Дело № 2 -237
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2011 года
Заднепровский районный суд города Смоленска
в составе председательствующего судьи Хананеевой В.В.,
при секретаре Шульковой В.В.,
с участием истца Комкова П.Т.,
представителя ответчика Герасименко В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комкова П.Т. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о понуждении к предоставлению земельного участка в собственность,
УСТАНОВИЛ
Комков П.Т. просит обязать Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области предоставить ему бесплатно в собственность земельный участок в г. Смоленске для индивидуального жилищного строительства (далее ИЖС).
В судебном заседании Комков иск поддержал и пояснил, что является ветераном труда и ранее право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка не использовал. В декабре 2009 года он обратился к ответчику с заявлением о бесплатном предоставлении участка по <адрес> рядом с домом №. В предоставлении этого земельного участка ответчик отказал, ссылаясь на принадлежность другому лицу, предложил указать место расположения другого земельного участка для последующего формирования. Информации о месте расположения свободных земель не имеется. По мнению истца, возможность предоставления земельного участка в г. Смоленске существует, действия ответчика нарушают его права.
Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее Департамент) Герасименко В.А. иск не признал и пояснил, что с таким заявлением Комков в Департамент не обращался и его права ответчиком нарушены не были. Между тем, оснований для удовлетворения иска не имеется. Свободные сформированные земельные участки, предназначенные для ИЖС, в г. Смоленске отсутствуют. Сведениями о наличии свободных земель в зонах, предназначенных для ИЖС, обеспеченных необходимой инфраструктурой, ответчик не располагает. Для реализации права истец должен указать место расположения испрашиваемого земельного участка, если при проверке Департамент установит, что он свободный, заявителю будет разрешено формирование участка.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Администрации г. Смоленска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд удовлетворяет иск.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Законом Смоленской области от 8 февраля 2007г. N1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" установлено, что распоряжение такими участками осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Администрации Смоленской области.
Постановлениями Администрации Смоленской области от 29 апреля 2008г., от 09 декабря 2008 года Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области определен в качестве органа, уполномоченного распоряжаться земельными участками, находящимися в государственной собственности Смоленской области, а также земельными участками в городе Смоленске, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с п.п.1, 2 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Признавая возможность бесплатного предоставления гражданам в собственность земельных участков, Земельный кодекс РФ не предусмотрел права льготных категорий граждан и условия реализации ими прав на земельные участки. Поэтому в случае закрепления субъектом РФ права отдельных категорий граждан на бесплатное получение земельных участков, порядок предоставления им земельных участков должен также устанавливаться законом субъекта Федерации.
Согласно п.4 ст. 1, ст. 2 Закона Смоленской области от 10 июня 2003г. N23-з
"О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно"
(с изменениями от 10 июля 2006г., 30 мая 2007г., 16 декабря 2008г.) предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность ветеранам труда, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства осуществляется бесплатно и в соответствии с настоящим областным законом - однократно.
Комков имеет статус ветерана труда, проживает в г. Смоленске, его право на бесплатное предоставление земельного участка на основании указанного областного закона ответчик не оспаривал.
ДД.ММ.ГГГГ Комков обратился в Департамент с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка по <адрес>, рядом с домом №, для ИЖС (л.д.12, 14).
В предоставлении участка было отказано со ссылкой на предоставление указанного участка в собственность другому лицу приказом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4).
Истец полагает возможным предоставление земельного участка в другом месте в черте г. Смоленска.
Закон, регулирующий порядок реализации права на получение земельного участка в собственность бесплатно, на уровне Смоленской области не принят.
Постановление Администрации Смоленской области от 27 апреля 2009г. N243 "Об утверждении порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" является актом органа исполнительной власти, определяющим порядок работы данного органа, и не может регулировать реализацию прав граждан.
При таких обстоятельствах, ссылка ответчика на обязанность указания заявителем места расположения испрашиваемого земельного участка не может быть принята во внимание.
Кроме того, ответчик не оспаривал, что сведения о наличии территорий, свободных для формирования земельного участка, гражданам не предоставляются, что исключает осведомленность истца о свободных землях.
По смыслу указанного Закона Смоленской области гражданин имеет право на получение земельного участка на территории Смоленской области, если имеются земли, предназначенные для ИЖС, свободные от прав других лиц.
В соответствии с ПРАВИЛАМИ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА, утвержденными решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 г. N 490, земли г. Смоленска делятся на территориальные зоны, для которых определены границы и установлены градостроительные регламенты. Для индивидуального жилищного строительства предусмотрена зона Ж1.
Следовательно, право на предоставление земельного участка для ИЖС в г. Смоленске может быть реализовано при наличии свободных земель в зоне Ж1, из которых может быть сформирован земельный участок.
Требование истца относится к сфере публичных правоотношений, и потому обязанность по доказыванию отсутствия свободных земель для ИЖС лежит на ответчике.
Объяснения представителя ответчика об отсутствии в Департаменте сведений о наличии свободных земель, возможности формирования участка Комковым в случае указания конкретного места расположения земельного участка не исключают наличие в зоне Ж1 земель, пригодных для выделения под ИЖС.
Таким образом, ответчиком не доказано, что в г. Смоленске отсутствуют земли, свободные от прав других лиц, предназначенные для ИЖС, и потому иск подлежит удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о необходимости предварительного обращения истца в Департамент с заявлением о предоставлении любого земельного участка не обоснованны. Ответчик настоящий иск не признал, и, следовательно, между сторонами имеется спор, вытекающий из земельных правоотношений, в силу п.1 ч.1 ст. 22 ГПК РФ подведомственный суду.
Решением Смоленского Горсовета от 09.11.2010 года внесены изменения в ПРАВИЛА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА, которыми установлены минимальные и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых для ИЖС: для размещения индивидуального жилого дома от 1000 до 1800 кв.м, для размещения блок секции блокированного жилого дома от 400 до 700 кв.м.
Размер земельного участка должен определяться при формировании в зависимости от площади свободных земель с учетом интересов смежных землепользователей.
Таким образом, на основании имеющихся доказательств суд приходит к выводу, что Комкову может быть представлен земельный участок для ИЖС в г. Смоленске в пределах установленных размеров.
В силу п.2.6. действующего Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, решение о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка принимается уполномоченным органом в двухнедельный срок со дня представления заявителем кадастрового паспорта земельного участка.
В соответствии с приведенной нормой суд возлагает на ответчика обязанность предоставить истцу земельный участок после изготовления заявителем кадастрового паспорта в двухнедельный срок.
Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 197, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Иск удовлетворить.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области предоставить Комкову П.Т. в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства в г. Смоленске, в пределах размеров, установленных земельным законодательством, в течение двух недель со дня представления Комковым кадастрового паспорта земельного участка.
Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через Заднепровский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.
Председательствующий: