Дело №2-356/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2011 года
Заднепровский районный суд города Смоленска
в составе судьи Мурашко М.С.,
при секретаре Лобачевой М.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сибикина А.А. к Администрации города Смоленска о признании права собственности на самовольную постройку в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ
Сибикин А.А. обратился в суд с иском к Администрации города Смоленска о признании за ним права собственности в порядке наследования на дом №№ общей площадью 47.4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, указывая, что данный дом был построен его дедом ФИО4, умершим в 1970 году. После смерти ФИО4 данный дом по наследству перешел к его сыну ФИО2, который фактически принял оставшееся после смерти отца имущество, в том числе вышеуказанный жилой дом. ФИО2 умер 11.08.1998 года. Истец является наследником умершего, однако, оформить наследственные права на имущество умершего, в том числе спорный жилой дом, не может по причине отсутствия на дом правоустанавливающих документов.
В последующем истец уточнил предмет и основание иска и просил признать за ним право собственности на спорный дом, ссылаясь на то, что фактически он представляет собой самовольную постройку, поскольку на него отсутствуют правоустанавливающие документы (л.д.29-30). Между тем, сохранением данного дома по заключению специализированной организации не создается угроза жизни и здоровью граждан; земельный участок под его строительство выделялся, о чем свидетельствует факт наличия в списках граждан, подлежащих налогообложению, фамилии застройщика.
Истец в судебное заседание не явился.
Исковые требования и доводы, изложенные в иске, поддержал представитель истца Кленов С.А.
Администрация г. Смоленска явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, в направленном в суд факсимильном сообщении представитель ответчика указала на отсутствие возражений со стороны Администрации города Смоленска относительно удовлетворения требований Сибикина А.А.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В силу п. 1 ст. 222 ГК РФ жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество созданные на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданный без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой.
Как следует из справки Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, поэтажного плана по адресу: <адрес>, расположен дом №№ площадью застройки 47.4 кв.м., заявителем на первичную инвентаризацию данного домовладения являлся ФИО4 (л.д.9,10).
Документы на строительство дома, ввод его в эксплуатацию суду не представлены, что свидетельствует о том, что данный дом является самовольным строением.
В соответствии с п.3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольнуюпостройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольнуюпостройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с техническим заключением главного инженера АНО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ строение № по <адрес> не представляет собой угрозы жизни и здоровью граждан, для осуществления строительства на фундаменте строения необходимо проведение работ по реконструкции (усиление монолитных участков ограждающих конструкций и т.п.).
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что самовольное строение не нарушает чьи-либо права и охраняемые законом интересы.
Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ в документах Колоднянского поселкового Совета, в списке частных домовладений по <адрес>, имеющих земельные участки, значится ФИО4 В графах списка указано: «Адрес – <адрес>; отведено земли, наименование и номер документа – 1720,1937 г. (л.д.18).
В соответствии с архивной выпиской из решения исполкома Смоленского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ № в Списке граждан города Смоленска, подлежащих обложению подоходным налогом по доходам от сельского хозяйства на 1958 года по <адрес>, значится ФИО4 – дом №№ площадь участка в фактическом пользовании – 1720 (л.д.35).
Из кадастровой выписки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок площадью 2575 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, находится в государственной собственности. Разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства (л.д.11).
Содержание кадастрового паспорта, выписка из решения исполкома и архивная справка подтверждают объяснения представителя Сибикина А.А. о предоставлении земельного участка застройщику ФИО4 под строительство <адрес>.
При таких обстоятельствах за ФИО4могло быть признано право собственности на жилой дом №№ являющийся самовольной постройкой.
ФИО4 умер 18.04.1970 года (л.д.15).
В соответствие со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п.1 ст.1152 ГК РФ для принятия наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство (ст.1153 п.1 ГК РФ).
В силу п.2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Наследником ФИО4 являлся его сын и отец истца ФИО2 (л.д.12).
Последний фактически принял наследство умершего.
ФИО2 умер 11.08.1998 года (л.д.14).
Истец является сыном и единственным наследником умершего (л.д.12,13,14).
На момент смерти ФИО2 истец проживал совместно с умершим по адресу: <адрес>, что следует из представленной суду копии справки ЖЭУ №, а, следовательно, считается принявшим наследство умершего фактически, в том числе и право требовать признания за ним право собственности на спорное строение (л.д.17).
По сообщению нотариуса Смоленского городского нотариального округа Смоленской области РФ ФИО5 наследственных дел к имуществу умершего ФИО2 не заводилось (л.д.24).
Смоленская областная нотариальная палата сообщила об отсутствии в алфавитных книгах учета наследственных дел наследственного дела к имуществу ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26).
При таких обстоятельствах следует считать установленным, что других наследников у умерших ФИО4 и ФИО2, кроме истца, не имеется.
Учитывая, что сохранение строения № по <адрес> в <адрес> не нарушает чьи-либо права и охраняемые законом интересы, не создает угрозы жизни и здоровью граждан, строение находится на земельном участке, предназначенном для строительства, право истца на данное строение никем не оспаривается, за истцом может быть признано право собственности на данное строение.
Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Признать за Сибикиным А.А право собственности на самовольную постройку – строение общей площадью застройки 47.4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через районный суд в течение 10 дней.
Судья: