Дело №2-490/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2011 г.
Заднепровский районный суд г.Смоленска
в лице председательствующего судьи Хрисанфова И.В.
при секретаре Ткаченко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Молотковой Л.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Заднепровском р-не г.Смоленска о признании права на досрочную трудовую пенсию,
установил:
Молоткова Л.В. просит признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Заднепровском районе г. Смоленска (далее – управление) назначить ей такую пенсию с момента обращения – с 18 октября 2010 г.
В обоснование своего требования истица сослалась на то, что 18 октября 2010 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно, поскольку более 30 лет осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением от 22 ноября 2010 г. управление отказало ей в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, сославшись на отсутствие необходимого специального стажа. Периоды работы с 31 марта 1981 г. по 18 апреля 1983 г., когда она работала заведующей <данные изъяты> медицинским пунктом – фельдшером; с 6 сентября 1983 г. по 14 февраля 1987 г., когда она работала медсестрой – массажисткой поликлиники Смоленского авиационного завода; с 10 ноября 1986 г. по 10 января 1987 г., с 4 ноября 2002 г. по 6 декабря 2002 г., когда она обучалась на курсах повышения квалификации, не включены в специальный стаж. Запись в трудовой книжке её должности как «массажистка» осуществлена ошибочно. В указанный период в штатах поликлиник предусматривались должности медицинских сестер по массажу. На курсы повышения квалификации она направлялась работодателем. Работая заведующей фельдшерским пунктом, она выполняла и обязанности фельдшера (л.д.3-6, 25-26).
В судебном заседании истица свое требование и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала.
Представитель управления Шкарманцева Ю.В. иск не признала. Она пояснила, что указанные Молотковой Л.В. периоды нельзя зачесть в специальный стаж потому, что в Списке профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденныом постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №464, аналогичном Постановлении правительства от 29.10.2002 г. №781 не содержится таких должностей, как «массажистка» или «медсестра – массажистка». Не предусмотрен указанными постановлениями зачет в специальный стаж и периодов, когда истица обучалась на курсах повышения квалификации.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет (ст.7 закона №173 – ФЗ).
Согласно п./п.20 п.1 ст.27 закона №173 – ФЗ лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, пенсия назначается независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п.2 указанной нормы).
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением №781 от 29.10.2002 г. предусмотрены учреждения «больницы всех наименований» и должность «медицинская сестра по массажу», «заведующий медицинским пунктом – медицинская сестра (фельдшер)», «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – акушерка (фельдшер, медицинская сестра).
В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением №781 от 29.10.2002 г. (далее – правила), год работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в специальный стаж работы как год и 3 месяца.
Как видно из копии трудовой книжки (л.д.10 – 11) Молоткова Л.В. с 31 марта 1981 г. по 18 апреля 1983 г. работала заведующей <данные изъяты> медицинским пунктом; с 6 сентября 1983 г. по 14 февраля 1987 г. работала медсестрой-массажисткой в поликлинике САЗ 1-й городской клинической больницы; с 15 февраля 1987 г. по настоящее время работает в поликлинике №9 (ранее медсанчасть САЗ) в должности медсестры по массажу.
18 октября 2010 г. истица обратилась в управление с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости досрочно (л.д.50-51).
Решением управления от 22 ноября 2010 г. Молотковой Л.В. было отказано в назначении пенсии. В специальный стаж не были включены вышеперечисленные периоды. По мнению ответчика, такой стаж составляет не более 26 лет 5 месяцев 26 дней (л.д.12).
Однако с таким выводом управления согласиться нельзя, учитывая нижеследующее.
28 февраля 1981 г. Козлова (Молоткова) Л.В. окончила медицинское училище по специальности фельдшер (л.д.21).
Приказом по Смоленской центральной районной больнице №21-к от 31 марта 1981 г. фельдшер Козлова (Молоткова) Л.В. была направлена на работу на должность заведующей <данные изъяты> медицинским пунктом с 31 марта 1981 г. Ей предписывалось принять от санитарки медпункта все товарно-материальные ценности (л.д.32).
Из Положения о фельдшерско – акушерском пункте, утвержденном Приказом Министра здравоохранения СССР от 27 июля 1973 г. №566 (Приложение N 1) усматривается, что фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах и на объектах строительства вне населенных пунктов.
Как видно из Положения о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшере, утвержденном тем же приказом (приложение №2), заведующий фельдшерско – акушерским пунктом кроме прочего оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта: ведет амбулаторный прием на фельдшерско-акушерском пункте; ведет больных на дому; оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и др.); своевременно направляет больных, нуждающихся во врачебной медицинской помощи, в соответствующие лечебно-профилактические учреждения; выполняет врачебные назначения; подготавливает больных к приему врачом на фельдшерско-акушерском пункте; участвует в диспансеризации населения; проводит: простейшие лабораторные исследования; лечебный массаж и физиотерапевтические процедуры, для отпуска которых имеется необходимая аппаратура; профилактические прививки и диагностические пробы взрослому населению; противоэпидемические и противопаразитарные мероприятия; подворные обходы по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания.
В соответствии с штатными нормативами медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов, утвержденных приказом Минздрава СССР от 26 сентября 1978 г. №900 (приложение №4), при обслуживании от 700 до 900 жителей населенных пунктов предполагался один заведующий (фельдшер, акушерка, медсестра) и 0,5 штатной единицы санитарки.
Свидетель ФИО1 показала, что Молоткова Л.В. работая в медпункте в д. <адрес> Смоленского района осуществляла прием больных, оказывала первую медицинскую помощь, продавала лекарства.
Из вышеперечисленных доказательств усматривается, что Молоткова Л.В. работала в должности заведующей медицинским пунктом Смоленской центральной районной больницы и осуществляла деятельность фельдшера. И должность, и учреждение, в которых она работала, предусмотрены списком, утвержденным постановлением №781.
Поскольку в указанный период истица работала в сельской местности, он должен быть ей зачтен из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Как видно из штатных расписаний 1-й городской клинической больницы, поликлиника Смоленского авиационного завода в 1983 – 1986 г. являлась подразделением этого лечебного учреждения (л.д.35-37,38-40, 41-43, 45-47).
Из справки (л.д.48) следует, что в период работы в 1-й городской клинической больнице в 1983, 1984 г. должность истицы именовалась «медсестра – массажистка».
Приказом Минздрава СССР от 27 ноября 1967 г. №901 в лечебных учреждениях вместо должностей массажистов и медицинских сестер – массажистов установлены должности медицинских сестер по массажу.
В штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник…, утвержденных приказом Минздрава СССР от 11 октября 1982 г. имеются указание на должность «медицинская сестра по массажу».
В Перечне должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащимся в утвержденных Постановлением от 27 марта 1986 г. Государственного комитета по труду и социальным вопросам, секретариата ВЦСПС Общеотраслевых квалификационных характеристиках должностей руководителей, специалистов и служащих также имеется только должность «медицинская сестра по массажу».
После увольнения из 1-й городской клинической больницы 14 февраля 1987 г. 15 февраля 1987 г. Молоткова Л.В. была принята на работу в медсанчасть САЗ на должность медсестры по массажу.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в трудовой книжке истицы её должность «медсестра – массажистка» указана ошибочно; следовало указать «медсестра по массажу».
Мнение представителя ответчика о невозможности включения в специальный страховой стаж периода, когда Молоткова Л.В. повышала квалификацию несостоятельно.
Обучаясь на таких курсах, истица состояла в трудовых отношениях с МЛПУ «Поликлиника №9», где занимала и занимает должность медсестры. Названные должность и учреждение предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.
Повышение квалификации входило в трудовые обязанности Молотковой Л.В. (ст.189 ТК РФ), на курсы она направлялась приказами работодателя, в указанное время за ней сохранялась заработная плата (ст. 187 ТК РФ), с которой уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а именно это условие в силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» является основанием для включения соответствующего периода работы и иной деятельности в страховой стаж. Действующим законодательством, регулирующим вопросы исчисления специального стажа, не предусматривается исключение из такого стажа времени нахождения на курсах повышения квалификации.
При таких обстоятельствах период обучения Молотковой Л.В. на курсах повышения квалификации должен быть включен в её специальный стаж.
С учетом спорных периодов, а также исчисления периода работы в <данные изъяты> медпункте в льготном порядке, специальный стаж истицы на день обращения в управление был более 30 лет.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Заднепровском районе г.Смоленска назначить Молотковой Л.В. трудовую пенсию по старости с 18 октября 2010 года.
В течение 10 дней решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд.
Председательствующий: