Дело №2-102/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2011 года
Заднепровский районный суд города Смоленска
В лице председательствующего судьи Степченковой Е.А.
При секретаре Андреевой А.А.
С участием истицы Филатовой О.А., представителя третьего лица Ковалева П.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19), представителя ответчика Лавриненко А.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филатовой О.А. к Администрации города Смоленска о понуждении к проведению капитального ремонта общего имущества собственников (нанимателей) жилого дома,
у с т а н о в и л:
Филатова О.А. обратилась в суд с иском к Администрации города Смоленска о понуждении к проведению капитального ремонта общего имущества собственников (нанимателей) жилого дома, расположенного по адресу: город Смоленск, улица <адрес>, дом №. В обоснование требований указывает, что данное домостроение введено в эксплуатацию в 1978 году. С указанного периода в жилом доме ни разу не проводился капитальный ремонт, в результате чего кровля, электрическое, санитарно – техническое оборудование пришло в негодность. Не проводился ремонт придомовой территории, асфальтового покрытия. Проводимые обслуживающей организацией ООО «ЖЭО-20» текущий ремонт должного результата не дает. Просит обязать Администрацию города Смоленска в течение трех месяцев произвести работы по капитальному ремонту домостроения № по улице <адрес>, в том числе кровли, инженерных коммуникаций и сантехнического оборудования (замена системы канализации, холодного, горячего водоснабжения и системы обратной циркуляции); электрического общедомового оборудования (замена вводного электрического шкафа ВРУ, поэтажных групповых электрических щитов, кабелей, внутридомовых систем защиты, плафонов освещения); восстановить и отремонтировать воздушные вытяжки и выходы на кровлю; установить (восстановить систему отопления) радиаторы отопления в подъездах указанного дома на первом и втором этажах; выполнить работы по ремонту лестничных клеток, большой ремонт оконных блоков в подъездах, ремонт подвального помещения (замена входных дверей, вентиляционных окон, их уборка после пожара); выполнить работы по ремонту придомовой территории (асфальтового покрытия внутридворовой территории и пешеходных дорожек); междомовой водостоковой системы между домами № и № по улице <адрес> города Смоленска (ливневой канализации, устранения источника залива, ручья между домами) (л.д.2-4).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по настоящему делу в части требований Филатовой О.А. к Администрации города Смоленска об обязании произвести в жилом доме № по улице <адрес> ремонтные работы в виде установки плафонов освещения, ремонта лестничных перил, ремонта подвального помещения с заменой входных дверей, вентиляционных окон и их уборки после пожара, прекращено в связи с отказом истца от вышеперечисленных требований (л.д.63).
Уточнив требования ДД.ММ.ГГГГ, Филатова О.А. просила обязать Администрацию города Смоленска выполнить работы по замене канализации в подвальном помещении с выводами до сливных колодцев, стояковой системы холодного, горячего водоснабжения, заменить поэтажные оконные блоки в 4-х подъездах (л.д.61).
Дополнив требования ДД.ММ.ГГГГ, Филатова О.А. просила возложить на Администрацию города Смоленска обязанность по устройству гидроизоляции наружных стен со стороны подвала и цокольного этажа; произвести замену дощатых полов в цокольном этаже, а также выполнить капитальный ремонт козырьков жилого дома № по улице <адрес> (л.д.93).
В судебном заседании истица Филатова О.А. заявленные требования с учетом дополнения от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала в полном объеме, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель третьего лица – ООО «Жилищно-эксплуатационное объединение – 20» (далее по тексту – ООО «ЖЭО-20») Ковалев П.А. в судебном заседании поддержал доводы истицы, просил удовлетворить заявленные требования. Суду пояснил, что с декабря 2006 года ООО «ЖЭО-20» является обслуживающей организацией домостроения № по улице <адрес>. Несмотря на регулярные обращения обслуживающей организации в Администрацию города Смоленска по вопросу капитального ремонта указанного здания, никаких мер принято не было. С момента заключения договора по оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома, ООО «ЖЭО-20» регулярно принимает меры по текущему ремонту строения. Однако в связи с тем, что инженерное оборудование, иные строительные системы полностью выработали свой ресурс, текущий ремонт здания фактически является безрезультатным.
Представитель ответчика – Администрации города Смоленска Лавриненко А.С. в судебном заседании возражала относительно заявленных Филатовой требований. Суду пояснила, что на основании части 2 статьи 44 ЖК РФ ремонт общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников. Указала, что работы по восстановлению системы отопления в подъездах дома, а именно, об установке в подъездах радиаторов, относятся к текущему ремонту, и их выполнение должно быть возложено на обслуживающую организацию. Сослалась на отсутствие доказательств, подтверждающих необходимость капитального ремонта канализации, стояковой системы водоснабжения. Вместе с тем, не оспаривала требования истицы, касающиеся проведения капитального ремонта кровли, отмостки вокруг здания с восстановлением гидроизоляции; капитального ремонта козырьков над входами в подъезд, вводно-распределительных электрощитов, трубопроводов холодного, горячего водоснабжения и отопления, сославшись на то, что необходимость в проведении данных работ возникла до 01 марта 2005 года, то есть до момента введения в действие ЖК РФ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, допросив эксперта, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
Согласно статье 8 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 36 ЖК РФ установлено, что собственникам жилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения, оборудование в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающие более одного помещения.
В соответствии со статьей 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное в наем жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Подпунктом 5 части 1 статьи 67 ЖК РФ установлено, что наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
Из положений пункта 2 статьи 681 ГК РФ следует, что капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
Согласно статье 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих проведение капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
В судебном заседании установлено, что Филатова О.А. зарегистрирована и проживает в квартире № дома № по улице <адрес> города Смоленска, что подтверждается справкой ООО «ЖЭО-20» №.
Указанное жилое помещение на основании договора на безвозмездную передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Администрацией города Смоленска, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит истице на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/3).
На основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Смоленск, улица <адрес>, дом №, обслуживающей организацией указанного строения выбрано ООО «ЖЭО-20» (л.д.10-12).
ДД.ММ.ГГГГ собственниками жилых помещений и ООО «ЖЭО-20» заключен договор оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома № по улице <адрес> города Смоленска, согласно которому ООО «ЖЭО-20» - обслуживающая организация обеспечивает обслуживание данного строения, в том числе путем проведения текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома, комплекса ремонтных и организационно-технических мероприятий в период нормативного срока эксплуатации с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования, инженерных систем многоквартирного дома для поддержания эксплуатационных показателей коммуникаций, оборудования, конструкций. Данные мероприятия включают в себя, в том числе текущий ремонт, аварийный ремонт мягкой кровли, общего санитарно – технического оборудования; общего электротехнического оборудования, конструктивных элементов многоквартирного дома и придомовой территории (л.д.37-43).
В соответствии подп. «б», «в», «з» пункта 11 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее по тексту – «Правила») содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, текущий и капитальный ремонт многоквартирного дома.
Из содержания исковых требований, пояснений истицы, а также представителя ООО «ЖЭО-20», данных в ходе судебных заседаний, следует, что обслуживающая организация строения № – ООО «ЖЭО №20» исполняет свои обязательства по текущему ремонту и содержанию общего имущества собственников в полном объеме, своевременно выполняет по заявкам необходимые ремонтные работы, однако в результате истечения сроков годности инженерного оборудования, строительных материалов, принимаемые меры не приводят к должному результату.
Жилой дом № по улице <адрес> города Смоленска возведен в 1978 году, изначально находился на балансе Смоленского <данные изъяты>, а впоследствии передан в муниципальную собственность, что подтверждается сведениями, содержащимися в техническим паспорте указанного строения (л.д.6-9), не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Согласно акту (паспорту) общего осмотра здания на момент передачи собственниками в обслуживающую организацию ООО «ЖЭО-20» от ДД.ММ.ГГГГ кровля, фасад, крыльца и внутренние водостоки, проемы, внутренние помещения, подвальные и встроенные помещения, отопление, тепловые узлы и бойлерные, отопление, электроснабжение имеют значительный износ, многочисленные неисправности (л.д.17-18).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве специалистов привлечены работники Главного управления «Жилищная инспекция Смоленской области» (л.д.25-26).
Из акта внеплановой проверки жилого дома № по улице <адрес>, составленного ГУ «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» ДД.ММ.ГГГГ следует, что в указанном строении отсутствует водопровод, исключающий затопление и переувлажнение отдельных мест фундамента, особенно возле подъезда №, где подмывается фундамент здания; во время таяния снега и дождя вода между блоками фундамента попадает в подвал, на стенах муниципальной библиотеки и коридорах, расположенных в цокольном этаже дома, имеются вертикальные трещины в капитальных стенах; дощатые полы цокольного этажа имеют прогибы, просадки, необходима их замена. Вводно-распределительное устройство нуждается в замене. Необходимо заменить монтажную электропроводку на большое сечение проводов, заменить автоматы на более мощные. Необходим капитальный ремонт кровли. Частично отсутствует керамическая плитка на площадках лестничных клеток, имеются выбоины перед входом в подъезды. Трубопроводы горячего водоснабжения, отопления и канализации требуют замены. Оконные блоки лестничных клеток имеют загнивание, коробление, отсутствуют открывающие устройства. Проезды и пешеходные дорожки необходимо заасфальтировать (л.д.32).
По ходатайству представителя Администрации города Смоленска судом была назначена судебная строительная экспертиза.
Из заключения главного инженера АНО «<данные изъяты>» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при визуальном осмотре несущих и ограждающих конструкций жилого дома № по улице <адрес> города Смоленска было установлено следующее:
- кровля жилого дома совмещенная, выполнена из рулонных материалов (нескольких слоев рубероида). При осмотре поверхности кровли дома были очевидны выполненные работы в разное время по выборочному ремонту кровли всего дома во многих местах. Наклеенные и замененные участки на кровле разного цвета сделаны были в разное время. Процент отремонтированной поверхности кровли, путем наклеивания изоляционных материалов в местах ее протекания, на день осмотра составлял более 45-50%;
- на стенах в подвале жилого дома и в помещениях цокольного этажа имеются следы от проникающей воды со стороны улицы в виде подтеков и плесени. Затекание воды происходит от грунтовых и поверхностных вод в местах разрушенной гидроизоляции наружных стен и в местах поврежденной отмостки здания;
- на полу подвального помещения имеются сырые пятна от эксплуатационных вод, поступающих из систем водоснабжения, канализации и теплофикационных труб, имеющих протечки из-за большого срока эксплуатации;
- трубопроводы холодного и горячего водоснабжения и отопления, расположенные в подвале жилого дома, имеют физический износ больше 60% и подлежат замене. Срок эксплуатации трубопроводов горячего водоснабжения составляет 10 лет, трубопроводов холодного водоснабжения – 15 лет. Канализационные трубы имеют физический износ 40% и подлежат выборочному капитальному ремонту (согласно Таблице 2 «Нормативные сроки службы зданий, конструктивных элементов и инженерного оборудования» Положения о проведении планово-предупредительного ремонта жилых и общественных зданий);
- со стороны улицы очевидны происходящие разрушения отмостки и образовавшиеся отверстия между отмосткой здания и наружными стенами дома;
- оконные блоки в подъездах имеют дефекты в виде деформаций, коробления и сгнивших нижних частей деревянных переплетов и коробок (больше 20% на каждом оконном блоке);
- отопление в подъездах дома не удовлетворяет требованиям СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», отсутствуют радиаторы отопления, предусмотренные проектом на строительство дома;
- групповые распределительные электрощитки в подъездах открыты, разукомплектованы, участки проводки имеют провисания в местах подключения (перед вводом в квартиры), что не допускается правилами ПУЭ и не соответствует требованиям СНиП по безопасности;
- дощатые полы цокольного этажа имеют прогибы и просадки, превышают допустимые (больше 1/12 длины уложенных досок);
- на внутренних (капитальных) стенах в цокольном этаже имеются трещины из-за происходящих разрушений гидроизоляции наружных стен и появившихся мест переувлажнения конструкций из-за происходящих протеканий в наружных стенах цокольного этажа;
- на козырьках над входами в подъезды жилого дома имеются отслоения и разрушения покрытий из штукатурных слоев и происходит коррозия частично оголенного металлического каркаса железобетонных конструкций входных козырьков. Имеются подтеки от затеканий воды на нижних поверхностях козырьков;
- в покрытии из асфальта на тротуарах и проезжей части придомовой территории имеются выбоины и разрушения из-за длительного срока эксплуатации. Срок службы асфальтового покрытия без выполнения работ по его замене составляет 15-20 лет;
- тротуары и отмостка около здания не имеют уклонов от стен здания из-за произошедших разрушений асфальтового покрытия, и вода от атмосферных осадков попадает в жилой дом.
Согласно выводам эксперта, изложенным в названном заключении:
- техническое состояние кровли, инженерных коммуникаций, канализации, холодного, горячего водоснабжения, системы обратной циркуляции, системы отопления в подъездах, электрического общедомового оборудования, оконных блоков в подъездах и придомовой территории не соответствует требованиям СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий», СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» и требованиям СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям»;
- техническое состояние системы организованного водостока между домами № и № по улице <адрес> удовлетворительное, соответствует проектному решению организации рельефа, с учетом расположения жилого дома № по улице <адрес>;
- для устранения выявленных недостатков в техническом состоянии общего имущества многоквартирного жилого дома № по улице <адрес> необходимо выполнить работы по капитальному ремонту с заменой материалов и конструкций, имеющих физический износ больше 60%:
- по устройству гидроизоляции наружных стен со стороны улицы и со стороны подвала;
-по замене дощатых полов в цокольном этаже;
- по замене оконных блоков в подъездах дома;
- по замене кровли;
- по капитальному ремонту отмостки вокруг здания и асфальтового покрытия придомовой территории и тротуаров;
- по капитальному ремонту козырьков над входами в подъезды жилого дома;
- работы по восстановлению системы отопления в подъездах дома;
- работы по замене трубопроводов инженерных коммуникаций, проложенных в подвале здания (л.д.69-74).
Из положений параграфа 2 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утв. Постановлением Госстроя от 27 сентября 2003 года №170, (далее по тексту – «Правила №170»), текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно- технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Пунктом 2.4.2 «Правил №170» установлено, что при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.
Под капитальным ремонтом понимается ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости капитальных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей (приложение 1 к Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально культурного назначения (ВСН 58-88 (р), утв. Приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР №312 от 23 ноября 1988 года).
Допрошенная в судебном заседании эксперт ФИО5 суду показала, что необходимость проведения капитального ремонта кровли строения вызвана значительным превышением нормативного срока эксплуатации совмещенной кровли, площадь поврежденного кровельного покрытия превышает 20%, что в соответствии с «Положением о проведении планово-предупредительного ремонта жилых и общественных зданий» является основанием для проведения капитального ремонта кровли, который включает в себя также восстановление и ремонт воздушных вытяжек и входов на кровлю. Также указала, что необходимость капитального ремонта кровли строения возникла ранее 1 марта 2005 года, поскольку усредненный срок службы кровли из рулонных материалов без проведения работ по капитальному ремонту составляет 12 лет.
В отношении выводов, касающихся необходимости выполнения работ по капитальному ремонту отмостки вокруг здания с восстановлением гидроизоляции наружных стен цокольного этажа, эксперт ФИО5 суду показала, что в квартирах, расположенных на первом этаже жилого дома и в помещениях цокольного этажа из-за разрушения отмостки вокруг дома происходит промерзание и промокание наружных стен, поверхностей плит перекрытия. Паводковые воды и атмосферные осадки попадают в подвал дома, так как в отмостке имеются отверстия и разрушения в асфальтовом покрытии. Проведение данных работ также относится к капитальному ремонту, и необходимость в их проведении возникла до 1 марта 2005 года.
В части, касающейся отнесения к капитальному ремонту козырьков над входами в подъезды, эксперт ФИО5и. суду показала, что техническое состояние указанных строительных элементов требует проведения работ по штукатурке, полной замене металлических элементов конструкций, а следовательно, данные работы относятся к капитальному ремонту. Необходимо отремонтировать козырьки над входом в каждый из четырех подъездов, а также над входом в цокольный этаж. Необходимость в проведении данных ремонтных работ, судя по техническому состоянию, возникла до 1 марта 2005 года.
В части выводов, касающихся отнесения к капитальному ремонту работ по замене вводно-распределительных электрощитов на лестничных клетках в подъездах, эксперт ФИО5 суду показала, что из-за попадания осадков в подъезды дома существует реальная угроза отключения электроснабжения квартир, так как электрощитки, расположенные на лестничных площадках находятся в зоне попадания воды через кровлю дома. Электрощитки разукомплектованы, участки проводки имеют провисания в местах подключения. Требуется замена выключателей в щитках и автоматах, установка защитных устройств, замена вводного электрического шкафа ВРУ, проведение иных работ, что относится к капитальному ремонту. Указала, что необходимость в проведении данных работ возникла до 01 марта 2005 года. Вместе с тем, суду показала, что необходимости в проведении работ по замене электрических кабелей не имеется, более того, проведение указанных работ может повлечь неблагоприятные последствия для собственников жилых помещений, связанные с отключением электроэнергии.
В отношении необходимости проведения капитального ремонта трубопроводов холодного, горячего водоснабжения, отопления эксперт ФИО5 суду показала, что необходимость в проведении указанных работ также возникла до 01 марта 2005 года. При составлении заключения, ею были осмотрены данные коммуникации, расположенные в подвале строения № по улице <адрес>. Осмотр стояковой системы холодного, горячего водоснабжения, системы обратной циркуляции, экспертом не производился, поскольку данные элементы системы находятся непосредственно в квартирах собственников строения. Часть трубопроводов была заменена самими собственниками, что ей стало известно со слов истицы. В связи с этим, оснований для вывода о замене стояковой системы у эксперта не имеется. Кроме того, эксперт также показала, что канализационные трубы подлежат выборочному капитальному ремонту. Однако установить конкретные их участки, требующие проведения ремонта, возможно только после полной промывки канализации, которую должна осуществить управляющая компания. Без проведения данных технических работ, сделать однозначный вывод о необходимости проведения капитального ремонта канализационных труб не представляется возможным.
В части проведения работ по капитальному ремонту, связанных с заменой дощатых полов в цокольном этаже жилого дома № по улице <адрес>, эксперт ФИО5 суду показала, что их фактический износ превышает 50%, имеющиеся в полах прогибы и просадки (более 1/12 длины уложенных досок) требуют полную замену полов, что относится к капитальному ремонту. Установить период, с которого возникла необходимость в проведении данного вида капитального ремонта, экспертным путем не представилось возможным.
В отношении необходимости проведения капитального ремонта по замене оконных блоков в подъездах строения, эксперт ФИО5 суду показала, что необходимость в проведении данного вида работ возникла после 1 марта 2005 года. Данный вывод экспертом сделан исходя из осмотра оконных блоков, показавшего наличие относительно целых их верхних частей. Вместе с тем, имеющиеся дефекты (больше 20% на каждом оконном блоке) возможно устранить только путем полной замены оконных блоков, что относится к работам по капитальному ремонту. Всего в указанном жилом доме необходимо произвести замену 16 оконных блоков (по 4 блока в каждом из четырех подъездов).
В части, касающейся отнесению к работам по капитальному ремонту восстановление системы отопления в подъездах дома, эксперт ФИО5 суду показала, что под данным видам работ она подразумевала установку радиаторов отопления, предусмотренных проектом на строительство дома и отсутствовавших на момент проведения осмотра. Вместе с тем, отнести данные работы к капитальному или текущему ремонту эксперт затруднилась, указав, что «Правилами №170» проведение данных работ не предусмотрено. Полной замены существующей системы центрального отопления, которая названным актом отнесена к капитальному ремонту, в жилом доме № по улице <адрес> не требуется.
По поводу выводов экспертизы о необходимости проведения капитального ремонта асфальтового покрытия придомовой территории и тротуаров, эксперт ФИО5 суду показала, что срок службы асфальтового покрытия без выполнения работ по его замене составляет 15-20 лет. На момент осмотра установлено, что асфальт на тротуарах и проезжей части придомовой территории не ремонтировался длительный срок. Однако установить точный временной промежуток, с которого возникла необходимость в данном виде работ, экспертным путем не представилось возможным.
Также эксперт ФИО5 суду показала, что оснований для работ по ремонту междомовой водостоковой системы между домами № и № по улице <адрес> не имеется, поскольку при осмотре ею было установлено удовлетворительное состояние организованного водостока между указанными строениями, его соответствие проектному решению организации рельефа, с учетом расположения жилого дома № по улице <адрес>.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в жилом доме № по улице <адрес> города Смоленска требуется проведение следующих работ по капитальному ремонту строения:
- капитальный ремонт кровли, включающий в себя восстановление и ремонт воздушных вытяжек и выходов на кровлю;
- капитальный ремонт отмостки вокруг здания с восстановлением гидроизоляции наружных стен цокольного этажа со стороны помещения и с уличной стороны;
- капитальный ремонт козырьков над входами в каждый из четырех подъездов, а также в цокольный этаж;
- капитальный ремонт вводно-распределительных электрощитов на лестничных клетках в каждом из четырех подъездов;
- капитальный ремонт трубопроводов холодного, горячего водоснабжения и отопления, расположенных в подвале дома;
- капитальный ремонт дощатых полов в цокольном этаже;
- капитальный ремонт 16 оконных блоков, расположенных в четырех подъездах (по 4 оконных блока в каждом подъезде);
- капитальный ремонт асфальтового покрытия придомовой территории и тротуаров.
Заключение эксперта в данной части достаточно мотивировано и обоснованно, подтверждено приложенными к заключению фотографиями строения (л.д.75-79), подготовлено специалистом, имеющим стаж работы по специальности и в качестве эксперта, согласуется с иными доказательствами, в том числе с актом внеплановой проверки, составленным ГУ «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы представителя ответчика Лавриненко А.С. об отсутствии оснований для возложения на Администрацию города Смоленска обязанностей по проведению капитального ремонта дощатых полов в цокольном этаже, оконных блоков, асфальтового покрытия придомовой территории и тротуаров, поскольку необходимость в проведении данных работ возникла после 1 марта 2005 года, суд находит несостоятельными ввиду следующего.
С 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, статья 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также и в статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, из положений статьи 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполнения на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
Исходя из системного толкования статьи 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», статьи 158 ЖК РФ и статьи 210 ГК РФ обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.
В судебном заседании установлено, что в жилом доме № по улице <адрес> города Смоленска 19 жилых помещений находится в муниципальной собственности, что следует из пояснений истицы, представителя третьего лица, а также пояснений представителя Администрации города Смоленска, данных в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, по отношению к нанимателям указанных жилых помещений обязанности наймодателя по настоящее время исполняет Администрация города Смоленска.
Кроме того, суд принимает во внимание, что с момента возведения жилого дома (1978 год), его передаче в муниципальную собственность и по настоящее время вышеуказанные работы по ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома № по улице <адрес> наймодателем не производились. Данные обстоятельства в судебном заседании сторонами не оспаривались.
Суд учитывает длящийся характер возникших правоотношений, неисполнение наймодателем обязанностей по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме как до 2005 года, так и по настоящее время, а также то, что администрация г.Смоленска является собственником ряда квартир в спорном доме, в обязанности которого входит содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно решению Смоленского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ «О финансировании расходов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов», утвержденному им «Порядку финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов» администрация города осуществляет финансирование из своего бюджета работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в которых часть жилых помещений находится в муниципальной собственности, выполнение названных работ производится через управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города, как главного распорядителя этих целевых денежных средств. С учетом названного решения, наличия в доме квартир, являющихся муниципальной собственностью, а также требований закона об обязанности наймодателя по капитальному ремонту жилья, суд находит исковые требования Филатовой в части обязания администрации города Смоленска осуществить вышеперечисленные работы по капитальному ремонту жилого дома № по улице <адрес> г. Смоленска подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, в удовлетворении требований Филатовой О.А. о необходимости возложения на Администрацию города Смоленска обязанности по замене канализации, замене стояковой системы холодного, горячего водоснабжения и системы обратной циркуляции, замене электрических кабелей надлежит отказать ввиду того, что суду не представлено достаточных доказательств, подтверждающих необходимость проведения данного вида работ. Как указано выше, эксперт ФИО5 указала суду, что необходимость в проведении работ по капитальному ремонту канализации может быть определена лишь после ее промывки обслуживающей организацией; осмотр стояковой системы водоснабжения и отопления экспертом не производился и оснований для вывода о необходимости ее капитального ремонта у суда не имеется; выполнение работ по замене электрических кабелей в строении № по улице <адрес> не требуется. Истица Филатова О.А. в судебном заседании не настаивала на удовлетворении своих требований в данной части, указав, что не намерена предъявлять требования к управляющей организации в части промывки канализационной системы, и, соответственно в дальнейшем требования о ее капитальном ремонте. Также указала, что ряд собственников строения собственными силами произвели замену частей стояковой системы водоснабжения, расположенных в их квартирах, и произвести полную замену стояков, связанную с выполнением указанных работ в жилых помещениях, затронет их интересы.
Разрешая требования Филатовой О.А. о восстановлении системы отопления в подъездах жилого дома № по улице <адрес>, суд исходит из следующего.
Из Приложения №7 к «Правилам №170», определяющего перечень работ, относящихся к текущему ремонту, следует, что к указанному виду ремонта относятся установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления, включая домовые котельные.
В судебном заседании установлено, что требования истицы в данной части сводятся к установке в подъездах жилого дома радиаторов отопления. Эксперт ФИО5 в судебном заседании пояснила, что «Правила №170» не содержат вида работ по установке радиаторов, в связи с чем затруднилась определить к какому виду ремонта относятся данные виды работ. Вместе с тем, суду пояснила, что полной замены существующей системы центрального отопления, которая относится к капитальному ремонту, в жилом доме № по улице <адрес> не требуется.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что работы по установке радиаторов отопления следует квалифицировать как установку элементов внутренней системы центрального отопления, что относится к текущему ремонту. Следовательно, выполнение данных работ должно быть возложено на управляющую организацию ООО «ЖЭО-20».
Вместе с тем, в судебном заседании истица Филатова О.А. отказалась от предъявления требований в данной части к ООО «ЖЭО-20», настаивала на рассмотрении дела по предъявленному ею иску. Также высказалась о том, что не настаивает на удовлетворении своих требований в данной части к Администрации города Смоленска.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований Филатовой О.А. о возложении на Администрацию города Смоленска обязанности по восстановлении системы отопления в подъездах надлежит отказать.
Также суд отказывает в удовлетворении требований истицы о проведении ремонта водостоковой системы между домами № и № по улице <адрес> (ливневой канализации, устранения источника залива, ручья между домами), поскольку из заключения эксперта, показаний эксперта ФИО5, данных в ходе судебного заседания, следует, что техническое состояние указанной системы находится в удовлетворительном состоянии, соответствует проектному решению. Иных доказательств, подтверждающих обоснованность требований в данной части, суду не представлено. Филатова О.А. выводы эксперта в данной части не оспаривала.
За проведение судебной строительной экспертизы истицей уплачены денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей, которые в соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика в пользу Филатовой О.А.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.19 НК РФ (в ред. от 29.12.2009) размер госпошлины при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц составляет 200 рублей.
Судом удовлетворяются требования истцов о понуждении Администрации города Смоленска к проведению капитального ремонта жилого дома № по улице <адрес> города Смоленска, следовательно, с указанного ответчика в доход бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Филатовой О.А. удовлетворить.
Обязать Администрацию города Смоленска в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести в доме № по улице <адрес> города Смоленска капитальный ремонт кровли, включающий в себя восстановление и ремонт воздушных вытяжек и выходов на кровлю; капитальный ремонт отмостки вокруг здания с восстановлением гидроизоляции наружных стен цокольного этажа со стороны помещения и с уличной стороны; капитальный ремонт козырьков над входами в каждый из четырех подъездов, а также в цокольный этаж; капитальный ремонт вводно-распределительных электрощитов на лестничных клетках в каждом из четырех подъездов; капитальный ремонт трубопроводов холодного, горячего водоснабжения и отопления, расположенных в подвале дома; капитальный ремонт дощатых полов в цокольном этаже; капитальный ремонт 16 оконных блоков, расположенных в четырех подъездах (по 4 оконных блока в каждом подъезде); капитальный ремонт асфальтового покрытия придомовой территории и тротуаров.
Взыскать с Администрации города Смоленска в пользу Филатовой О.А. судебные расходы по оплате судебной экспертизы в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.
Взыскать с Администрации города Смоленска в доход бюджета государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через Заднепровский районный суд города Смоленска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Степченкова
Мотивированное решение составлено 15 апреля 2011 года.