2011.04.28 - решение о признании решения незаконным, понуждении к выдаче разрешения на формирование земельного участка



Дело № 2 -820

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 апреля 2011 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

в составе председательствующего судьи Хананеевой В.В.,

при секретаре Шульковой В.В.,

с участием представителя истца Фалевича И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гракова Г.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о признании решения незаконным, понуждении к выдаче разрешения на формирование земельного участка,

УСТАНОВИЛ

Граков Г.А. обратился с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее Департамент) о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка напротив дома по <адрес> для индивидуального жилищного строительства (далее ИЖС).

Затем изменил предмет иска, просит обязать ответчика разрешить формирование земельного участка напротив дома по <адрес>, в пределах установленных норм и признать незаконным решение об отказе в предоставлении данного участка (л.д.26-27).

Определением суда от 12.04.2011 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечена Администрация г. Смоленска (л.д.20-21).

В судебное заседание Граков не явился.

Представитель истца Фалевич И.И. иск поддержал и пояснил, что Граков является ветераном труда и ранее право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка не использовал. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка для ИЖС по <адрес>, напротив дома , обозначив место его расположения на схеме. В предоставлении этого земельного участка ответчик отказал, ссылаясь на размещение в санитарно-защитной зоне предприятий и производственных объектов. Истец считает решение незаконным, поскольку в месте расположения участка установлена территориальная зона Ж1, препятствий к предоставлению участка не имеется. Предприятий, использование которых может потребовать установление санитарной зоны, не существует, о чем свидетельствует наличие рекреационной зоны рядом со спорным участком. Железная дорога располагается на значительном расстоянии, трансформаторная подстанция располагается на расстоянии около 50 м, между этими объектами и спорным участком находятся жилые дома с земельными участками.

Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил в удовлетворении иска отказать, поскольку по данным информационной системы градостроительной деятельности в месте расположения спорного участка находится санитарно-защитная зона предприятий по обслуживанию железнодорожного транспорта и производственных предприятий, где не допускается строительство жилых домов (л.д.14-15).

Представитель третьего лица на стороне ответчика Администрации г. Смоленска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, письменно сообщил, что в месте расположения спорного участка предполагалось размещение санитарно-защитной зоны предприятий и производственных объектов. Сведениями о том, установлена ли санитарно-защитная зона и для какого предприятия, Администрация г. Смоленска не располагает (л.д.29).

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд удовлетворяет иски.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Законом Смоленской области от 8 февраля 2007г. N1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" установлено, что распоряжение такими участками осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Администрации Смоленской области.

Постановлениями Администрации Смоленской области от 29 апреля 2008г., от 09 декабря 2008 года Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области определен в качестве органа, уполномоченного распоряжаться земельными участками, находящимися в государственной собственности Смоленской области, а также земельными участками в городе Смоленске, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с п.п.1, 2 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.4 ст. 1, ст. 2 Закона Смоленской области от 10 июня 2003г. N23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" (с изменениями) предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность ветеранам труда, инвалидам, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства осуществляется бесплатно и в соответствии с настоящим областным законом - однократно.

Граков Г.А. имеет статус ветерана труда, проживает в г. Смоленске. Его право на бесплатное предоставление земельного участка на основании указанного областного закона ответчик не оспаривал.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Департамент с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка для ИЖС по <адрес>, напротив дома , обозначив место его расположения на схеме (л.д.17, 18).

В предоставлении этого земельного участка ответчик отказал, ссылаясь на его размещение в санитарно-защитной зоне предприятий и производственных объектов, где в соответствии с постановлением Главного санитарного врача РФ от 25.09.2007 года жилая застройка не допускается (л.д.8).

В соответствии с п.4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Таким образом, по смыслу приведенных норм гражданин имеет право на получение земельного участка в собственность, если отсутствуют установленные п.4 ст. 28 ЗК РФ запреты, земельный участок предназначен для испрашиваемых целей и свободен от прав других лиц.

Сведений о том, что спорный земельный участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, ограничен в обороте и федеральным законом запрещено предоставлять его в собственность, либо федеральным законом установлен запрет на его приватизацию, ответчиком не представлено.

Как следует из представленных схем (л.д.18, 19) земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1.

Согласно ст. 27 ПРАВИЛ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА в редакции, утвержденной решением Смоленского Горсовета от 09.11.2010 года, строительство индивидуальных жилых домов является основным видом разрешенного использования земельных участков в указанной зоне.

В качестве доказательства, подтверждающего возражения, ответчик ссылается на данные информационной системы градостроительной деятельности г. Смоленска.

Между тем, как следует из сообщения Администрации г. Смоленска, информационная система определяет место предполагаемого размещения санитарно-защитной зоны предприятий и производственных объектов (л.д.29-30).

Сведений о наличии предприятий, деятельность которых требует установление санитарно-защитных зон, наличии проектов санитарно-защитных зон, границах этих зон ответчик не представил.

Объект, изображенный на схеме Администрации, который предполагал установление санитарно-защитной зоны, по словам представителя истца, является трансформаторной подстанцией.

Согласно ст. 27 ПРАВИЛ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА в территориальной зоне Ж1 допускается размещение объектов коммунального хозяйства и транспорта, необходимых для обеспечения объектов разрешенных видов использования, в том числе: распределительные пункты и подстанции, трансформаторные подстанции, блок-модульные котельные, насосные станции перекачки, центральные и индивидуальные тепловые пункты.

Каких-либо ограничений, связанных с существованием таких объектов, ПРАВИЛА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА не устанавливают. Возможность размещения жилых домов рядом с трансформаторной подстанцией подтверждает и факт существования жилых домов в непосредственной близости.

Установление рекреационной зоны рядом с испрашиваемым участком (л.д.9) подтверждает доводы представителя истца об отсутствии поблизости производственных предприятий.

Таким образом, ответчик не доказал, что в месте расположения испрашиваемого участка действуют ограничения, препятствующие предоставлению земельного участка для ИЖС.

Кроме того, истец просит разрешить ему формирование земельного участка.

Такое разрешение является основанием для выявления территории, достаточной для образования земельного участка, и установления физической возможности формирования с учетом требований градостроительного, земельного законодательства и законодательства об охране окружающей среды. Возможность предоставления участка определяется с учетом обстоятельств, выявленных в процессе формирования.

При таких обстоятельствах, препятствий к выдаче разрешения истцу на формирование земельного участка судом не установлено. Решение ответчика препятствует реализации права Гракова, гарантированного Смоленским областным законом, и является незаконным.

ПРАВИЛАМИ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА в редакции, утвержденной решением Смоленского Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ, установлены минимальные и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых для размещения индивидуального жилого дома, от 1000 до 1800 кв.м. Истцу должно быть выдано разрешение сформировать земельный участок в пределах установленных размеров.

Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Иски удовлетворить.

Признать решение Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, принятое ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Гракова Г.А., незаконным.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области принять решение, разрешающее Гракову Г.А. формирование земельного участка для индивидуального жилищного строительства по <адрес>, напротив дома , площадью от 1000 кв.м до 1800 кв.м.

Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через Заднепровский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Председательствующий: