2010.11.25. -решение о признании права собственности на жилой дом и земельный участок



Дело № 2 – 2435/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 ноября 2010 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

в составе председательствующего судьи Хананеевой В.В.,

при секретаре Островой Л.И.,

с участием представителя истца Киреева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кривовечевой Н.В. к Администрации г. Смоленска, Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о признании права собственности на жилой дом и земельный участок,

УСТАНОВИЛ

Кривовичева Н.В. обратилась с иском к Администрации г. Смоленска о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 35 кв.м, в том числе жилой 10,7 кв.м.

Впоследствии также предъявила иск к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о признании права собственности на земельный участок площадью 875 кв.м, расположенный под домом (л.д.50-51).

В судебное заседание Кривовичева не явилась.

Представитель истца Киреев А.А. иски поддержал и пояснил, что во владении К.А.К., а затем матери истицы М.А.К. находился жилой <адрес>-б в <адрес>. Мать истицы умерла ДД.ММ.ГГГГ, истица фактически приняла наследство. Поскольку документов, подтверждающих принадлежность жилого дома на праве собственности, не имеется, он является самовольной постройкой. М.А.К. уплачивала налог на имущество, земельный налог, исходя из площади 3926 кв.м, ей была выдана домовая книга, жилой дом принят на учет в БТИ, что свидетельствует о предоставлении земельного участка. Кроме того, до 01.07.1990 года была совершена сделка по приобретению дома и земельного участка – возведение жилого дома. Строение соответствует строительным нормам, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушает чьих-либо прав. По результатам межевания площадь земельного участка, находящегося в фактическом пользовании, составляет 875 кв.м.

Представитель ответчика - Администрации г. Смоленска в судебное заседание не явился, письменно сообщил, что при отсутствии иных наследников право собственности на жилой дом и земельный участок может быть признано в порядке наследования (л.д.66).

Представитель ответчика – Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в судебное заседание не явился, письменно сообщил, что строение является самовольной постройкой, и потому не может перейти в порядке наследования, земельный участок может быть предоставлен только за плату.

Третье лицо М.А.П. (брат истицы) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.

Заслушав объяснения представителя истца, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд отказывает в удовлетворении исков.

Согласно п.2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам.

В соответствии с п.1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Из справок Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, поэтажного плана усматривается, что по адресу : <адрес>, находятся три жилых дома, дом под литерой Б записан за К.Б.Е., имеет общую площадь 35 кв.м, в том числе жилую 10,7 кв.м, правоустанавливающих документов нет (л.д.15, 16, 69).

Указание владельца дома в справке Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» не свидетельствует о принадлежности строения на праве собственности, поскольку в соответствии с параграфом 9 Инструкции о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР от 21.02.1968 года инвентаризационно-технические документы могут косвенно подтверждать право собственности на строение, когда в тексте этих документов имеется точная ссылка на наличие у собственника надлежаще оформленного документа, подтверждающего его право на строение.

Таким образом, истицей не доказано, что жилой дом и земельный участок принадлежали кому-либо на праве собственности, и потому это право не может перейти к ней в порядке наследования.

По сообщениям архивных отделов сведений об отводе земельного участка под строительство жилого дома в <адрес>, № не обнаружено.

Разрешение на строительство не предъявлено, возведенный дом в эксплуатацию не водился, и потому строение является самовольной постройкой.

Страхование жилого дома в 1987 году, уплата земельного налога, начиная с 1995 года (л.д.7-14), проведение инвентаризации дома в 1965 году в отсутствие правоустанавливающих документов (л.д.68) не свидетельствуют о принадлежности дома на праве собственности.

В соответствии с параграфом 15 Инструкции о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР от 25.12.1945 года, утвержденной приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР, при отсутствии подлинных документов, устанавливающих право собственности на строения или право застройки, документами, косвенно подтверждающими это право могли служить платежные документы об оплате земельной ренты и налога со строений, а также страховые полисы.

Между тем, согласно Письму Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 октября 1977 г. N 15-1-446 «Об отражении в материалах инвентаризации фактов самовольного строительства и самовольного захвата земли» техническая инвентаризация самовольно возведенных строений проводится на общих основаниях. Такие постройки облагаются налогом со строений и страхуются в порядке обязательного окладного страхования. Гражданин, осуществивший самовольное строительство, не приобретает права собственности на строения, независимо от времени (после 22 мая 1940 г.), в течение которого они находятся в его пользовании, уплаты налогов и страховых платежей.

Таким образом, положение о возможности признания права собственности на постройку в случае уплаты налогов и страховых платежей было отменено компетентным органом, и потому совершение этих действий после 1977 года не исключало наличие статуса самовольной постройки.

При отсутствии доказательств, подтверждающих предоставление земельного участка, разрешения на строительство, сам по себе факт выдачи домовой книги не может свидетельствовать о праве собственности на строение. Кроме того, домовая книга выдана в отношении дома № в пос. <адрес>, что с учетом наличия на участке трех домов не подтверждает регистрацию в спорном доме.

В соответствии с п.3 ст.222 ГК РФ).

Признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда. В этой связи при рассмотрении иска применению подлежит указанная редакция пункта 3 статьи 222 ГК РФ, которая действует на момент принятия решения.

Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан (п.26). Требование наследников может быть удовлетворено только в том случае, если к ним в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ (п. 27).

Таким образом, право собственности на самовольную постройку не может быть признано, если земельный участок не предоставлялся в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование на законных основаниях.

Сведения о предоставлении земельного участка на каком-либо праве в материалах дела отсутствуют.

Истица не указывала на то, что уполномоченным органом принималось решение о предоставлении земельного участка и соответствующие документы имелись.

По сообщению ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Смоленской области сведения о земельном участке, расположенном в пос. <адрес>, д.№, в реестре государственного кадастра недвижимости отсутствуют, что также подтверждает отсутствие земельного участка как объекта земельных прав.

Сам по себе факт начисления налога и его уплаты не могли свидетельствовать о поступлении участка во владение на законных основаниях, так как, начиная с 1 января 1965 года, граждане, самовольно захватившие земельные участки, привлекались к уплате налога (Постановление Совета Министров РСФСР от 26.08.1965 года «О налоговом обложении граждан, самовольно возведших строения на неотведенных им земельных участках или самовольно занявших земельные участки»).

При отсутствии у истицы права на земельный участок предусмотренных законом оснований для признания права собственности на самовольную постройку не имеется.

С учетом приведенных доводов показания свидетелей Н.Е.В., П.М.А. о совершении Кривовичевой действий, направленных на вступление в наследство М.А.К., правового значения не имеют.

Поскольку документы, свидетельствующие о предоставлении земельного участка до введения в действие Земельного кодекса РФ, отсутствуют, земельный участок не может перейти в собственность истицы бесплатно в соответствии с п. 9.1.ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ".

Не могут распространяться на спорные правоотношения и нормы п. 4. ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которыми граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года N 1305-I "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Закон СССР от 06 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР" введен в действие с 01 июля 1990 г. (пункт 1 Постановления Верховного Совета СССР от 06 марта 1990 г. N 1306-1).

Как указал Верховный суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за 3 квартал 2003 года под сделками в данном случае понимаются любые действия, которые привели к правомерному пользованию земельным участком. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Поэтому во всех случаях, когда возникло правомерное пользование земельным участком или стоящим на нем домом, возникает право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка.

В Определении от 27 октября 2009 г. N 11-В09-19 Верховный суд РФ также указал, что приведенные нормы Земельного кодекса РФ не содержат положений, ограничивающих право гражданина на бесплатное получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости.

Находящееся на земельном участке строение собственностью истицы не является. Законодательство, действовавшее до 01.07.1990 года, не предусматривало возможности признания права собственности на самовольную постройку. При таких обстоятельствах, до введения в действие Закона СССР от 06 марта 1990 г. "О собственности в СССР" данная постройка не являлась объектом недвижимого имущества, и потому нельзя признать, что ее использование было правомерным.

Право на земельные участки могло возникнуть лишь на основании решения Исполкома городского или поселкового совета об отводе. Сведений о том, что такая сделка была совершена, но надлежащим образом не оформлена, в материалах дела не имеется.

Кроме того, в соответствии с приведенной нормой истица должна доказать, что до вступления в силу Закона СССР "О собственности в СССР" использовался земельный участок площадью 875 кв.м, на который она претендует.

Из межевого плана следует, что участок такой площади сформирован в 2010 году, имеет неопределенную форму (л.д.53-61).

Кривовичева об использовании такого участка до 01.07.1990 года не сообщала.

Согласно плану земельного участка 1981 года в <адрес>, № имелось три жилых дома, в фактическом пользовании всех владельцев находился земельный участок площадью 3926 кв.м, между владельцами участок был разделен иным образом (л.д.70).

Свидетель М.В.И. показал, что с момента возведения домов они были огорожены общим забором, потом произошел раздел участка и были установлены заборы с калитками, когда именно были разделены участки, не помнит. Находится ли в фактическом пользовании участок, изображенный в межевом плане, пояснить не может.

Сведений об уплате налога на землю до 01.07.1990 года истица не представила.

Начисление М.А.К. земельного налога в 1995-1998, 2000 г.г., исходя из площади 3926 кв.м, свидетельствует о том, что на 2000 год спорного участка как объекта прав не существовало.

Таким образом, истицей не доказано, что земельный участок, площадью 875 кв.м, с конфигурацией, изображенной в межевом плане, поступил в фактическое пользование владельцев жилого дома № до вступления в силу Закона СССР "О собственности в СССР".

По этим же основаниям не может быть применен Указ Президента № 337 от 07.03.1996 года «О реализации конституционных прав граждан на землю». Указ устанавливал, что земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 г. и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного либо дачного строительства, сохраняются за гражданами в полном размере.

Кривовичевой не доказано приобретение испрашиваемого участка до 1 января 1991 г. Кроме того, как указал Верховный суд РФ в Определении от 25 апреля 2002 года, за гражданами сохраняется право пользования земельными участками, полученными до 01.01.1991 в установленном порядке, Указ не может быть применен, если участок был самовольно разработан и использован для своих нужд.

Таким образом, установленных законом оснований для приобретения земельного участка в собственность бесплатно не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Кривовечевой Н.В. в удовлетворении иска к Администрации г. Смоленска, Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о признании права собственности на жилой дом и земельный участок отказать.

Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через Заднепровский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Председательствующий: