2011.03.15 -решение о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



Дело № 2-637РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2011 года Заднепровский районный суд г. Смоленска

в составе: председательствующего судьи Гирсенок Т. Н.,

при секретаре Шилиной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончаровой О.А. к администрации г. Смоленска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Гончарова О.А. обратилась в суд с иском к администрации г. Смоленска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указывая, что ее матери ФИО4 в 2004 г. предоставлено жилое помещение № в общежитии, расположенном по адресу: г. Смоленск, ул. <адрес>, д.№, - где истица проживает постоянно с ДД.ММ.ГГГГ. Дом, в котором находится спорное жилье, является муниципальной собственностью. При обращении к ответчику с заявлением о приватизации упомянутого жилого помещения получила отказ со ссылкой на то, что комнаты в общежитии не подлежат безвозмездной передаче в собственность граждан, на них не распространяются положения договора социального найма; считает его необоснованным. Просит признать за ней право собственности на вышеназванное жилое помещение в общежитии в порядке приватизации, поскольку на основании ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, ранее находившимися в жилых домах, принадлежавших государственным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма, позволяющие бесплатно приватизировать занимаемое жилье (л.д.3).

Представитель истицы Гончаровой О.А. по доверенности Михальченков А.И. в судебном заседании доводы искового заявления поддержал и суду пояснил, что с 2001 г. по ДД.ММ.ГГГГ Гончарова О. А., будучи несовершеннолетней, проживала вместе с матерью ФИО4 в комнате № общежития по адресу: г. Смоленск, ул. <адрес>, дом №,- это жилое помещение было предоставлено ФИО4 на семью, включая и истицу. В 2004 г. ФИО4 в порядке обмена предоставили комнату № в этом же общежитии, на семью, в том числе, и на истицу. В 2006 году ФИО4 с двумя детьми ФИО2, 1993 года рождения, и ФИО3, 2001 года рождения, выехали в <адрес>, где постоянно проживают и зарегистрированы в квартире № дома № по улице <адрес>. Ранее в приватизации жилых помещений Гончарова О. А. не участвовала. Просит признать за истицей право собственности на жилое помещение №, расположенное по адресу: г. Смоленск, ул. <адрес>, дом №, - общей площадью 18,3 и жилой – 18,3 кв.м.

Представитель ответчика администрации г. Смоленска по доверенности Трегубова М.Ю. в направленном суду отзыве просила рассмотреть дело без ее участия, возражала против удовлетворения требований истицы, указывая, что ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» распространяется лишь на те жилые помещения в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, которые использовались в качестве общежитий, а не на жилые помещения в общежитиях, которые изначально строились как таковые, вводились в эксплуатацию, использовались и передавались в муниципальную собственность без изменения статуса, поэтому относятся к специализированному жилищному фонду (ч. 1 ст. 92 ЖК РФ), а согласно ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991г."О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилые помещения в общежитиях приватизации не подлежат. Кроме того, отметила, что в спорной комнате с 09.09.2004 г. по 29.06.2006 г. были зарегистрированы несовершеннолетние ФИО2 и ФИО3, и они должны быть включены в договор приватизации, если не утратили право пользования данным жильем (л.д. 18-19,20).

Изучив материалы дела, выслушав представителя истицы, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

В соответствии с положениями главы 8 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения муниципального жилищного фонда (действующий от его имени уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом; договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия (ст.60 ЖК РФ). По условиям договора наниматель вправе вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц, сдавать его в поднаем, осуществлять его обмен, а также иметь иные права, предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и договором социального найма (части 1 и 2 ст. 67 ЖК РФ).

На основании ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем.

В силу ст.2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991г."О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. На основании ст.8 названного Закона решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Согласно ст.ст. 7 и 11 данного Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В судебном заседании установлено: общежитие, расположенное по адресу: г. Смоленск, ул. <адрес>, дом №,- находилось в хозяйственном ведении Смоленского <данные изъяты>. По распоряжению комитета по управлению государственным имуществом Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке передачи объектов социально–культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность» указанное общежитие, находящееся на балансе открытого акционерного общества «<данные изъяты>», как объект жилищного фонда, не подлежащего приватизации при преобразовании государственного предприятия в акционерное общество (п.5 ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ»), передано в муниципальную собственность г. Смоленска; без изменения правового статуса оно постановлением главы г. Смоленска № от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжением комитета по управлению имуществом г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ № принято и включено в реестр муниципальной собственности (л.д. 21-25).

По ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Администрацией г. Смоленска, ФИО4 в порядке обмена предоставлена комната № в общежитии по адресу: г. Смоленск, ул. <адрес>, дом №,- указан состав семьи нанимателя, ее трое детей: ФИО2, ФИО3 и истица Гончарова О.А., ранее эта семья проживала в комнате № названного общежития (л.д.8, 26).

Согласно копии лицевого счета № и справке филиала ОАО «Жилищник» «ЖЭУ №» от ДД.ММ.ГГГГ № в комнате № общежития, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. <адрес>, д.№, - были зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, наниматель, ее трое детей: Гончарова О.А., 1987 года рождения, ФИО2, 1993 года рождения, и ФИО3, 2001 года рождения; отмечено, что Гончарова О.А. проживала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в комнате № названного общежития; с ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 с двумя несовершеннолетними детьми ФИО2 и ФИО3 сняты с регистрационного учета по спорной комнате, в настоящее время в ней проживает с несовершеннолетнего возраста одна истица (л.д.14,15).

Из поэтажного плана и справки Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что комната № упомянутого общежития имеет общую площадь 18,3 кв.м, жилую – 18,3 кв.м, она не приватизирована, является муниципальной собственностью (л.д.11,12).

Гончаровой О.А. отказано в приватизации занимаемого жилого помещения в общежитии, что подтверждается письмом администрации Заднепровского района г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).

Суд находит, что возражения ответчика администрации г. Смоленска на иск не основаны на законе. Так, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 2 ноября 2000 года № 220-О обращал внимание, что законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела, поднайма и т.д.), поскольку ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность. Соответственно, распространение законодателем (ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации») правового режима договора социального найма и на жилые помещения, расположенные в домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, обуславливает возможность приватизации таких помещений.

Помимо вышеизложенного, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 3 ноября 1998 года № 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» непосредственно указывал, что применительно к жилым помещениям, которые имеют общий правовой режим, отсутствуют объективные основания для установления различий в праве на их приватизацию, в том числе для введения общего правила, запрещающего их приватизацию. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, такой запрет фактически означал бы закрепление неравенства прав граждан в зависимости от условий их проживания, что противоречит статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, провозглашающей равенство граждан перед законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств. Следовательно, положения ст. 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991г."О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", запрещающие приватизацию жилых помещений, находящихся в общежитиях, к спорной квартире не применимы. Таким образом, жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях.

Безосновательна ссылка ответчика на нарушение прав несовершеннолетних при приватизации жилого помещения без их участия, так как согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Судом установлено, что ФИО2 и ФИО3, дети ФИО4, проживают вместе со своей матерью в <адрес>, жильем они обеспечены.

Фактически спорное жилое помещение было предоставлено семье истицы в 2004 году, а проживала она в упомянутом общежитии с 2001 г., на занимаемую комнату распространяются условия договора социального найма, который ранее был определен законодателем в ст. 672 ГК РФ, следовательно, за Гончаровой О.А. должно быть признано право на пользование указанным жильем по договору социального найма, а им и обуславливается право на приватизацию.

Ранее истица в приватизации жилых помещений не участвовала, так как с 2001 г., т.е. с несовершеннолетнего возраста проживает в названном общежитии, с 2004 г. – в спорной комнате, которая согласно справке Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ № не приватизирована (л.д.12).

С учетом изложенного, суд находит исковые требования Гончаровой О.А. о признании за ней права собственности на жилое помещение в порядке приватизации подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Гончаровой О.А. к администрации г. Смоленска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.

Признать за Гончаровой О.А. право собственности на жилое помещение №, расположенное по адресу: г. Смоленск, ул. <адрес>, дом №, - общей площадью 18,3 и жилой – 18,3 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд г. Смоленска в течение десяти дней.

Председательствующий: