2011.04.20 - решение о понуждении к выдаче разрешения на формирование земельного участка



Дело № 2 -858

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 апреля 2011 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

в составе председательствующего судьи Хананеевой В.В.,

при секретаре Шульковой В.В.,

с участием представителя истца Перзашкевича Е.Г.,

третьего лица Куприянова О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Удовенко С.В. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о понуждении к выдаче разрешения на формирование земельного участка,

УСТАНОВИЛ

Удовенко С.В. обратилась с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее Департамент) о понуждении к выдаче разрешения на формирование земельного участка для индивидуального жилищного строительства (далее ИЖС) площадью 1000 кв.м по <адрес>, рядом с домом .

Определением суда от 7 апреля 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены К.О.Ю., Ш.В.П., Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска (л.д.26-27).

В судебное заседание Удовенко не явилась.

Представитель истицы Перзашкевич Е.Г. иск поддержал и пояснил, что Удовенко имеет инвалидность и ранее право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка не использовала. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о бесплатном предоставлении участка по <адрес>, рядом с домом , площадью 1000 кв.м, обозначив место его расположения на схеме. Ответчик в предоставлении участка отказал, ссылаясь на то, что он попадает в границы земельного участка, формируемого под домом по <адрес> и границы другого участка, формируемого по ранее поданному заявлению. Между тем, в указанном месте имеются свободные земли, достаточные для формирования участка Удовенко с учетом интересов соседей.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, письменно сообщил, что согласно паспорту, составленному администрацией г. Смоленска, жильцы многоквартирного дома по <адрес> формируют земельный участок, который затем перейдет в их собственность. Кроме того, Департамент разрешил формирование земельного участка Ш.В.П. по заявлению, поданному ДД.ММ.ГГГГ. Истица претендует на участок в том же месте, поэтому разрешение на формирование земельного участка ей не может быть выдано (л.д.13-14).

Третье лицо К.О.Ю. не возражал относительно удовлетворения иска и пояснил, что жилой дом состоит из трех квартир, две находятся в муниципальной собственности, одна приватизирована. Квартиры оборудованы отдельными входами. К каждой квартире прилегает участок, такой порядок пользования сложился с 1960-х г.г. К.О.Ю. использует участок, размер которого позволяет сформировать участок, прилегающий к его квартире, а также участок для Удовенко. Схема земельного участка, поданная в Администрацию г. Смоленска, была отклонена от согласования, поэтому К.О.Ю. на тот участок уже не претендует.

Третье лицо Ш.В.П. в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте судебного разбирательства.

Представитель третьего лица Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска в судебное заседание не явился, письменно сообщил, что представленная К.О.Ю. схема земельного участка отклонена от согласования ввиду накладки на участок -а, формируемый Ш.В.П., и отсутствия правоустанавливающих документов на жилой дом по <адрес> (л.д.33).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд удовлетворяет иск.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Законом Смоленской области от 8 февраля 2007г. N1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" установлено, что распоряжение такими участками осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Администрации Смоленской области.

Постановлениями Администрации Смоленской области от 29 апреля 2008г., от 09 декабря 2008 года Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области определен в качестве органа, уполномоченного распоряжаться земельными участками, находящимися в государственной собственности Смоленской области, а также земельными участками в городе Смоленске, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с п.п.1, 2 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.4 ст. 1, ст. 2 Закона Смоленской области от 10 июня 2003г. N23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" (с изменениями) предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность ветеранам труда, инвалидам, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства осуществляется бесплатно и в соответствии с настоящим областным законом - однократно.

Удовенко С.В. имеет инвалидность, проживает в г. Смоленске, ее право на бесплатное предоставление земельного участка на основании указанного областного закона ответчик не оспаривал.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Департамент с заявлением о бесплатном предоставлении участка по <адрес>, площадью 1000 кв.м, обозначив место его расположения на схеме. Ответчик в предоставлении участка отказал, ссылаясь на то, что он попадает в границы земельного участка, формируемого под домом по <адрес> и границы другого участка, формируемого по ранее поданному заявлению. (л.д.6, 7).

В соответствии с п.4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

По смыслу приведенных норм, гражданин имеет право на получение земельного участка в собственность, если отсутствуют установленные п.4 ст. 28 ЗК РФ запреты, земельный участок предназначен для испрашиваемых целей и свободен от прав других лиц.

На наличие обстоятельств, предусмотренных п.4 ст. 28 ЗК РФ, ответчик не указывал.

Доказательств нарушения прав других лиц в случае формирования истицей спорного земельного участка Департамент не представил.

Из сообщения Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска, паспорта земельного участка следует, что К.О.Ю. намеревался оформить в собственность земельный участок под домом по <адрес> (л.д.18-19).

Как пояснил К.О.Ю., он владеет одной из квартир в трехквартирном жилом доме. Поданная им схема отклонена от согласования.

В силу п.1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно п.7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения, и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

В соответствии с п. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

В силу приведенных норм в общую собственность жильцов многоквартирного дома может перейти земельный участок, который находится в их фактическом пользовании.

Как пояснил К.О.Ю., испрашиваемый Удовенко земельный участок владельцами квартир жилого дома совместно не используется. К.О.Ю., использовавший ранее данный участок, согласен на его предоставление Удовенко. Непосредственно к жилому дому испрашиваемый земельный участок не прилегает. Следовательно, не имеется оснований полагать, что права жильцов могут быть нарушены в случае предоставления данного участка истице.

Закон не запрещает образование земельных участков рядом с многоквартирным домом до определения размера земельного участка в кондоминиуме. Невыполнение этих действий владельцами жилого дома не может препятствовать реализации права истицы на получение земельного участка в собственность.

Земельный участок -а по <адрес>, формируемый Ш.В.П., отражен в информационной системе Администрации г. Смоленска (л.д.24).

Представитель истицы поясняет, что Удовенко намерена формировать участок рядом (с левой стороны по плану). Такое образование участка не может затрагивать права Ш.В.П..

Кроме того, истица просит разрешить ей формирование земельного участка.

Такое разрешение является основанием для выявления территории, достаточной для образования земельного участка, и установления физической возможности формирования с учетом требований градостроительного и земельного законодательства. Образование земельного участка потребует согласование его границ со смежными землепользователями. Возможность предоставления участка определяется с учетом обстоятельств, выявленных в процессе формирования, при наличии сведений о соблюдении интересов смежных владельцев.

Факт формирования смежного участка Ш.В.П. для ИЖС подтверждает расположение спорного земельного участка в территориальной зоне, регламент которой предусматривает индивидуальное жилищное строительство.

Решением Смоленского Горсовета от 09.11.2010 года внесены изменения в ПРАВИЛА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА, которыми установлены минимальные и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых для размещения индивидуального жилого дома, от 1000 до 1800 кв.м.

Поскольку обстоятельств, исключающих допуск истицы к формированию земельного участка, судом не установлено, и ее требование соответствует минимальной норме предоставления участка, суд возлагает на ответчика обязанность разрешить Удовенко формирование земельного участка.

Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Иск удовлетворить.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области принять решение, разрешающее Удовенко С.В. формирование земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 1000 кв.м по <адрес>, рядом с домом .

Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через Заднепровский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Председательствующий: