2010.12.24-Решение о признании права собственности на дом и земельный участок



2-2815/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 декабря 2010 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

в лице судьи Качкан Г.М.,

при секретаре Кудимовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Братухиной Л.Н. к Администрации города Смоленска, Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о признании права собственности на жилой дом и земельный участок,

у с т а н о в и л:

Братухина Л.Н. обратилась в суд с иском к Администрации города Смоленска, Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о признании права собственности на жилой дом № <адрес> в г. Смоленске, общей площадью 81.5 кв.м., в том числе жилой – 45.9 кв.м., и земельный участок площадью 835 кв.м., расположенный по этому же адресу. В обоснование исковых требований указали, что в начале 1950-х годов ее родители К.Н.А. и К.З.И. построили одноэтажный жилой дом на предоставленном отцу земельному участке по адресу: г. Смоленск, <адрес>. Документов о предоставлении земли не сохранилось. 03.01.1978 года отец умер. Она, ее мать К.З.И. и брат К.В.Н. в наследство вступили фактически, так как продолжили пользоваться жилым домом и земельным участком, к нотариусу не обращались. 19.01.2003 года умерла мать, а 07.08.2009 года умер брат. После смерти матери они с братом также к нотариусу не обратились, продолжали пользоваться домом. Жены и детей у брата не было, она является его единственной наследницей. Она продолжает пользоваться домом и землей, оплачивает налог на землю, оплачивает электроэнергию. Поскольку она и ее семья более 40 лет открыто и непрерывно пользуются указанным имуществом как своим собственным, она приобрела право собственности на дом и земельный участок. Отсутствие государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество не является препятствием для признания за ней права собственности на дом и земельный участок в силу приобретательной давности. Кроме того, она имеет право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка на основании п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (л.д. 3-4).

Впоследствии Братухина Л.Н., сославшись на изложенные ранее обстоятельства, и уточнила основания признания за ней права собственности на жилой дом и просила признать на него право собственности в порядке ст. 222 ГК РФ.

В судебном заседании уточненные требования истицы поддержала ее представитель Федосова Н.Н., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности с полномочиями, предусмотренными ст. 54 ГПК РФ, которая сослалась на изложенные в иске обстоятельства, а также указала, что в соответствии с Инструкцией « О порядке регистрации строений в городах, дачных и курортных поселках РСФСР» 1968 года на БТИ была возложена обязанность произвести регистрацию строений в городах, в том числе и жилых домов, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, заявку на учет которых должна была делать администрация района. Заднепровская администрация обошла вниманием фактически все дома <адрес> в г. Смоленске, в том числе дом родителей истицы. Тем не менее, в 1970 году на основании решения исполкома Заднепровского райсовета К.З.И.. была выдана домовая книга.

Администрация города Смоленска просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В письменном отзыве представитель Администрации города Петкуте Ю.К. указала, что право собственности на самовольную постройку может быть признано за лицом, если она не создает угрозу жизни и здоровью граждан и при наличии сведений о предоставлении истице земельного участка, на котором возведена самовольная постройка (л.д. 49, 79-80).

Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области просил рассмотреть дело без участия своего представителя. В представленном суду отзыве представитель Департамента Кощеев А.А. указал, что в случае признания за Братухиной Л.Н. права собственности на жилой дом она вправе в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ оформить право на земельный участок путем подачи соответствующего заявления в Департамент (л.д. 51).

Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Егорова Л.З., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явилась. В судебном заседании 24.11.2010 года Егорова Л.З. указала на отсутствие возражений по исковым требованиям Братухиной Л.Н., пояснила, что на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ года она пользуется земельным участком <адрес>, граничащим с участком №№ на котором стоит дом истицы, Споров о границе смежных участков у нее с Братухиной Л.Н. нет.

Заслушав представителя истицы, показания свидетеля, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В силу п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, созданный на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданный без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 3 ст. 222 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В силу ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.

Согласно п. 1 ст. 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.

На основании п. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 настоящего Кодекса.

В силу п.1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.

Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (п. 1 ст. 1154 ГК РФ).

В силу ст. 4 ГК РФ к отношениям, возникшим до введения в действие Гражданского кодекса РФ, применяется законодательство, действующее на момент их возникновения, в данном случае – Гражданский кодекс РСФСР 1964 года.

В соответствии со ст. 546 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Статьей 4 закона РСФСР от 23 ноября 1990 года "О земельной реформе" предусмотрено, что в собственность граждан могут передаваться земельные участки для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства, а также иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства. На этих земельных участках собственник вправе возвести жилой дом и хозяйственные постройки.

Согласно п. 9. 1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

В силу ч. 9 ст. 38 Федеральный закон от 24 июля 2007г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В ходе рассмотрения дела судом установлено следующее.

Согласно справке Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ года и поэтажному плату по состоянию на 11.02.2010 года, жилой дом №<адрес> в г. Смоленске имеет общую площадь 81.5 кв.м., в том числе жилую – 45.9 кв.м. Заявителем на первичную инвентаризацию указан К.Н.А.. Правоустанавливающих документов нет (л.д. 13, 14).

ДД.ММ.ГГГГ1970 года Заднепровским райисполкомом было принято решение №№ о выдаче К.З.И. на незаконченный строительством жилой дом №<адрес> домовой книги. В решении отмечено, что правоустанавливающих документов на домостроение нет (л.д.89 ).

Из заключения ОАО «<данные изъяты>» от 04.08.2010 года следует, что жилой дом №<адрес> в г. Смоленске одноэтажный бревенчатый с обшивкой тесом, имеет общую площадь 81.5 кв.м., в том числе жилую – 45.9 кв.м., процент износа- 43%, построен в послевоенные годы, состоит из помещений: 3 жилых комнат площадью 12.5 кв.м., 8.5 кв.м. и 24.9 кв.м., 2 веранд площадью 6.1 кв.м. и 8.8 кв.м., кухни – 13.6 кв.м. Дом электрифицирован, отопление – печное, водяное от котла, канализация местная, водопровод от колонки во дворе. При визуальном обследовании каких-либо деформаций и трещин конструкций не обнаружено, все конструкции находятся в работоспособном состоянии, обеспечивают безопасное проживание в доме. Площадь и состав помещений соответствует нормативным требованиям для трехкомнатных домов. Размещение в системе городской застройки соответствует нормативным градостроительным, противопожарным и санитарно-эпидемиологическим требованиям СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные», СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства», пригоден для постоянного проживания в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденному постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006 года (л.д. 38-43).

ОАО «<данные изъяты>» является членом саморегулируемой организации «Объединение Смоленских проектировщиков», имеет свидетельства, подтверждающие допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в частности по подготовке схемы планировочной организации земельного участка, разработке конструктивных и объемно-планировочных решений (л.д. 55, 56).

По данным первичной инвентаризации по состоянию на 13.06.1968 года площадь земельного участка №<адрес> – 2321.0 кв.м. на участке расположен жилой дом и сарай (л.д. 96-97).

План границ, выполненный ООО «<данные изъяты>» 11.06.2010 года, отражает, что жилой дом №<адрес> в г. Смоленске расположен на земельном участке площадью 835 кв.м., граничащем с городскими землями и земельным участком №№ (л.д. 15).

По сообщению управления Россреестра по Смоленской области, сведения о смежниках земельного участка, расположенного по адресу: г. Смоленск. <адрес> в кадастровом квартале №: в реестре объектов недвижимости отсутствуют (л.д. 66).

В адресованном суду заявлении Егорова Л.З., проживающая по адресу: г. Смоленск, <адрес> указала на отсутствие возражений по существу исковых требований Братухиной Л.Н. и на отсутствие спора по границам участка №<адрес> (л.д. 67, 68, 69).

15.04.1953 года был зарегистрирован брак К.Н.А. и О.З.И., после чего О. сменила фамилию на фамилию «К.». У супругов К-х 02.05.1954 года родилась дочь К.Л.Н., и 23.06.1958 года - сын К.В.Н., что подтверждается свидетельствами о заключении брака, о рождении (л.д. 7, 6,85)

Из свидетельства о браке следует, что 21.07.1973 года К. Л.Н. вступила в брак, сменив фамилию на Братухина (л.д. 7).

К.Н.А. умер 03.01.1978 года, К.З.И. умерла 19.01.2003 года, К.В.Н. умер 07.08.2009 года, что подтверждается свидетельствами о смерти (л.д. 11, 8 10).

Из представленной истицей домовой книги, начатой 17.12.1970 года, следует, что по адресу: <адрес> в г. Смоленске были зарегистрированы: К.Н.А., К.З.И., К.Н.А. и К.Л.Н. (л.д. 24-37).

Справка Смоленского филиала ФГУП « Ростехинвентаризация» - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ года отражает, что домовладения № <адрес> в г. Смоленске в материалах Смоленского филиала ФГУП « Ростехинвентаризация» на учете нет ( л.д.87).

Как следует из сообщений нотариуса и Смоленской областной нотариальной палаты, наследственного дела к имуществу К.Н.А.., К.З.И.., К.В.Н. не имеется (л.д. 48, 54).

Из представленных истицей уведомлений и квитанций усматривается, что К. З.И. в 2001-2002 годах, а также после смерти К. З.И. в ноябре 2003 года производилась уплата земельного налога по адресу: <адрес>, в мае 2006 года К. В.Н. вносилась плата за электроэнергию по этому же адресу, так и после его смерти в декабре 2009 года, феврале, апреле, мае, июле 2010 года вносилась плата за пользование электроэнергией в этом доме (л.д. 22, 23, 16, 19-21).

Допрошенная в качестве свидетеля Б. Т.В. показала, что дом № <адрес> в г. Смоленске построили ее дедушка и бабушка К. Н.А. и К. З.И., они жили в этом до своей смерти, после их смерти в доме жил их сын К. В.Н., у которого семьи не было. На протяжении всех этих лет в доме и жила и пользовалась домом как дачей ее мать Братухина Л.Н., после смерти К. В.Н. она полсностью содержит дом.

Исследованные доказательства указывают на то, что на земельном участке №<адрес> в г. Смоленске в 1950- х годах К. Н.А. был возведен жилой дом, который в настоящее время имеет общую площадь 81.5 кв.м., в том числе жилую – 45.9 кв.м. Дом соответствует строительным, градостроительным, противопожарным нормам и правилам, безопасен для жизни и здоровья граждан, не нарушает ничьих прав. Земельный участок, на котором расположен жилой дом, в реестре объектов недвижимости отсутствует, имеет площадь 835 кв.м. Границы земельного участка определены на местности, не нарушают границ соседних земельных участков - городскими землями и земельным участком № владельцем которого является Егорова Л.З., которая не возражала против удовлетворения заявленных Братухиной Л.Н. исковых требований.

Статья 222 ГК РФ в редакции, действующей до 01.09.2006 года, предусматривала возможность признания права собственности на самовольную постройку судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке.

Согласно п. 8 Постановления СНК РСФСР от 22 мая 1940 г. № 390 « О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках» ( с изменениями от 3 июля 1954 г., 3 октября 1962 г., 21 апреля 1972 г., 23 июля 1993 года) прописка жильцов, вселившихся в строения, возведенные без надлежащего письменного разрешения, не допускалась. Выдача домовых книг для прописки жильцов в этого рода дома до 3 июля 1954 года запрещалась.

Спорный дом построен в 1950-х годах, имеется решение исполкома о выдаче домой книги на дом и прописке проживающих в доме. Суд находит, что за К. Н.А. до 01.09.2006 года могло быть признано право собственности на жилой дом, поскольку жилой дом безопасен для жизни и здоровья граждан, что подтверждено заключением ОАО «<данные изъяты>», следовательно, за наследницей К. Н.А., принявшей наследство в установленный законом шестимесячный срок, может быть признано право собственности на этот жилой дом и на земельный участок.

Суд удовлетворяет исковые требования Братухиной Л.Н.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Братухиной Людмилой Николаевной право собственности на жилой дом № <адрес> в г. Смоленске, общей площадью 81.5 кв.м, жилой площадью 44.9 кв.м, а также право собственности на земельный участок площадью 835 кв.м, расположенный по адресу: г. Смоленск, <адрес>

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья Г.М. Качкан