2011.01.28-решение о признании права собственности в порядке наследования на самовольную постройку



Дело №2-248/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 января 2011 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

В лице председательствующего судьи Степченковой Е.А.

При секретаре Андреевой А.А.

С участием представителя истцов Гришиной Г.М., действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4,5), третьего лица Чебышева В.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалевой Л.М., Ковалева И.И., Ковалева В.И. к Администрации города Смоленска о признании права собственности в порядке наследования на самовольную постройку,

у с т а н о в и л:

Ковалева Л.М.. Ковалев И.И., Ковалев В.И. обратились в суд с иском о признании права собственности в порядке наследования на жилой дом, расположенный по адресу: город Смоленск улица <адрес>, дом №. В обоснование требований указывают, что на основании договора № о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 был выделен земельный участок под № по улице <адрес> г. Смоленска, общей площадью <данные изъяты> кв. метров. ФИО10 был возведен жилой дом на этом участке, в котором он проживал вместе со своей семьей – женой ФИО5, дочерью Ковалевой Л.М. и внуками Ковалевым И.И. и Ковалевым В.И. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умер. После его смерти осталось наследство в виде указанного жилого дома. На день смерти наследодателя, его жена ФИО5, дочь Ковалева Л.М. проживали совместно с ним по вышеуказанному адресу, то есть фактически приняли наследство. Однако наследники не оформили своих наследственных прав. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умерла. При жизни ею было совершено завещание, согласно которому все свое имущество она завещала в равных долях Ковалевой Л.М., Ковалеву И.И. и Ковалеву В.И. Просят признать за наследниками по завещанию право собственности на жилой дом № по улице <адрес> города Смоленска, на основании завещания ФИО5, удостоверенного Первой Смоленской государственной нотариальной конторой ДД.ММ.ГГГГ, в следующих долях: Ковалевой Л.М. – 2/4 доли, Ковалеву И.И. – ? доли, Ковалеву В.И. – ? доли (л.д.3).

Уточнив требования, истцы указали, что спорный жилой дом был возведен на основании проекта, согласованного с Главным архитектором города Смоленска. Однако при строительстве дома допущены отклонения от проекта, увеличена площадь застройки. По плану площадь застройки составляет 53 кв. метров, из них жилая площадь – 19,5 кв. метров. По окончании строительства общая площадь строения составила 75 кв. метров, в том числе жилая – 38,1 кв. метров. Разрешения на увеличения площади застройки получено не было. Ссылаясь на положения статьи 222 ГК РФ, просили признать за собой право собственности на указанное строение (л.д.48).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по настоящему делу в части исковых требований Ковалева И.И., Ковалева В.И. к Администрации города Смоленска о признании права долевой собственности на жилой дом № по улице <адрес> города Смоленска в порядке наследования по завещанию прекращено, в связи с отказом перечисленных истцов от исковых требований.

Уточнив требования, Ковалева Л.М. просила признать за собой в порядке наследования право собственности на самовольную постройку - жилой дом № по улице <адрес> города Смоленска.

Истица Ковалева Л.М., извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. В представленном суду письменном заявлении просила рассмотреть дело в свое отсутствие, указав, что поддерживает заявленные требования в полном объеме (л.д.36). С учетом положений части 5 статьи 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие истицы.

Истцы Ковалев И.И., Ковалев В.И., извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание также не явились. Представитель истцов Гришина Г.М. в судебном заседании пояснила, что Ковалев И.И., Ковалев В.И. на наследственное имущество не претендуют, не возражают относительно требований Ковалевой Л.М. о признании права собственности на спорное строение. Являясь также третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора, Гришина Г.М. суду пояснила, что является наследницей первой очереди к имуществу ФИО10 и ФИО5. Не возражает относительно заявленных Ковалевой Л.М. требований и признания за ней права собственности на самовольную постройку в порядке наследования.

Третье лицо – Чебышев В.Н. в судебном заседании не возражал относительно заявленных исковых требований и признания за Ковалевой Л.М. права собственности на самовольную постройку – жилой дом, расположенный по адресу: город Смоленск, улица <адрес>, дом №. Суду пояснил, что, являясь наследником первой очереди к имуществу ФИО5, не претендует на наследственное имущество.

Представитель ответчика – Администрации города Смоленска, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание также не явился. В письменном заявлении, адресованном суду, представитель ответчика Беспаленков С.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указав, что не возражает относительно заявленных требований. С учетом положений части 5 статьи 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя Администрации города Смоленска.

Представитель третьего лица – Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, привлеченного к участию в деле на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.1), извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание также не явился. В представленном суду ходатайстве представитель департамента Кощеев А.А., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Указал, что жилой дом № по улице <адрес> города Смоленска собственностью Смоленской области не является. Земельный участок по указанному адресу относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Департамент не располагает сведениями о предоставлении земельного участка под жилым домом кому-либо на каком-либо праве. На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданные на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданный без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой.

Согласно пункту 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку. Такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ.

В судебном заседании установлено, что решением Исполнительного комитета Смоленского Городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ для строительства индивидуального жилого дома по типовому проекту ФИО10 отведен земельный участок по адресу: <адрес>, под №, общей площадью <данные изъяты> кв. метров (л.д.25).

В судебном заседании исследован проект шлакобетонного жилого дома № по улице <адрес> города Смоленска (застройщик ФИО10), согласованный с главным архитектором города Смоленска ДД.ММ.ГГГГ, в котором предусмотрено возведение одноэтажного дома в 2-е комнаты, размером 25,65 кв. метров с надворными постройками (л.д.49-55).

На основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности, ФИО10 на праве бессрочного пользования был предоставлен земельный участок № по улице <адрес> города Смоленска, общей площадью <данные изъяты> кв. метров, для возведения жилого одноэтажного шлакобетонного дома в 2-е комнаты, размером 25,65 кв. метров с надворными постройками, в полном соответствии с утвержденным ДД.ММ.ГГГГ проектом (л.д.8-9).

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: город Смоленск, улица <адрес>, дом №, общей площадью <данные изъяты> кв. метров, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, на праве постоянного бессрочного пользования находится у ФИО10 (договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №).

Согласно справке Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ, поэтажному плану строения, составленному Смоленским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» ДД.ММ.ГГГГ, проверенному ДД.ММ.ГГГГ, за ФИО10 зарегистрирован жилой дом № по улице <адрес> города Смоленска, общей площадью 75,0 кв. метров, в том числе жилой – 38,1 кв. метров (л.д.7, 40-41).

Сведения о правах на объект недвижимого имущества – жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют, что подтверждается Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.32).

Приведенные доказательства свидетельствуют о том, что спорное строение значительно превышает параметры, определенные в проекте жилого дома, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, разрешение на его возведение с имеющимися параметрами в установленном законом порядке получено не было, отсутствует акт ввода жилого дома в эксплуатацию. Следовательно, в силу положений пункта 1 статьи 222 ГК РФ названный объект недвижимости обладает признаками самовольной постройки.

Пунктом 3 статьи 222 ГК РФ установлено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно заключению ООО ППП «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, спорное строение имеет следующий состав помещений: 1) подвальное помещение площадью 8,5 кв. метров; 2) 1-ый этаж: коридор площадью 9,5 кв. метров, жилые комнаты площадью 5,7 кв. метров, 7,4 кв. метров, 19,2 кв. метров, 5,8 кв. метров, три холодных помещения площадью 8,4 кв. метров, 5,9 кв. метров, 4,6 кв. метров.

Объемно планировочное решение строения № по улице <адрес> в г. Смоленске соответствует нормам действующего СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные». Строение № не противоречит нормам пожарной безопасности и не представляет собой угрозу жизни и здоровью граждан.

Заключение подготовлено организацией, имеющей свидетельство на допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и оснований сомневаться в его обоснованности у суда не имеется.

Согласно сообщению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Смоленской области» от ДД.ММ.ГГГГ №, размещение земельного участка по адресу: г. Смоленск, ул. <адрес>, дом № соответствует требованиям п.2 п.п.2.2, п.п.2.7 и 2.8 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и п.2 п.п.2.3, п.п.2.5 и 2.6 СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно – эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям». Жилое помещение по планировочным решениям соответствует п.3.2 и 3.3 СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно – эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям» (л.д.42).

При таких обстоятельствах суд считает установленным, что домостроение № по улице <адрес> г. Смоленска, являющееся самовольным строением, возведенным на земельном участке, предоставленном ФИО10 под строительство жилого дома, не нарушает прав и охраняемых законом интересов граждан и не создает угрозу их жизни и здоровью.

ФИО10 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти 1-МП № (л.д.11).

В силу ст. 5 Федерального закона от 26.11.2001 №147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» часть третья Кодекса применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. По гражданским правоотношениям, возникшим до введения в действие части третьей ГК РФ, раздел V «Наследственное право» применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

Таким образом, на момент смерти ФИО10 наследственные правоотношения регулировались ГК РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с положениями ст. 527 ГК РСФСР, 1964 г., наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.

Временем открытия наследства признается день смерти наследодателя, а при объявлении его умершим – день, указанный в части третьей статьи 21 настоящего Кодекса (ст. 528 ГК РСФСР, 1964г.)

ФИО10 завещание на принадлежащее ему имущество совершено не было.

Согласно сообщению Смоленской областной нотариальной палаты от ДД.ММ.ГГГГ № наследственное дело к имуществу ФИО10, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в алфавитных книгах учета наследственных дел по Второй Смоленской государственной нотариальной конторе не значится.

В силу ч.1 ст. 532 ГК РСФСР, 1964г. дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти, являлись наследниками по закону первой очереди в равных долях.

Наследниками первой очереди к имуществу ФИО10 являлись его жена ФИО5, что подтверждается копией свидетельства о браке ЯП № (л.д.10), дочь Ковалева Л.М., что подтверждается копией свидетельства о рождении РГ № (л.д.26), копией свидетельства о браке 11-ЯП № (л.д.27), дочь Гришина Г.М.

В соответствии с ч.1 ст. 546 ГК РСФСР 1964г. для приобретения наследства наследник должен его принять.

Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства (ч.2 ст. 546 ГК РСФСР)

Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства (ч.3 ст. 546 ГК РСФСР, 1964г.)

Факт принятия наследства, открывшегося со смертью ФИО10 его женой ФИО5 и дочерью Ковалевой Л.М., подтверждается сведениями, содержащимися в домовой книге для прописки граждан, проживающих в доме № по улице <адрес> города Смоленска, согласно которым на момент смерти они были зарегистрированы и проживали с наследодателем по одному адресу (л.д.13-24).

Гришина Г.М., также являющаяся наследницей первой очереди к имуществу ФИО10, в судебном заседании пояснила, что с заявлением о принятии наследства, открывшегося со смертью отца, она к нотариусу не обращалась, на наследственное имущество не претендует.

Приведенные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что имущество ФИО10 в виде спорного строения было принято его наследниками – женой ФИО5 и дочерью Ковалевой Л.М.

ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти 1-МП № (л.д.12).

Согласно пункту 1 статьи 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В силу статьи 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 1142 ГК РФ установлено, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Наследниками первой очереди к имуществу ФИО5 являются ее дети Ковалева Л.М., Гришина Г.М., Чебышев В.Н.

В судебном заседании Гришина Г.М. и Чебышев В.Н. суду пояснили, что на наследственное имущество не претендуют, не возражают против удовлетворения требований истицы.

В силу пункта 1 статьи 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (пункт 1 статьи 1154 ГК РФ).

Из материалов наследственного дела к имуществу ФИО5, представленного по запросу суда нотариусом ФИО11, следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 было совершено завещание, согласно которому все имущество, какое ко дню ее смерти окажется ей принадлежащим, где бы оно ни находилось и в чем бы оно ни заключалось, в том числе принадлежащий ей на праве собственности жилой дом под № по улице <адрес> и земельный участок, находящийся там же, она завещает в равных долях каждому – Ковалевой Л.М., Ковалеву И.И., Ковалеву В.И.

ДД.ММ.ГГГГ с заявлениями к нотариусу о принятии наследства по завещанию обратились Ковалева Л.М., Ковалев И.И., Ковалев В.И. Свидетельство о праве на наследство по завещанию наследникам не выдано.

Поскольку спорное строение является самовольной постройкой, оно не может быть включено в наследственную массу ФИО10, ФИО5 Вместе с тем, учитывая, что Ковалева Л.М. является наследницей первой очереди к имуществу наследодателей, в порядке наследования ей перешло право собственности земельным участком, на котором расположено это строение, а также, принимая во внимание, что спорное строение является безопасным и не представляет угрозу жизни и здоровью граждан, иные наследники не претендуют на спорное имущество, имеются основания для признания за истицей права собственности на самовольную постройку.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Ковалевой Л.М. удовлетворить.

Признать за Ковалевой Л.М. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: город Смоленск, улица <адрес>, дом №, общей площадью 75,0 кв. метров, в том числе жилой – 38,1 кв. метров.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через Заднепровский районный суд города Смоленска в течение десяти дней со дня принятия решения судом.

Председательствующий Е.А. Степченкова