Дело № 2 -841 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 апреля 2011 года Заднепровский районный суд города Смоленска в составе председательствующего судьи Хананеевой В.В., при секретаре Шульковой В.В., с участием представителя истца Фалевича И.И., представителя ответчика Головко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Граковой С.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о понуждении к выдаче разрешения на формирование земельного участка, УСТАНОВИЛ Гракова С.А. обратилась с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее Департамент) о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка по <адрес>, рядом с участком №, для индивидуального жилищного строительства (далее ИЖС). Затем изменила предмет иска, просит обязать ответчика разрешить формирование земельного участка по <адрес>, рядом с участком №, в пределах установленных норм и признать незаконным решение об отказе в предоставлении данного участка (л.д.32). Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены Администрация <адрес>, Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Смоленской области (л.д.25-27). В судебное заседание Гракова не явилась. Представитель истицы Фалевич И.И. иск поддержал и пояснил, что Гракова имеет инвалидность и ранее право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка не использовала. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка для ИЖС по <адрес>, рядом с участком №, обозначив место его расположения на схеме. В предоставлении этого земельного участка ответчик отказал, ссылаясь на размещение в санитарно-защитной зоне производственных объектов. Истица считает решение незаконным, поскольку в месте расположения участка установлена территориальная зона Ж1, препятствий к предоставлению участка не имеется. Предприятий, использование которых может потребовать установление санитарной зоны в спорном месте, не существует. На месте расположения нефтебазы сейчас находится рынок строительных материалов. <адрес>, № располагается автомастерская, для которой разработана санитарно-защитная зона 6 метров, проект сдан в Департамент. Спорный участок располагается за пределами санитарной зоны, между данным участком и автомастерской размещается автомобильная дорога и другой земельный участок. Испрашиваемый участок не попадает в водоохранную зону реки Днепр и зону подтопления, так как расстояние от участка до Днепра 360 метров, в пределах которых находится <адрес> и железная дорога. Представитель ответчика Головко О.В. иски не признала и пояснила, что испрашиваемый земельный участок располагается в зоне Ж1, однако в указанном месте действуют ограничения. На соседних участках находятся объекты, использование которых требует установление санитарно-защитной зоны: магазин-склад, автомастерская. По данным информационной системы градостроительной деятельности в месте расположения спорного участка установлена санитарно-защитная зона производственных объектов, где не допускается строительство жилых домов. Представитель третьего лица на стороне ответчика Администрации г. Смоленска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, письменно сообщил, что в месте расположения спорного участка предполагалось размещение санитарно-защитной зоны производственных объектов. Сведениями о том, установлена ли санитарно-защитная зона и для какого предприятия, Администрация г. Смоленска не располагает (л.д.34). Представитель третьего лица на стороне ответчика Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Смоленской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, возражений на иск не представил. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд удовлетворяет иски. В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Законом Смоленской области от 8 февраля 2007г. N1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" установлено, что распоряжение такими участками осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Администрации Смоленской области. Постановлениями Администрации Смоленской области от 29 апреля 2008г., от 09 декабря 2008 года Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области определен в качестве органа, уполномоченного распоряжаться земельными участками, находящимися в государственной собственности Смоленской области, а также земельными участками в городе Смоленске, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии с п.п.1, 2 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно п.4 ст. 1, ст. 2 Закона Смоленской области от 10 июня 2003г. N23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" (с изменениями) предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность ветеранам труда, инвалидам, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства осуществляется бесплатно и в соответствии с настоящим областным законом - однократно. Гракова имеет инвалидность, проживает в г. Смоленске, ее право на бесплатное предоставление земельного участка на основании указанного областного закона ответчик не оспаривал. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Департамент с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка для ИЖС по <адрес>, рядом с участком №, обозначив место его расположения на схеме (л.д.9, 10). В предоставлении этого земельного участка ответчик отказал, ссылаясь на его размещение в санитарно-защитной зоне производственных объектов, где в соответствии с постановлением Главного санитарного врача РФ от 25.09.2007 года жилая застройка не допускается (л.д.11). В соответствии с п.4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Таким образом, по смыслу приведенных норм гражданин имеет право на получение земельного участка в собственность, если отсутствуют установленные п.4 ст. 28 ЗК РФ запреты, земельный участок предназначен для испрашиваемых целей и свободен от прав других лиц. Сведений о том, что спорный земельный участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, ограничен в обороте и федеральным законом запрещено предоставлять его в собственность, либо федеральным законом установлен запрет на его приватизацию, ответчиком не представлено. Как указывает ответчик и Администрация г. Смоленска (л.д.13) земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1. Согласно ст. 27 ПРАВИЛ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА в редакции, утвержденной решением Смоленского Горсовета от 09.11.2010 года, строительство индивидуальных жилых домов является основным видом разрешенного использования земельных участков в указанной зоне. По данным информационной системы градостроительной деятельности г. Смоленска в данном месте предполагалось размещение санитарно-защитной зоны производственных объектов (л.д.34-35). Согласно объяснениям представителя истицы по <адрес>, № располагается автомастерская, санитарно-защитная зона которой составляет 6 метров, куда не входит спорный участок. Данные обстоятельства ответчик не оспаривал. Сведений о наличии другого предприятия, деятельность которого требует установление санитарно-защитной зоны, наличии проекта санитарно-защитной зоны, границах этой зоны ответчик не представил. Таким образом, не доказал, что в месте расположения испрашиваемого участка действуют дополнительные ограничения, препятствующие предоставлению земельного участка для ИЖС. Кроме того, истица просит разрешить ей формирование земельного участка. Такое разрешение является основанием для выявления территории, достаточной для образования земельного участка, и установления физической возможности формирования с учетом требований градостроительного, земельного законодательства и законодательства об охране окружающей среды. Возможность предоставления участка определяется с учетом обстоятельств, выявленных в процессе формирования. В предварительном судебном заседании представитель ответчика заявила, что испрашиваемый участок находится в водоохранной зоне реки Днепр. Доказательств наличия водоохраной зоны в спорном месте ответчик не представил. Представитель истицы поясняет, что расстояние от испрашиваемого участка до Днепра составляет 360 метров, в то время как согласно п.4 ст. 65 Водного кодекса РФ максимальная ширина водоохранной зоны рек составляет двести метров. Кроме того, и при наличии в данном месте водоохраной зоны, данное обстоятельство не может препятствовать предоставлению земельного участка для ИЖС, поскольку согласно п. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Таким образом, закон позволяет осуществлять в границах водоохранных зон индивидуальное жилищное строительство, и потому предоставление участка для этих целей возможно. Соблюдение воодоохранных требований должно контролироваться при проектировании жилого дома и вводе его в эксплуатацию. При таких обстоятельствах, препятствий к выдаче разрешения истице на формирование земельного участка судом не установлено. Решение ответчика препятствует реализации Граковой права, гарантированного Смоленским областным законом, и является незаконным. ПРАВИЛАМИ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА в редакции, утвержденной решением Смоленского Горсовета от 09.11.2010 года, установлены минимальные и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых для размещения индивидуального жилого дома, от 1000 до 1800 кв.м. Поэтому истице должно быть выдано разрешение сформировать земельный участок в пределах установленных размеров. Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ Иски удовлетворить. Признать решение Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области принятое ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Граковой С.А., незаконным. Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области принять решение, разрешающее Граковой С.А. формирование земельного участка для индивидуального жилищного строительства по <адрес>, рядом с участком №, площадью от 1000 кв.м до 1800 кв.м. Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через Заднепровский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия. Председательствующий: