2011.02.17 - Решение о назначении пенсии по инвалидности.



Дело №2-329/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 февраля 2011 г.

Заднепровский районный суд г. Смоленска

в лице председательствующего судьи Хрисанфова И.В.

при секретаре Ткаченко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ковалева Е.А. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заднепровском районе г. Смоленска о назначении пенсии,

установил:

Ковалев Е.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области (далее – отделение), в котором просил признать незаконным отказ в назначении ему государственной пенсии по инвалидности, обязать данное учреждение назначить ему и выплачивать государственную пенсию по инвалидности с момента обращения – с 1 июня 2007 г.

В обоснование своих требований он сослался на то, что с 14 августа по 28 сентября 1986 г. был призван Заднепровский райвоенкоматом на специальные сборы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 2 апреля 2007 г. Ковалеву Е.А. по достижении 50 лет назначена трудовая пенсия по старости. Истец также обращался с заявлением о назначении ему государственной пенсии по инвалидности, но решением отделения от 10 сентября 2010 г. ему в этом было отказано. Между тем, в соответствии с п.2 ч.1 ст.29 закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (деле – закон о чернобыльцах) военнообязанным, призванным на специальные сборы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и ставшим инвалидами, гарантировано право на назначение пенсий в порядке, установленном для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы. Согласно п./п. 1 п.3 ст. 3 закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее – закон о государственных пенсиях) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 статьи 15 этого закона, и трудовая пенсия по старости. Впервые за пенсией по инвалидности Ковалев Е.А. обращался 1 июня 2007 г.

В ходе рассмотрения дела была осуществлена замена ответчика. В качестве такового к участию в деле привлечено Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Заднепровском районе г. Смоленска (далее – управление).

В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Его представитель Новиков И.Е. требования истца и доводы, изложенные в их обоснование в исковом заявлении, поддержал.

Представитель управления Васечкина О.Г. иск не признала. Она пояснила, что истец проходил специальные сборы будучи офицером. Закон о государственных пенсиях предусматривает возможность назначения пенсии по инвалидности вследствие военной травмы, полученной солдатом, матросом, сержантом, старшиной при прохождении военной службы по призыву, но не офицерам. Одновременное получение трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости на основании закона о трудовых пенсиях действующим пенсионным законодательством не предусмотрено. Решение об отказе в назначении второй пенсии вынесено 1 июня 2007 г. С иском, оспаривающим это решение, Ковалев Е.А. обратился в ноябре 2010 года, то есть за пределами трехлетнего срока исковой давности. Поэтому в удовлетворении требований истцу должно быть отказано.

Заслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются законом о чернобыльцах и другими федеральными законами. Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - закон о трудовых пенсиях), в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 закона о чернобыльцах (ст. 28.1 закона о чернобыльцах).

Согласно ч.1 ст. 30 закона о чернобыльцах гражданам, принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона о трудовых пенсиях, на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.

В силу п.2 ч.1 ст.29 закона о чернобыльцах инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, гарантируется назначение пенсий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

Случаи, когда допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с законом о трудовых пенсиях, предусмотрены законом о государственных пенсиях (ст.4 закона о трудовых пенсиях).

В соответствии с п./п.1 п.3 ст.3 закона о государственных пенсиях граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 статьи 15 закона о государственных пенсиях, и трудовая пенсия по старости.

Согласно п.3 статьи 10 закона о государственных пенсиях пенсия по инвалидности назначается гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в случае признания их инвалидами I, II и III группы, независимо от продолжительности трудового стажа.

В законе о трудовых пенсиях не содержится нормы об условиях назначения пенсии лицам, участвовавшим в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Из вышеприведенных норм вытекает, что, во-первых, пенсия по инвалидности назначается в случае признания инвалидом независимо от возраста, во-вторых, чернобыльцы имеют право на трудовую пенсию по старости по достижении 50 лет, в – третьих, инвалиды – чернобыльцы из числа военнообязанных имеют право на получение двух пенсий: по инвалидности и трудовой пенсии по старости.

Как видно из военного билета Ковалева Е.А. (л.д.6-8), он проходил срочную службу в Вооруженных Силах СССР в период с 14.11.1975 г. по 08.11.1977 г. Когда он находился в запасе, приказом заместителя министра обороны №125 от 4 сентября 1985 г. ему присвоено воинское звание младший лейтенант. В период с 14 августа по 28 сентября 1986 г. он принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Ковалев Е.А. является инвалидом третьей группы вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с 4 марта 2005 г. пожизненно (л.д.39,44).

23 марта 2007 г. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему пенсии по старости досрочно (л.д.47).

Решением управления от 22 мая 2007 г. Ковалеву Е.А., родившемуся ДД.ММ.ГГГГ г. с 2 апреля 2007 г. была назначена трудовая пенсия по старости на основании законов о трудовых пенсиях и о чернобыльцах. При этом страховой стаж истца составлял более 30 лет (л.д.48).

1 июня 2007 г. Ковалев Е.А. обращался в управление с заявлением о назначении ему пенсии по инвалидности на основании закона о государственных пенсиях (л.д.50).

Решением управления от 1 июня 2007 г. в назначении 2-й пенсии по инвалидности истцу было отказано со ссылкой на то, что вторая пенсия по инвалидности может быть назначена военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин. Ковалев же проходил службу в качестве лейтенанта. Пенсии военнослужащим из числа офицеров назначаются по закону «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел…», согласно которому военнослужащие из числа офицеров имеют право только на одну пенсию (л.д.5).

13 июня 2010 г. истец обращался в управление с заявлением о назначении ему второй пенсии по старости (л.д.45).

23 июня 2010 г. управление сообщило истцу о том, что для назначения ему второй пенсии по старости оснований не имеется, что ранее ему отказывалось в назначении второй пенсии по инвалидности (л.д.46).

30 июня 2010 г. истец направил заявление на имя председателя правления ПФР РФ с просьбой отменить решения управления и назначить ему две пенсии: по инвалидности и по старости (л.д.38).

Отвечая на это обращение, заместитель управляющего государственного учреждения отделения пенсионного фонда РФ по Смоленской области указал, что решение управления об отказе в назначении пенсии по инвалидности является правомерным. Сославшись на п./п.3 п.1 ст.28 закона о трудовых пенсиях, он также сообщил, что право на трудовую пенсию по старости при наличии инвалидности у мужчин возникает по достижении возраста 55 лет и наличии 25 лет страхового стажа.

Из вышеперечисленных доказательств следует, что по достижении Ковалевым Е.А. пятидесяти лет ему была назначена трудовая пенсия по старости, в назначении пенсии по инвалидности ему было отказано.

Между тем, такое решение не соответствует вышеприведенным нормам действующего законодательства, согласно которым граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на одновременное получение двух пенсий: пенсии по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 статьи 15 закона о государственных пенсиях, и трудовой пенсии по старости.

Доводы представителя ответчика основаны на неверном понимании и толковании норм действующего законодательства.

Право на назначение двух пенсий разных видов упомянутым лицам предоставлено не законом о трудовых пенсиях, а законом о чернобыльцах (ст.29) и законом о государственных пенсиях (п./п.1 п.3 ст.3). Одна пенсия назначается по закону о государственных пенсиях, а вторая – по закону о трудовых пенсиях.

Конституционный суд РФ, который в своих определениях неоднократно высказывался о конституционности положений ст. 29 закона о чернобыльцах и подпункта 1 пункта 3 статьи 3 закона о государственных пенсиях (например, определения от 20.03.2008 N 183-О-О, от 21.10.2008 N 693-О-О) разъяснял, что норма подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предусматривающая для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, право на одновременное получение двух пенсий - пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 (с применением пунктов 3 и 5) статьи 15 данного Федерального закона, и трудовой пенсии по старости, направлена на повышенную социальную защиту указанной категории граждан и сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы.

Учитывая изложенное, ссылка ответчика на п./п.3 п.1 ст.28 закона о трудовых пенсиях, в соответствии с которым трудовая пенсия мужчинам инвалидам вследствие военной травмы назначается по достижении возраста 55 лет, если они имеют страховой стаж не менее 25 лет, не может быть принята во внимание. Данная норма не учитывает и, следовательно, не регулирует назначение пенсии инвалидам вследствие военной травмы – участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, которым закон представляет повышенную социальную защиту. Следуя рассуждениям представителя ответчика можно прийти к выводу, что лицам, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и ставшим инвалидами вследствие военной травмы, трудовая пенсия по старости не может быть назначена ранее 55 лет, что противоречит закону и обстоятельствам дела: истцу она назначена с 50-ти лет. Назначение трудовой пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от того требует ли гражданин назначить ему вторую пенсию или нет.

По закону о государственных пенсиях трудовая пенсия по старости вообще не назначается, а назначается пенсия по старости, что не одно и то же.

Несостоятельна и ссылка ответчика на п.2 ст.8 закона государственных пенсиях, в соответствии с которым пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы.

Ковалев Е.А. в период участия в ликвидации последствий аварии не относился к вышеперечисленным категориям. Будучи в запасе, он являлся военнообязанным (п.14 Положения о воинском учете, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (ред. от 14.02.2009)). Этот статус не зависит от воинского звания лица.

В силу ст.37 закона "О воинской обязанности и военной службе" гражданин, проходящий военные сборы, считается исполняющим обязанности военной службы в случаях: прохождения военных сборов (п. «к»); участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф (п.«п»).

Таким образом, Ковалев Е.А. как раз и относится к той категории лиц, которым законы о чернобыльцах и о государственных пенсиях предоставляют повышенную социальную защиту и имеет право на назначение двух пенсий: трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, назначаемой в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 (с применением пунктов 3 и 5) статьи 15 закона о государственных пенсиях.

Однако, требование назначить пенсию по инвалидности с момента обращения – с 1 июня 2007 г. удовлетворению не подлежит.

Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст.195 ГК РФ).

Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст.196 ГК РФ).

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (ст.199 ГК РФ).

Как указывалось выше, решение об отказе в назначении пенсии по инвалидности состоялось 1 июня 2007 г.

С иском в суд истец обратился 12 ноября 2010 г. (л.д.2), то есть за пределами срока исковой давности.

Представителем управления в судебном заседании заявлено о пропуске срока исковой давности.

Следовательно, в удовлетворении требования о назначении пенсии по инвалидности с 1 июня 2007 г. следует отказать.

Поскольку имеется спор о праве на пенсию по инвалидности, судом за истцом признается право на неё, она должна быть ему назначена с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Как видно из представленных квитанций, договора (л.д.40, 51,52,53,54,55) в связи с оплатой услуг представителя истец понес расходы в сумме 2000 рублей, в связи с защитой своих прав 85 рублей 70 копеек.

Учитывая сложность дела, количество судебных заседаний, расходы по оплате услуг представителя суд находит разумными.

В силу ст.ст.98, 100 ГПК РФ указанные расходы подлежат возмещению.

Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,

решил:

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заднепровском районе г. Смоленска назначить Ковалеву Е.А. пенсию по инвалидности.

Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заднепровском районе г. Смоленска в пользу Ковалева Е.А. 2085 (две тысячи восемьдесят пять) рублей 70 (семьдесят) копеек.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд г. Смоленска в течение 10 дней.

Председательствующий: