2010.12.15 - решение о признании права собственности на жилой дом



Дело № 2-3033/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2010 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

в составе председательствующего судьи Хананеевой В.В.,

при секретаре Шульковой В.В.,

с участием истца Кошелевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г. Смоленска о признании права собственности на жилой дом,

УСТАНОВИЛ

Кошелева С.В. обратилась в суд с иском о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>-А.

В судебном заседании Кошелева иск поддержала и пояснила, что в 1954 году ее отцу П.В.И. был предоставлен земельный участок по адресу: <адрес> для строительства жилого дома. Был разработан проект, на его основе построили жилой дом, который в эксплуатацию не вводился. Затем были возведены дополнительные пристройки, в результате чего дом не соответствует проекту и является самовольной постройкой. Нумерация дома изменена. ДД.ММ.ГГГГ П.В.И. умер. После его смерти наследство приняла жена Я.М.Н., которая проживала совместно с наследодателем и вступила во владение всем его имуществом. После смерти матери и брата П.А.В. истица приняла наследство, других наследников не имеется. Строение не создает угрозы жизни и здоровью граждан, не нарушает чьих – либо прав, располагается на предоставленном земельном участке, стоящем на кадастровом учете.

Представитель ответчика - Администрации г. Смоленска в судебное заседание не явился, письменно сообщил, что относительно удовлетворения иска не возражает (л.д. 35).

Заслушав объяснения истицы, исследовав письменные доказательства, суд удовлетворяет иск.

В соответствии с п.1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Решением Исполкома Смоленского райсовета от ДД.ММ.ГГГГ П.В.И. для строительства жилого дома был отведен земельный участок площадью 800 кв.м в пос. мох-Богдановка Колоднянского поселкового совета (л.д.7).

ДД.ММ.ГГГГ между Исполкомом Смоленского горсовета и П.В.И. на основании указанного решения был заключен договор предоставления в бессрочное пользование земельного участка № по <адрес>, площадью 600 кв.м (л.д.8-9).

Распоряжением Смоленского горисполкома № от ДД.ММ.ГГГГ дому № по <адрес> был присвоен №-а (л.д.46).

Из справки Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ, поэтажного плана следует, что по данному адресу имеется жилой дом, общей площадью 57,4 кв.м., в том числе жилой 32,2 кв.м., который числится за П.В.И. на основании договора бессрочного пользования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12, 15).

Договор бессрочного пользования земельным участком был заключен в 1954 году, и потому он не порождал право собственности на возводимое строение (такое право могло возникнуть только на основании нотариально удостоверенного договора застройки, заключенного до 26.08.1948 года).

Кроме того, как видно из плана, жилой дом возведен с отступлением от проекта, согласованного главным архитектором города ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-11).

Следовательно, право собственности на возведенное строение у П.В.И. не возникло, оно является самовольной постройкой.

В соответствии с п.3 ст.222 ГК РФ).

П.В.И. владел на законном основании земельным участком, и это позволяло бы признать за ним право собственности на самовольную постройку при соблюдении иных условий, указанных в п.3 ст. 222 ГК РФ.

П.В.И. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45).

В соответствии со ст. 527 ГК РСФСР, действовавшей на момент его смерти, при наследовании имущество умершего переходило к другим лицам (наследникам).

Принятое наследство признавалось принадлежащим наследнику со дня открытия наследства, то есть со дня смерти наследодателя (ст.528, ч.5 ст.546 ГК РСФСР).

Согласно п.4 ст.1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Я.М.Н. являлась супругой П.В.И. (л.д. 18).

Кошелева С.В. приходится дочерью П.В.И. и Я.М.Н. (л.д. 20, 21, 22, 23, 24).

П.А.В. являлся сыном П.В.И. и Я.М.Н. (л.д.19)

В силу ст. 532 ГК РСФСР супруг и дети наследодателя относились к наследникам первой очереди.

По сообщению нотариуса Б.Т.В. наследственного дела к имуществу П.В.И. в производстве нотариальной конторы не имеется (л.д.43).

Из записей в домовой книге усматривается, что Я.М.Н. на момент смерти мужа была зарегистрирована по месту открытия наследства, что подтверждает ее вступление во владение наследственным имуществом и в силу ст. 546 ГК РСФСР является принятием наследства.

Я.М.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).

П.А.В. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17).

Истица является наследником первой очереди имущества матери и наследником второй очереди имущества брата при отсутствии наследников первой очереди.

По сообщению нотариуса Б.Т.В. Кошелева С.В. обратилась к нотариусу с заявлениями о принятии наследства, оставшегося после Я.М.Н. и П.А.В., заявлений от других лиц не поступало. Кошелевой были выданы свидетельства о праве на наследство по закону на денежные вклады, принадлежавшие П.А.В. и Я.М.Н. (л.д.43).

Таким образом, в силу п.1 ч.2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

При таких обстоятельствах к Я.М.Н., а затем к Кошелевой, в порядке универсального правопреемства перешло принадлежавшее П.В.И. право требовать признания права собственности на самовольную постройку.

По заключению ООО Проектный институт «Смоленскагропромпроект-1» жилой <адрес>-А по <адрес> соответствует требованиям, предъявляемым к индивидуальным жилым домам нормами СНиП 31-102-99 «Дома жилые одноквартирные», санитарно-гигиеническим требованиям, пригоден для постоянного проживания, не создает угрозу жизни и здоровью граждан (л.д.25-31). Заключение составлено организацией, имеющей допуск к соответствующим работам, и поэтому его достоверность и обоснованность не вызывает у суда сомнений.

В соответствии с сообщением ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» от ДД.ММ.ГГГГ нарушений санитарных требований к жилым домам при обследовании спорного дома не выявлено (л.д.32).

Исследованные доказательства подтверждают, что постройка отвечает существующим строительным нормам и правилам, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, ее сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

Таким образом, не имеется препятствий для признания за истицей права собственности на самовольную постройку.

Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Иск удовлетворить.

Признать за ФИО1 право собственности на жилой дом, общей площадью 57,4 кв.м, в том числе жилой 32,2 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>-А.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: