Дело № 2 –346
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 февраля 2011 года
Заднепровский районный суд города Смоленска
в составе председательствующего судьи Хананеевой В.В.,
при секретаре Шульковой В.В.,
с участием истца Левченкова В.П.,
представителей ответчиков Гришутиной Е.А., Андреевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Левченкова В.П. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, Администрации г. Смоленска, Петраченковой Т.Г., Минаевой Л.Н., Минаеву В.Н. о признании решений незаконными,
УСТАНОВИЛ
Левченков В.П. обратился с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений по Смоленской области (далее Департамент), Администрации г. Смоленска о признании незаконными решений о предоставлении земельных участков №, №, № в <адрес>.
Определением суда от 19.01.2011 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Минаев В.Н., Минаева Л.Н., Петроченкова Т.Г. (л.д.24-25).
В судебном заседании Левченков уточнил иски и просил признать незаконными приказы Департамента о предоставлении указанных участков. В обоснование иска пояснил, что проживает в <адрес>. Между жилыми домами и <адрес> находятся зеленые насаждения (сосны), которые защищают жилую территорию от неблагоприятных воздействий со стороны автомобильной дороги. В месте расположения сосен ответчик предоставил три земельных участка для индивидуального жилищного строительства, что приведет к вырубке деревьев и загрязнению окружающей среды. В этом месте должна находиться придорожная полоса 50 м, поэтому зона Ж1 установлена неправомерно. Приказы Департамента нарушают права истца и должны быть признаны незаконными.
Представитель ответчика - Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Гришутина Е.А. иски не признала и пояснила, что Минаев, Минаева и Петроченкова обратились с заявлениями о предоставлении земельных участков бесплатно в <адрес> рядом с <адрес>. Данная территория отнесена к территориальной зоне Ж1, планировки территории не было, поэтому заявителям было разрешено формирование земельных участков. Наличие зеленых насаждений не проверялось, так как не имело правового значения. После постановки земельных участков на кадастровый учет они были предоставлены заявителям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
Представитель ответчика Администрации г. Смоленска Андреева О.В. иски не признала, пояснила, что истцом не указано, какими действиями Администрации нарушены его права и поэтому иск является необоснованным. В месте расположения земельных участков Правилами землепользования и застройки установлена зона Ж1, прилегающая к <адрес>. Планировка территории не производилась. На представленных схемах наличие деревьев не отражено, схемы были утверждены Администрацией г. Смоленска.
Ответчики Минаев В.Н., Минаева Л.Н., Петроченкова Т.Г. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд отказывает в удовлетворении исков.
Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ Петраченковой Т.Г. предоставлен в собственность земельный участок площадью 800 кв.м, расположенный в <адрес>, №, для индивидуального жилищного строительства (л.д.22).
Приказами Департамента от ДД.ММ.ГГГГ Минаевой Л.Н. и Минаеву В.Н. предоставлены земельные участки, по 800 кв.м каждому, расположенные в <адрес>, № и №, соответственно (л.д.21, 23).
Левченков В.П. проживает в <адрес> д. №. Истец указывает, что решения Департамента нарушили его право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Законом Смоленской области от 8 февраля 2007г. N1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" установлено, что распоряжение такими участками осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Администрации Смоленской области.
Постановлениями Администрации Смоленской области от 29 апреля 2008г., от 09 декабря 2008 года в качестве органа, уполномоченного распоряжаться земельными участками, находящимися в государственной собственности Смоленской области, а также земельными участками в городе Смоленске, государственная собственность на которые не разграничена, определен Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
Правоотношения сторон возникли в сфере публичных правоотношений, и в силу ч.1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений лежит на ответчике.
Согласно ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, которые утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в которых устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п.8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
В период издания оспариваемых приказов действовали Правила землепользования и застройки г. Смоленска (далее Правила), утвержденные решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 г. N 490.
Представителем Администрации г. Смоленска представлен фрагмент карты градостроительного зонирования территории г. Смоленска, являющейся приложением к Правилам, из которого следует, что предоставленные земельные участки находятся в территориальной зоне Ж1, между участком истца и <адрес>.
В соответствии со ст. 13 Правил основным видом разрешенного использования в зоне Ж1 является строительство 1 - 2-квартирных жилых домов усадебного типа и блокированных многоквартирных жилых домов этажностью не выше 3-х этажей, сопровождающим видом - зеленые насаждения общего пользования - в общественной зоне.
Таким образом, градостроительный регламент зоны Ж1 предусматривал возможность размещения земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, а также зеленых насаждений в составе земельного участка общего пользования.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ существующие и планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями.
Для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры осуществляется подготовка проекта планировки территории, основная часть которого включает чертеж планировки территории с изображением красных линий (ст. 42 Градостроительного кодекса РФ).
Из приведенных норм следует, что наличие территории общего пользования в составе жилой зоны устанавливается в результате планировки территории.
По сообщению Администрации г. Смоленска проекта планировки территории в месте расположения спорных земельных участков не имеется.
Таким образом, поскольку заявители просили предоставить участки в зоне Ж1, где в установленном порядке не была организована территория общего пользования, Департамент, уполномоченный распоряжаться земельными участками, был вправе предоставить земельные участки гражданам для осуществления основного вида разрешенного использования – индивидуального жилищного строительства.
Доводы истца о невозможности размещения жилой зоны в пределах 50 метров от <адрес> не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с Указом Президента РФ от 27июня1998года N727 «О ПРИДОРОЖНЫХ ПОЛОСАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ» придорожные полосы шириной не менее 50 метров считая от границы полосы отвода, в которых запрещается строительство капитальных сооружений, установлены для федеральных автомобильных дорог общего пользования.
Согласно п.7 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 года (с изменениями от 22.09.2009 года) «ОБ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ И О ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации. В силу п.3 ст. 26 указанного закона решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального значения принимается федеральным органом исполнительной власти.
Сведений о том, что <адрес> в установленном порядке отнесено к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, суду не представлено.
Кроме того, <адрес> располагается в г. Смоленске, а в соответствии с п.1 ст. 26 указанного закона придорожные полосы не устанавливаются для автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов.
Назначение земельных участков само по себе не нарушает прав истца.
Градостроительный регламент спорных земельных участков предусматривает в качестве сопровождающих видов использования садоводство, цветоводство, огородничество, что способствует сохранению благоприятной окружающей среды.
Градостроительная деятельность должна осуществляться Петроченковой и Минаевыми с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (п.9 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ).
В силу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, подтверждающего соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
Согласно ч.1 ст. 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10января2002года N7-ФЗ строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Таким образом, градостроительный регламент земельных участков предполагает соблюдение экологических требований, и потому использование участков в соответствии с видами разрешенного использования нельзя считать нарушающим экологическую обстановку.
Поскольку судом не установлено нарушений прав истца при предоставлении земельных участков Петроченковой и Минаевым, иск, предъявленный к указанным ответчикам, а также Департаменту, является необоснованным.
Требования к Администрации г. Смоленска Левченковым не сформулированы, поэтому иск в этой части также удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Левченкову В.П. в удовлетворении исков к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, Администрации г. Смоленска, Петраченковой Т.Г., Минаевой Л.Н., Минаеву В.Н. о признании решений незаконными отказать.
Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через Заднепровский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Председательствующий: