Дело № 2-266/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2011 г.
Заднепровский районный суд г. Смоленска
в лице председательствующего судьи Хрисанфова И.В.
при секретаре Ткаченко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Бородулиной Н.Г. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Заднепровском районе г.Смоленска о понуждении к зачету периода работы в трудовой стаж, перерасчете пенсии, взыскании долга,
установил:
Бородулина Н.Г. просила обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Заднепровском районе г.Смоленска (далее – управление) возобновить ей выплату надбавки к пенсии, которую она получала, как работник тыла, взыскать с ответчика недоплаченную с ноября 2003 г. по день предъявления иска сумму (л.д.2-4).
В обоснование своих требований истица сослалась на то, что до 1 ноября 2003 г. проживала в <адрес> районе <адрес> области, где получала пенсию по старости в сумме 2052 рубля 06 копеек. В эту сумму с 1 октября 1993 г. включалась надбавка как работнику тыла в сумме 130 рублей 69 копеек. В октябре 2003 г., когда она стала проживать в Смоленске, управление произвело перерасчет пенсии, исключив из неё надбавку, и истица стала получать пенсию в сумме 1921 рубль 37 копеек. Такие действия ответчика незаконны, поскольку пенсия ей назначена в установленном порядке, в установленном же порядке были получены сведения о её работе в годы Великой Отечественной Войны (ВОВ).
Впоследствии Бородулина Н.Г. изменила и неоднократно уточняла предмет иска (л.д.25, 59-61, 70-71,77). На день рассмотрения дела она просила зачесть в её трудовой стаж время, проработанное в годы ВОВ, произвести перерасчет пенсии с 1 января 2011 г. с учетом периода работы в годы ВОВ, взыскать с управления 33394 рубля 90 копеек (л.д.70-71, 77).
В судебном заседании истица и её представитель Бородулин А.И. требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержали. Они также пояснили, что в представлявшихся в орган, назначавший истице пенсию, документах действительно есть исправления. Однако о них истица не знала, решение о назначении пенсии принималось с учетом именно таких документов. За период с октября 2003 г. с учетом инфляции недоплаченная сумма пенсии составила 33394 рубля 90 копеек.
Представитель ответчика Довыденкова Е.В. иск не признала. Она пояснила, что по поступлении в управление пенсионного дела Бородулиной А.И. из <адрес> области в документах, на основании которых истице назначалась пенсия, были обнаружены исправления. Исправления касались сведений о работе истицы в годы ВОВ. По разъяснениям Министерства социальной защиты могла быть учтена работа в тылу лица, которому в тот период исполнилось 12 лет. В 1942 – 1944 годах истице было 8-10 лет. В соответствии со сложившейся практикой управление в случае обнаружения ошибки, допущенной при назначении пенсии, устраняет её.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 5, 17 закона Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", действовавшего на момент назначения Бородулиной Н.Г. пенсии по старости, пенсии назначались пожизненно комиссиями по назначению пенсий, образуемыми исполнительными комитетами районных (городских) Советов народных депутатов.
В соответствии с ст.117 закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20.11.1990 N 340-1 (далее – закон о госпенсиях) пенсионное обеспечение в соответствии с этим законом осуществляется государственными органами социальной защиты населения.
В силу п./п. «ж» ст. 110 закона о госпенсиях в редакции Закона РФ от 15.01.1993 N 4297-1 размер пенсии, исчисленной в соответствии с этим законом, повышается гражданам, проработавшим не менее шести месяцев в годы Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года), исключая время работы в районах, временно оккупированных неприятелем, - на 50 процентов минимального размера пенсии по старости.
Согласно п.18 Правил выплаты пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением ПФ РФ N 15п, Минтруда РФ N 18 от 16.02.2004 (ред. от 28.04.2010) при смене пенсионером места жительства пенсионное дело пересылается к новому месту жительства. При поступлении пенсионного дела территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по новому месту жительства пенсионера оформляет распоряжение о постановке дела на учет и продлении выплаты пенсии.
Статья 2 закона 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – закон о трудовых пенсиях) определяет установление трудовой пенсии как назначение трудовой пенсии, перерасчет или корректировку ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой.
Из п.1 статьи 17 закона о трудовых пенсиях следует, что размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размеров страховой части трудовой пенсии по старости производится в случаях достижения пенсионером возраста 80 лет, изменения группы инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца, а также в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости или фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, в других случаях, предусмотренных настоящим законом о трудовых пенсиях (там же п.2).
По смыслу п.3 ст.17 закона о трудовых пенсиях под корректировкой понимается изменение размера трудовой пенсии лица вследствие осуществления им работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 закона о трудовых пенсиях, независимо от их продолжительности в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости, либо со дня предыдущего перерасчета (корректировки) размера указанной части трудовой пенсии по старости по его заявлению. При этом законодатель терминам «перерасчет» и «корректировка» придает одинаковое значение.
Из статьи 17 закона о трудовых пенсиях усматривается, что и перерасчет и корректировка влекут увеличение размера уже назначенных пенсий.
Таким образом, ни названной, ни какой – либо другой статьёй закона о трудовых пенсиях, управлению пенсионного фонда не предоставлено право на уменьшение размера назначенной пенсии.
Как видно из распоряжения комитета социальной защиты населения <адрес> района (л.д.34) 3 ноября 1993 г. Бородулиной Н.Г., получавшей пенсию по возрасту был произведен её перерасчет в соответствии с ст.ст.10,110 закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Следовательно, установление пенсии было осуществлено уполномоченным органом.
С момента назначения пенсии с учетом положений п. «ж» ст.110 закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», получаемая Бородулиной сумма пенсии являлась её собственностью и в силу п.3 ст.35 Конституции РФ истица не могла быть лишена своего имущества (его части) иначе как по решению суда.
По заявлению Бородулиной Н.Г., переехавшей на постоянное место жительства в г. Смоленск, управлением из управления пенсионного фонда <адрес> района <адрес> области было истребовано её пенсионное дело (л.д.42,41).
Решением управления от 14 декабря 2003 г. Бородулиной был определен размер пенсии в 1921 рубль 37 копеек (л.д.44,43).
Письмом от 16 декабря 2003 г. в адрес истицы управление разъяснило, что при возобновлении выплаты пенсии было снято повышение сделанное на основании п. «ж» ст.110 закона о госпенсиях, так как стаж работы в 1942-1944 годах при назначении пенсии был засчитан необоснованно (л.д.45).
Между тем, в соответствии с вышеприведенными нормами законов управлению следовало лишь возобновить выплату пенсии в прежнем размере.
Учитывая изложенное, следует признать, что управление вопреки закону уменьшило размер пенсии Бородулиной Н.Г.
Довод представителя управления о том, что пенсия была назначена по документам, в которых имеются исправления, не может быть принят во внимание.
Действительно, в документах подтверждающих работу истицы в годы войны имеются неоговоренные исправления в дате, с которой началась её трудовая деятельность (л.д.30,31). Не оспаривала это обстоятельство в судебных заседаниях и сама Бородулина Н.Г. Однако, как это видно из вышеупомянутого распоряжения органа, назначившего пенсию, решения комитета социальной защиты (л.д.32), содержание документов и их состояние принималось во внимание при принятии решения о назначении пенсии.
Поскольку до 1 января 2011 г. управление производило выплату пенсии, размер которой был незаконно уменьшен, ответчика следует обязать с указанной даты произвести перерасчет песни с учетом этих периодов.
Согласно представленным Бородулиной Н.Г. расчету (л.д.8), справке Росстата (л.д.78-80) с 1 ноября 2003 г. по 30 декабря 2010 г. ей ежемесячно недоплачивались указанные в них суммы.
Сведения, указанные в справке, представителем ответчика не оспариваются, они совпадают с данными из расчета, представленного управлением (л.д.68-69) (последняя графа).
Из справки Росстата (л.д.78-80) усматривается, что задолженность управления перед Бородулиной Н.Г., вызванная недоплатой пенсии в период с 1 декабря 2003 г. по февраль 2011 г. составила 23878 рублей 90 копеек, а с учетом инфляции – 32994 рубля 90 копеек.
Правильность расчета убытков, отраженных в указанной справке ответчиком не оспаривается.
Поскольку истица просит осуществить перерасчет с 1 января 2011 г., то требуемая ею сумма должна быть уменьшена на 1309 рублей 95 копеек – на суммы недоплаченные ей за январь и февраль 2011 года.
Учитывая изложенное, в пользу Бородулиной Н.Г. с управления следует взыскать 31684 рубля 95 копеек.
Требование истицы о включении в её трудовой стаж периодов работы в годы ВОВ удовлетворению не подлежит, учитывая следующее.
Настоящим решением установлено, что комитетом по социальной защите населения <адрес> района <адрес> области периоды работы Бородулиной Н.Г. в годы ВОВ были учтены при назначении пенсии; признано незаконным уменьшение размера пенсии управлением Пенсионного фонда РФ в Заднепровском районе г.Смоленска. Поскольку управление не назначало пенсию истице с учетом её работы в годы ВОВ, этот вопрос был решен при назначении пенсии и до возобновления её выплаты, то и обязывать ответчика включить в трудовой стаж указанные периоды неправомерно.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
решил:
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Заднепровском районе г.Смоленска произвести с 1 января 2011 года перерасчет пенсии Бородулиной Н.Г. с учетом периодов её работы в годы Великой Отечественной Войны.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в Заднепровском районе г.Смоленска в пользу Бородулиной Н.Г. 31684 рубля 95 копеек (тридцать одну тысячу шестьсот восемьдесят четыре) рубля (девяносто пять) копеек.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в Заднепровском районе г.Смоленска в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1150 (одну тысячу сто пятьдесят пять) рублей 55 (пятьдесят пять) копеек.
В удовлетворении требования о зачете в трудовой стаж периодов работы в годы Великой Отечественной Войны всего 11 месяцев 27 дней отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский райсуд в течение 10 дней.
Председательствующий: