2011.03.14 - Решение о признании права собственности на самовольно возведенную постройку.



Дело № 2 – 738

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 марта 2011 года

Заднепровский районный суд г. Смоленска

Судья Штейнле А.Л. при секретаре Домнич М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исаянц Н.А., Исаянц С.С. и Игнатюк А.С. к Администрации г. Смоленска о признании права собственности на самовольно возведенную постройку,

Установил:

Истцы обратились в суд с иском к Администрации г. Смоленска о сохранении жилого дома №, общей площадью 152,2 кв. м, в том числе жилой – 60 кв. м, расположенного по <данные изъяты> в реконструированном, перепланированном, переустроенном состоянии и признании за ними права общей долевой собственности в равных долях по 1/3 доли на данный дом.

В обоснование иска указали, что 01.02.1996 г. ФИО1 по договору купли продажи приобрел на праве собственности дом №, расположенный по вышеназванному адресу на земельном участке 1450 кв. м и, имевший на тот момент общую площадь 39,7 кв. м, в том числе жилую 26,1 кв. м. В период с 1996 г. по 2000 г. Исаянц С.С. без соответствующего разрешения произвел реконструкцию, перепланировку и переустройство спорного дома, в результате чего, произошло увеличение его площадей.

Согласно техническому заключению ООО «Дом-проект» «Объемно-планировочное решение строения № не противоречит нормам действующих СНиП 31-02-2001 г. «Дома жилые многоквартирные», данные реконструкция, перепланировка и переустройство строения № 7 не представляют собой угрозу жизни и здоровью граждан. План перепланировки согласован с ФГУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Смоленской области».

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, завещаний не оставил. Истцы являются наследниками первой очереди по закону, так как, Исаянц Н.А. доводится ему супругой, а Игнатюк А.С. и Исаянц С.С. приходятся детьми. Других наследников первой очереди не имеется.

Истцы после смерти наследодателя фактически вступили в наследство, так как, они на день смерти проживали с ним в принадлежащем ему доме и проживают до настоящего времени. За время проживания истцы постоянно открыто пользуются домом и вещами находящимися в нем, приняли меры по его сохранению, защите от посягательств третьих лиц, производят за свой счет расходы на его содержание и ремонт, пользуются земельным участком.

Ранее указанный жилой дом принадлежал продавцу ФИО2 на праве частной собственности в связи с принятием наследства за ФИО3., которому в свою очередь на праве пожизненного наследуемого владения принадлежал земельный участок под домом. В связи с тем, что право собственности на жилой дом последовательно переходило от ФИО3. к ФИО2. и ФИО1, а от ФИО1. к истцам, то, по их мнению, вместе с правом на дом к ним перешло право пожизненного наследуемого владения на земельный участок, которым обладал ФИО3.

В судебном заседании требование и доводы истцов поддержала их представитель Алексеенкова Е.В.

Представитель ответчика Администрации г. Смоленска в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть данное гражданское дело без ее участия. Возражений по существу иска ответчик не представил.

Заслушав представителя истцов и, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество созданные на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданный без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой.

Как следует из объяснений истцов изложенных в заявлении, копий государственного акта СМО-1-Г-1 № 00645 и кадастрового паспорта земельного участка, ФИО3, в пожизненное наследуемое владение был выделен постановлением Мэра г. Смоленска № 576 от 28.08.92 г. для индивидуального жилищного строительства земельный участок площадью 1450 кв. м, с кадастровым №, расположенный по <адрес>. На основании договора купли-продажи от 12.12.1981 г. ФИО3. приобрел в собственность бревенчатый жилой дом №, общим размером 39,7 кв. м, в том числе жилой площадью 26,1 кв. м, расположенный на указанном земельном участке. После смерти ФИО3., его жена, ФИО2, приняла в порядке наследования право собственности на данный жилой дом и право пожизненного наследуемого владения на указанный земельный участок, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от 27.01.1996 г. и по договору купли-продажи от 01.02.1996 г., удостоверенному нотариусом Второй Смоленской государственной нотариальной конторы Смоленской области ФИО4., реестровый №, зарегистрированному 19.03.1999 г. в Смоленском областном БТИ, в реестровой книге под №, продала жилой дом ФИО1.

Согласно п.5 ч.1 ст.1 ЗК РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

В соответствии со ст.37 ЗК РСФСР, положения которой применялись к сделкам, совершенным до введения в действие ЗК РФ, при переходе права собственности на строение, сооружение вместе с этими объектами переходит и право пожизненного наследуемого владения или право пользования земельным участком.

Аналогичное положение содержит и п.3 ст.552 ГК РФ, в соответствии с которым при продаже недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

В силу п. 1 ст. 35 ЗК РФ, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Это означает, что при переходе права собственности на жилой дом к Исаянц С.С. к нему перешло и право на земельный участок на тех же условиях и в том же объеме, что и у прежнего собственника строения Масальцева В.Н., то есть в данном случае право пожизненного наследуемого владения.

Дом №, расположенный по <адрес>, которая в последующем переименованная в <данные изъяты>, ФИО1. был реконструирован, перепланирован и переустроен, после чего его общая площадь стала составлять 152,2 кв. м, в том числе жилая - 60 кв. м. Разрешение на реконструкцию, перепланировку и переустройство не выдавалось, сдача дома в эксплуатацию после выполненных работ в установленном законом порядке не производилась. Согласно справкам № от 01.11.2010 г. и № от 14.03.2011 г. дом №, общей площадью - 152,2 кв. м, в том числе жилой - 60 кв. м, зарегистрирован за ФИО1. Данные обстоятельства указывают, что названный объект недвижимости является самовольной постройкой и расположен на земельном участке, находившемся в пользовании ФИО1. на законных основаниях.

В соответствии с п.3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно техническому заключению ООО «<данные изъяты>» «Объемно-планировочное решение строения № не противоречит нормам действующих СНиП 31-02-2001г. «Дома жилые многоквартирные». Данные реконструкция, перепланировка и переустройство строения № выполнены без разрешения, но с учетом строительных и санитарных норм и правил, не повлекли за собой нарушения несущей способности конструкций здания в целом, не представляют собой угрозу жизни и здоровью граждан, но влекут изменения технико-экономических показателей по строению.

План перепланировки согласован с ФГУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Смоленской области».

Поэтому, при указанных обстоятельствах, судом не установлено, что названная самовольная постройка в виде жилого дома № после реконструкции, общей площадью 152,2 кв. м, в том числе, жилой - 60 кв. м по <адрес> нарушает чьи-либо права и охраняемые законом интересы, и на нее за ФИО1., к кому на законных основаниях перешло право пользования земельным участком, где расположен данный объект, может быть признано право собственности.

Согласно п.1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

В соответствие со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно ст.1141 п.1 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренными статьями 1142-1145 и 1148 ГК РФ. В соответствии со ст. 1142 п.1 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

В соответствии со ст.1153 п.2 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.

ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ., его наследники, супруга, Исаянц Н.А. (до брака Филлипенкова), дочь Игнатюк А.С. и сын Исаянц С.С., в соответствии с п.2 ст. 1152 ГК РФ также свидетельствует о принятии наследства, включая право требовать признания права собственности на самовольную постройку.

Помимо истцов других наследников первой очереди по закону к указанному имуществу судом не установлено (сведения нотариальной палаты).

Все исследованные доказательства подтверждают доводы истцов, что за ними может быть признано право общей долевой собственности по 1/3 доле за каждым на жилой дом №, общей площадью 152,2 кв. м, в том числе жилой площадью 60,0 кв. м, расположенный по <адрес>.

Требования о сохранении жилого дома в реконструированном, перепланированном и переустроенном состоянии при указанных обстоятельствах и с учетом удовлетворения требования о признании права собственности на реконструированный, перепланированный и переустроенный жилой дом с указанными размерами, согласно поэтажному плану от 20.10.2010 г., являются излишними и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Исаянц Н.А., Игнатюк А.С. и Исаянц С.С. удовлетворить.

Признать за Исаянц С.А., Игнатюк А.С. и Исаянц С.С. право общей долевой собственности в равных долях по 1/3 доли за каждым на жилой дом №, общей площадью 152,2 кв. м, в том числе жилой площадью – 60,0 кв. м, расположенный по <адрес>, на земельном участке площадью 1450 кв. м, с кадастровым №.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья А.Л. Штейнле