2011.02.07 - решение о признании права собственности на часть жилого дома, 1/2 долю земельного участка



Дело № 2 – 115/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 февраля 2011 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

в составе председательствующего судьи Хананеевой В.В.,

при секретаре Шульковой В.В.,

с участием представителя истца Пряхиной М.Ю.,

представителя ответчика Каширцевой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кротовой Т.А. к Администрации г. Смоленска, Омелюх Н.Г., Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о признании права собственности на часть жилого дома и ? долю земельного участка и по встречному иску Омелюх Н.Г. к Кротовой Т.А., Администрации г. Смоленска, Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о признании права собственности на часть жилого дома, ? долю земельного участка,

УСТАНОВИЛ

Кротова Т.А. обратилась в суд с иском к Администрации г. Смоленска, Омелюх Н.Г. о признании права собственности на ? долю жилого дома, общей площадью 77,9 кв.м, в том числе жилой 39,2 кв.м, и земельного участка, площадью 600 кв.м, расположенных по <адрес> (л.д.2-3).

Впоследствии изменила предмет иска в части и просила признать право собственности на часть указанного жилого дома, общей площадью 29,3 кв.м.

От Омелюх поступил встречный иск о признании права собственности на часть данного жилого дома, общей площадью 54,4 кв.м, а также на ? долю указанного земельного участка (л.д.73).

Определениями суда от 30.08.2010 года, 19.10.2010 года к участию в деле по обоим искам в качестве соответчика привлечен Департамент имущественных и земельных отношений по Смоленской области (л.д.1, 72).

В судебное заседание Кротова не явилась.

Представитель истицы Пряхина М.Ю. иски поддержала и пояснила, что дедушке истицы Т.Г.М. в 1962 году был предоставлен земельный участок по <адрес> площадью 600 кв.м для строительства жилого дома. Т.Г.М. построил жилой дом, общей площадью 47,5 кв.м, который в эксплуатацию не вводился. Дом состоял из двух частей. Верхнюю часть стали занимать родители и их дочь Омелюх, нижнюю - сын Т.Г.М. (отец истицы) Т.А.Г. с женой и детьми. Затем дом перестраивался, участие в строительстве принимали Омелюх и Т.А.Г. ДД.ММ.ГГГГ Т.Г.М. умер. Его дети Т.А.Г. и Омелюх Н.Г. были зарегистрированы в данном доме и фактически приняли наследство. ДД.ММ.ГГГГ умер отец истицы. Кротова проживает в спорном доме, вступила во владение имуществом отца и фактически приняла наследство. Других наследников не имеется. Строение не нарушает чьих – либо прав, соответствует строительным нормам и правилам. Земельный участок стоит на кадастровом учете, находится в пользовании. С учетом участия в строительстве доля Омелюх должна составлять 31/50, доля Кротовой – 19/50. В соответствии с долями дом фактически разделен на две изолированные части, Омелюх занимает часть, общей площадью 48,6 кв.м, Кротова часть, общей площадью 29,3 кв.м.

Омелюх Н.Г. в судебное заседание не явилась.

Представитель ответчицы Каширцева Ю.В. подтвердила изложенные представителем истицы обстоятельства и уточнила, что Омелюх просит признать право собственности на часть жилого дома, общей площадью 48,6 кв.м, которая является изолированной.

Представитель ответчика - администрации г. Смоленска в судебное заседание не явился, в письменном заявлении не возражал относительно признания права собственности на жилой дом (л.д.83).

Представитель ответчика - Департамента имущественных и земельных отношений по Смоленской области в судебное заседание не явился, письменно сообщил, что при наличии документа о предоставлении земельного участка право собственности на него регистрируется в упрощенном порядке, в связи с чем Департамент является ненадлежащим ответчиком (л.д.41-42).

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд удовлетворяет иски.

В соответствии с п.1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Решением Исполкома Смоленского горсовета от ДД.ММ.ГГГГ Т.Г.М. был отведен земельный участок площадью 600 кв.м по <адрес> для строительства жилого дома (л.д.21).

На участке был возведен жилой дом, общей площадью 47,5 кв.м, в том числе жилой 29 кв.м, который в эксплуатацию не вводился (л.д.13, 14).

Затем жилой дом без соответствующего разрешения перестраивался, его общая площадь составляет 77,9 кв.м, в том числе жилая 39,2 кв.м (л.д.17)..

Таким образом, право собственности на возведенное строение у Т.Г.М. не возникло, оно является самовольной постройкой.

В соответствии с п.3 ст.222 ГК РФ).

Земельный участок был предоставлен Т.Г.М. на законных основаниях, и это позволяло признать за ним право собственности на возведенную им самовольную постройку при соблюдении иных условий, указанных в п.3 ст. 222 ГК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ Т.Г.М. умер (л.д.8).

В соответствии со ст.527 ГК РСФСР, действовавшей на момент его смерти, при наследовании имущество умершего переходило к другим лицам (наследникам).

Т.А.Г. и Омелюх Н.Г. – его дети.

В силу ст. 532 ГК РСФСР дети наследодателя относились к наследникам первой очереди.

Принятое наследство признавалось принадлежащим наследнику со дня открытия наследства, то есть со дня смерти наследодателя (ст.528, ч.5 ст.546 ГК РСФСР).

Согласно п.4 ст.1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

По сообщению Смоленской областной нотариальной палаты наследственного дела к имуществу Т.Г.М. не имеется (л.д.52).

Как следует из записей в домовой книге, на момент смерти отца Т.А.Г. и Омелюх проживали по месту открытия наследства, что подтверждает их вступление во владение наследственным имуществом и в силу ст. 546 ГК РСФСР свидетельствует о принятии наследства.

Т.А.Г. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).

Кротова Т.А. – его дочь (л.д.11-12).

Согласно сообщению нотариуса она в установленный срок обратилась с заявлением о принятии наследства (л.д.54), и, тем самым, приняла наследство отца.

Таким образом, в порядке универсального правопреемства к Омелюх и Кротовой перешло право требовать признания права собственности на самовольную постройку.

В соответствии с заключением архитектора ООО «<данные изъяты>» С.О.Н. от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом соответствует строительным и санитарным нормам и правилам, не представляет угрозу жизни и здоровью граждан, несущая способность конструкций не нарушена (л.д.18-19). Заключение составлено организацией, имеющей соответствующее свидетельство, и его достоверность и обоснованность не вызывает у суда сомнений.

Состояние строения согласовано с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области», что свидетельствует о соблюдении санитарно-технических требований.

Исследованные доказательства свидетельствуют о том, что жилой дом отвечает существующим строительным нормам и правилам, его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

При таких обстоятельствах следует признать, что не имеется препятствий для признания за Омелюх и Кротовой права собственности на самовольную постройку.

Стороны пришли к соглашению, что с учетом участия в строительстве Омелюх должна принадлежать 31/50 доля в жилом доме, Кротовой – 19/50 долей.

В соответствии с п.1 ст. 252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними.

Поэтажный план, заключение архитектора С.О.Н. подтверждают, что жилой дом состоит из двух изолированных частей, одна часть имеет общую площадь 48,6 кв.м и состоит из жилых комнат площадью 10,5 кв.м, 13,4 кв.м, кухни площадью 8 кв.м, кухни площадью 6,5 кв.м, холодного помещения площадью 10,2 кв.м, вторая часть, общей площадью 29,3 кв.м, состоит из жилой комнаты площадью 15,3 кв.м, кухни площадью 8,3 кв.м, холодного помещения площадью 5,7 кв.м.

Поскольку между собственниками достигнуто соглашение о разделе имущества, находящегося в общей собственности, и в силу такого раздела части дома являются самостоятельными, суд считает возможным разделить дом в соответствии с заявленными требованиями.

Согласно ч.1 ст. 36 ЗК РФ граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу ч.3 ст. 36 ЗК РФ в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.

Согласно п. 9.1.ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изменениями от 22 июля 2008 г.) если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать на него право собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на такой земельный участок, не указано право, на котором предоставлен земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В установленном порядке за жилым домом был закреплен земельный участок площадью 600 кв.м. Участок такой площадью стоит на кадастровом учете с ДД.ММ.ГГГГ, с кадастровым номером №, границы не установлены (л.д.22).

Таким образом, поскольку право собственности на жилой дом принадлежит Кротовой и Омелюх, они вправе приобрести в собственность и земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ, в соответствии с долями, о которых достигнуто соглашение.

Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Иски удовлетворить.

Признать за Омелюх Н.Г. право собственности на часть жилого дома, расположенного по <адрес>, общей площадью 48,6 кв.м, состоящую из жилых комнат площадью 10,5 кв.м, 13,4 кв.м, кухни площадью 8 кв.м, кухни площадью 6,5 кв.м, холодного помещения площадью 10,2 кв.м.

Признать за Кротовой Т.А. право собственности на часть жилого дома, расположенного по <адрес>, общей площадью 29,3 кв.м, состоящую из жилой комнаты площадью 15,3 кв.м, кухни площадью 8,3 кв.м, холодного помещения площадью 5,7 кв.м.

Признать за Омелюх Н.Г. и Кротовой Т.А. право общей долевой собственности на земельный участок, площадью 600 кв.м, расположенный по <адрес>, с кадастровым номером №, в равных долях.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Председательствующий: