Дело №2-1186/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 мая 2011 года
Заднепровский районный суд города Смоленска
в лице председательствующего судьи Мурашко М.С.,
при секретаре Кудимовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хоментовской Т.В. и Корнеевой Г.Н. к Администрации г. Смоленска о признании права собственности на жилые дома,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы предъявили иск о признании права собственности за Хоментовской Т.В. на жилой дом общей площадью 40.5 кв.м.; за Корнеевой Г.Н. на жилой дом общей площадью 80.7 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.
Хоментовская Т.В. и Корнеева Г.Н. в судебное заседание не явились, письменно просили о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.32).
В обоснование заявленных требований в истцы указали, что жилой дом №<адрес> по данным БТИ значится в общей долевой собственности, по ? доли за ФИО4 и Корнеевой Г.Н. Дом располагался на земельном участке общей площадью 1575 кв.м., предоставленном ФИО4 и Корнеевой Г.Н. в пожизненное наследуемое владение. Фактически дом был разделен на две части, одну из которых занимала семья ФИО4, другую – истица Корнеева Г.Н. ФИО4 умер 20.11.2006 года. После его смерти наследство, в том числе ? доля в праве собственности на жилой дом приняла его дочь – истица Хоментовская Т.В. После смерти ФИО4 часть дома, занимаемая Корнеевой Г.Н., была демонтирована и на ее месте Корнеевой Г.Н. построен без необходимых разрешений новый дом общей площадью 80.7 кв.м., жилой – 53.2 кв.м. В части дома, занимаемой Хоментовской Т.В., произведены работы по перепланировке. Фактически на земельном участке по адресу: <адрес>, располагаются два дома. Указанные дома по заключению ООО «<данные изъяты> соответствуют градостроительным и строительным нормам и правилам, их сохранением не нарушаются права и законные интересы граждан, не создается угрозы их жизни и здоровью. Поскольку после выполненных истицами работ, образованные строения представляют собой самовольные постройки, оформить на них право возможно только через суд.
Администрация города Смоленская явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, возражений по существу иска не представила.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает иск обоснованным.
Согласно справке Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом №<адрес> общей площадью 61.6 кв.м., жилой 40.9 кв.м. зарегистрирован на праве общей долевой собственности за ФИО4 (1\2 доля) на основании регистрационного удостоверения от 21.02.1948 года и за Корнеевой Г.Н. (1\2 доля) на основании договора купли-продажи жилого дома от 20.09.1988 года. (л.д.10).
Сведенья, предоставленные ФГУП «Ростехинвентаризация», подтверждены договором купли-продажи от 20.09.1988 года (л.д.14).
По данным ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в настоящее время на земельном участке по адресу: <адрес>, располагаются три дома: жилой дом под литерой А общей площадью 40.5 кв.м., жилой – 20.1 кв.м.; литера Б общей площадью 80.7 кв.м., жилой – 53.2 кв.м. и литера В общей площадью 124.7 кв.м., жилой – 72.2 кв.м. (л.д.10).
Согласно представленных суду планов (л.д.11, 12, 13) и заключению ООО «<данные изъяты>», строение № до перепланировки представляло собой одноэтажное строение и было разделено на две части, одна из которых принадлежала ФИО4, другая – Корнеевой Г.Н.. После проведения работ по его реконструкции и перепланировки указанное строение фактически стало представлять собой два отдельных строения под литерами А и Б.
В части строения, принадлежащей ФИО4, между кухней (1) и жилой комнатой (3) демонтирована перегородка; между этой же жилой комнатой и жилой комнатой (4) демонтирована перегородка с дверным блоком, вместо нее установлена новая перегородка; в перегородке между коридором (2) и жилой комнатой (4) пробит дверной проем, выполнена отделка всех помещений дома.
Часть строения, принадлежащая Корнеевой Г.Н., демонтирована и вместо нее возведено новое деревянное строение.
В результате выполненных работ ранее существовавший жилой дом был разделен на две самостоятельные части, обособленные друг от друга, каждая из которых представляет самовольное строение.
В соответствии п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Суду представлена архивная выписка из постановления мэра города Смоленска № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ФИО4 и Корнеевой Г.Н. передан в пожизненное наследуемое владение земельный участок № по <адрес> в <адрес> общей площадью 1575 кв.м. (л.д. 15-17).
Согласно заключению ООО «<данные изъяты>» находящиеся на земельном участке по адресу: <адрес>, жилые дома под литерами А общей площадью 40.5 кв.м. и под литерой Б общей площадью 80.7 кв.м. соответствуют нормативным требованиям СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные». Дома пригодны для проживания, не создают угрозу жизни и здоровью граждан, имеют автономные отопление, водоснабжение, электроснабжение (л.д.21-25).
Заключение подготовлено организацией, имеющей необходимое свидетельство для дачи подобных заключений, и поэтому оснований сомневаться в обоснованности заключения у суда не имеется (л.д.26-28).
Исследованные доказательства свидетельствуют о том, что возведенные на земельном участке № по <адрес> в <адрес> строения литера А и литера Б отвечают существующим строительным нормам и правилам, их сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Дома возведены на земельном участке, находящемся в пользовании (л.д.18-20), а, следовательно, на них может быть признано право собственности.
ФИО4 умер 19.11.2006 года (л.д.7,8).
Наследницей умершего является его дочь Хоментовская Т.В., что подтверждается представленными документами (л.д.8,9,36).
В силу п.2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Хоментовская Т.В. фактически приняла наследство умершего отца, в частности, произвела затраты на его погребение, установку надгробного памятника, распорядилась его личными вещами (л.д.33,34,35).
Учитывая, что Хоментовская Т.В. приняла наследство умершего ФИО4, к ней в порядке наследования перешло право требовать признания права собственности на реконструированный жилой дом.
Учитывая, что судом установлены все условия необходимые для признания права собственности на самовольные постройки, возведенные на земельном участке № по <адрес> в <адрес>, Корнеевой Г.Н. и наследницей умершего ФИО4 – Хоментовской Т.В., за последними в соответствии с достигнутым между ними соглашением признается право собственности: за Корнеевой Г.Н. на жилой дом под литерой Б общей площадью 80.7 кв.м., жилой – 53.2 кв.м., за Хоментовской Т.В. – на жилой дом под литерой А общей площадью 40.5 кв.м., жилой – 20.1 кв.м.
Руководствуясь ст. ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать за Хоментовской Т.В. право собственности на жилой дом под литерой А общей площадью 40.5 кв.м., жилой – 20.1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за Корнеевой Г.Н. право собственности на жилой дом под литерой Б общей площадью 80.7 кв.м., жилой – 53.2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через районный суд в течение 10 дней.
Судья: