизни и здоровью граждан (л.д.16-20).

Исследованные доказательства свидетельствуют о том, что дом отвечает существующим строительным нормам и правилам, его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

ФИО6 умер.

В настоящее время дом принадлежит истцам на основании свидетельств о праве на наследство.

Согласно п. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.

В силу п. 3 ст. 35 ЗК РФ одновременно с приобретением права собственности на жилой дом к истцам перешло право пользования земельным участком в том размере, в котором он фактически использовался прежним владельцем, и, соответственно, право на однократное бесплатное приобретение в собственность данного земельного участка.

Суду представлена кадастровая выписка о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, имеет общую площадь 944 кв.м. Разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства. Вид права – государственная собственность (л.д.23).

По результатам межевания фактически используемая площадь земельного участка по указанному адресу составляет 1305 кв.м. (л.д.29).

Поскольку все условия необходимые для признания права собственности на самовольную постройку судом установлены, за истцами может быть признано право собственности на спорный дом.

Обоснованным является и требование о разделе дома.

В соответствии с п. 3 ст. 252 ГК РФ участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества, если это возможно без несоразмерного ущерба имуществу.

В заключении ООО «<данные изъяты>» указано, что дом фактически разделен на две части, которые оборудованы автономными входами, инженерным обеспечением.

Заключение подтверждает объяснения представителя истцов об автономности двух частей дома.

Истцы пришли к соглашению о разделе дома и признании за Егоровым П.П. права на восточную часть дома, общей площадью 58.4 кв.м., жилой – 40.4 кв.м., за Калиненковой И.В. права собственности на западную часть дома, общей площадью 41.7 кв.м., жилой – 32.8 кв.м.

Так как выдел собственникам частей дома соответствующих их долям в праве собственности на жилой дом возможен без нанесения ущерба строению, требование о разделе дома подлежит удовлетворению.

Из плана земельного участка, составленного ООО «<данные изъяты>», видно, что он разделен на часть №1, площадью 639 кв. м., и часть №2, площадью, 666 кв.м. (л.д. 29-30,31-32,33-34). Участком под №1 пользуется семья Калиненковой, участком под №2 - семья Егорова.

Доводы представителя Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области о применении к спорным отношениям положения градостроительного регламента, установленного в Смоленске при предоставлении земельных участков, представляется необоснованным.

Согласно ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу ч.3 ст. 36 ЗК РФ в случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, эти лица имеют право на приобретение земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами.

Из приведенной нормы следует, что право собственности на часть земельного участка у собственника части строения возникает только в том случае, если земельный участок будет признан делимым.

Понятие делимости участка содержалось в п.2 ст. 6 ЗК РФ, согласно которому делимым признавался земельный участок, который мог быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории.

Федеральным законом от 22 июля 2008г. N141-ФЗ в ЗК РФ были внесены изменения, в соответствии с которыми пункт 2 статьи 6 ЗК РФ признан утратившим силу; Земельный кодекс РФ дополнен главой I.1 «Земельные участки».

Согласно п. 1 ст. 11.9. ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры образуемых или изменяемых земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, должны определяться такими регламентами.

В соответствии с ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ в случае разделения правообладателями земельного участка на несколько земельных участков, размеры образованных земельных участков не должны превышать и не должны быть меньше, предусмотренных градостроительным регламентом максимальных минимальных размеров земельных участков.

В соответствии с п.1 ст.33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для индивидуального жилищного строительства, определяются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Решением Смоленского городского Совета от 09.11.2010 минимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства, не должен быть менее 1000 кв.м.

Из текста п. 1 ст. 33 ЗК РФ и Правил землепользования и застройки г. Смоленска следует, что установленный градостроительным регламентом минимальный размер земельного участка для Смоленска, предназначен для земельных участков, выделяемых под индивидуальное строительство. Между тем, положения ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ и ч. 3 ст. 36 ЗК РФ регулируют порядок разделения уже выделенных земельных участков, на которых возведены строения, и поэтому установленный названными Правилами регламент не может использоваться для определения делимости земельного участка.

На спорном земельном участке дом возведен и заявленное истцами требование не связано с выделением земельного участка под строительство. С учетом этого обстоятельства, не соответствие истребуемых истцами участков размеру в 1000 кв. м. не может служить основанием для отказа в иске.

Как следует из планов, земельный участок сторон может быть делимым. Выделяемые два участка достаточны для обеспечения пользования частями дома, принадлежащими сторонам, факт раздела не создает им препятствий в пользовании домом и не нарушает права и интересы других лиц.

Кроме того, по соглашению сторон фактический раздел участка произошел в 1975 году.

Так, согласно копии справки Финансового отдела исполкома Заднепровского районного Совета депутатов трудящихся г.Смоленска от 26 сентября 1975 года № домовладение № по <адрес> числилось за ФИО7 (7/16) и за ФИО8 – 9/16. При этом ФИО7 пользовалась земельным участком площадью 542 кв.м., ФИО8 – площадью 698 кв.м. (л.д.7).

Дом не включает части, которые бы являлись долевой собственностью сторон, обе части дома представляют собой самостоятельные части дома, земельный участок под домом является делимым, тем самым установлены все условия, предусмотренные ч. 3 ст. 36 ЗК РФ, позволяющие выделить истцам в собственность части участка.

Руководствуясь ст. ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Произвести раздел жилого дома №<адрес> в г.Смоленске и выделить в собственность:

- Егорова П.П. восточную часть жилого дома общей площадью 58.4 кв.м., жилой – 40.4 кв.м., состоящую из четырех жилых комнат площадью 14.6 кв.м., 12.4 кв.м., 6.8 кв.м. и 6.6 кв.м., кухни площадью 18 кв.м.;

- Калиненковой И.В. – западную часть дома общей площадью 41.7 кв.м., в том числе жилой – 32.8 кв.м., состоящую из трех жилых комнат площадью 10.2 кв.м., 9.3 кв.м. и 13.3 кв.м.

Произвести раздел земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и выделить в собственность:

- Егорова П.П. земельный участок площадью 666 кв.м., прилегающий к восточной части жилого дома с точками 8Н, 9Н, 10Н, 11Н, 12Н, 13Н, 14Н, 20Н, 21Н, 22Н, 23Н, 24Н, 25Н, 26Н, 27Н, 28 Н, 29Н, 30 Н, 31Н;

- Калиненковой И.В. земельный участок площадью 639 кв.м., прилегающий к западной части жилого дома 1Н, 2Н, 3Н, 4Н, 5Н, 6Н, 7Н, 8Н, 31Н, 30Н, 29Н, 28, 27Н, 26Н, 25Н, 24Н, 23Н, 21Н, 20Н.

Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через районный суд в течение 10 дней.

Судья: