Решение в законную силу не вступило
2-1277 /2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2011 года
Заднепровский районный суда г. Смоленска
в лице судьи Качкан Г.М.,
при секретаре Островой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалева В.И. к Администрации города Смоленска о признании в порядке наследования права собственности на жилой дом,
у с т а н о в и л:
Ковалев В.И. обратился в суд с иском к Администрации города Смоленска о признании в порядке наследования права собственности на жилой дом общей площадью 43.9 кв.м., жилой – 17.0 кв.м. под номером <адрес>. В обоснование иска указал, что 29.03.1984 года умерла его мать К.А.Ф.., а ранее, 03.11.1975 года умер отец К.И.З. которые на момент смерти проживали в фактически принадлежащем им жилом доме, расположенном на земельном участке площадью 2287 кв.м., выделенном для индивидуального жилищного строительства и находящимся в государственной собственности по адресу: <адрес>. Заявителем на первичную инвентаризацию был К.И.З.. После смерти родителей он, истец, принял наследство фактически, похоронив родителей, принял необходимые меры к сохранности всего имущества, в том числе и указанного дома; обрабатывал и обрабатывает до настоящего времени земельный участок, на котором находится жилой дом; нес и несет до настоящего времени расходы по содержанию дома. В настоящее время общая площадь жилого дома составляет 43.9 кв.м., в том числе жилая – 17.0 кв.м., состоит дом из следующих помещений: жилая комната – 17 кв.м., кухня – 11.9 кв.м., подсобное помещение – 2.9 кв.м., два холодных помещения – 4.2 кв.м. и 7.9 кв.м., веранда размерами 2.28 м х 1.15 м, имеется печное отопление, электричество. Дом безопасен для жизни и здоровья граждан, признание за ним права собственности не нарушит ничьих прав и законных интересов, что подтверждается заключением ООО Бюро строительных услуг « Позитив». Заключение ФГУЗ « Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» подтверждает, что дом соответствует нормам СанПиН 2.1.2.2645-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям». Поскольку правоустанавливающие документы на дом отсутствуют, он не может оформить своих наследственных прав (л.д. 2-3).
В судебном заседании истец Ковалев В.И. поддержал исковое требование, сославшись на изложенные в иске обстоятельства, а также указал, что он был зарегистрирован в доме <адрес> как на день смерти отца, так и на день смерти матери, после смерти матери получал свидетельство о праве на наследство в виде денежного вклада.
Поддержала исковое требование истца и его представитель Бословяк О.В.
Администрация города Смоленска явку в суд своего представителя не обеспечила, об уважительных причинах его неявки суд в известность не поставила. Возражений по существу спора в суд от ответчика не поступило.
Привлеченная судом к участию в деле в качестве третьего лица Капырина В.И. указала, что у нее нет возражений по существу иска Ковалева В.И., так как сама она, также являясь наследником первой очереди, на дом <адрес> не претендует. Подтвердила обстоятельства, изложенные Ковалевым В.И.
Представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Сведения об уважительны причинах неявки представителя у суда отсутствуют. Возражения по существу исковых требований Ковалева В.И.. в суд от третьего лица не поступили.
Заслушав истца, его представителя, третье лицо Капырину В.И., показания свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 3 ст. 222 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно п. 1 ст. 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.
На основании п. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
Согласно п. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В силу ст. 4 ГК РФ к отношениям, возникшим до введения в действие Гражданского кодекса РФ, применяется законодательство, действующее на момент их возникновения, в данном случае – Гражданский кодекс РСФСР 1964 года.
В соответствии со ст. 546 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.
Согласно п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В ходе рассмотрения дела судом установлено следующее.
Согласно справке Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> имеется жилой дом общей площадью 43.9 кв.м., в том числе жилой – 17.0 кв.м., износ дома 67%. Заявителем на первичную инвентаризацию значится К.И.З., правоустанавливающих документов на дом нет (л.д. 9).
В соответствии с заключением ООО «БСУП» от 09.03.2011 года, планом Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по данным на 17.06.2010 года жилой дом <адрес> имеет общую площадь 43.9 кв.м., в том числе жилую – 17.0 кв.м., дом состоит из следующих помещений: жилая комната – 17 кв.м., кухня – 11.9 кв.м., подсобное помещение – 2.9 кв.м., два холодных помещения – 4.2 кв.м. и 7.9 кв.м., веранда размерами 2.28 м х 1.15 м, имеется печное отопление, электричество; воды, канализации, газа нет. Дом соответствует объемно-планировочным, санитарно-гигиеническим, экологически и теплотехническим требованиям эксплуатации помещений в соответствии со СНиП 2.08.01-89* «Жилые здания», СНиП 31-01-20003 «Здания жилые многоквартирные», СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции», СниП 3.05.01-85 «Внутренние санитарно-технические системы», СНиП 3.04.01-87 «Изоляционные и отделочные покрытия», при этом не нарушаются права и законные интересы граждан и не создается угроза их жизни и здоровью (л.д. 11-12).
ООО «БСУП» является членом некоммерческого партнерства саморегулирой организации «Объединении Смоленских проектировщиков», имеет допуск к работам по подготовке схемы планировочной организации земельного участка, архитектурных и конструктивных решений, в внутреннем инженерном оборудовании и сетях инженерно-технического обеспечения, по обеспечению пожарной безопасности (л.д. 13, 14).
Из сообщения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» от 24.03.2011 года следует, что земельный участок, на котором расположен жилой <адрес> в <адрес>, находится в зоне жилой застройки, за пределами территорий промышленно-коммунальных, санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, не попадает в зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Отопление в доме – печное, водоснабжение – от шахтного колодца. Надворный туалет размещен на участке в соответствии с требованиями СП №4690-88 г. «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», сарай - соответствует требованиям п. 2 п.п.2, п.п. 2.7 и 2.8 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (л.д. 15).
Кадастровая выписка от 13.04.2011 года отражает, что земельный участок по адресу: <адрес> имеет площадь 2287 кв.м., предназначен для индивидуального жилищного строительства, находится в государственной собственности, сведения о правообладателях отсутствуют, граница земельного участка не установлена (л.д. 18).
Из архивных выписок ОГУ «Государственный архив Смоленской области» следует, что по данным Жилищно-коммунального отдела К.И.З. райисполкома на апрель 1954 года в <адрес> на земельном участке размером 0.19 га расположен жилой дом деревянный с щеповой кровлей, владельцем которого является К.И.З.. Решением исполкома Смоленского горсовета от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден список граждан города Смоленска, подлежащих обложении. Подоходным налогом по доходам от сельского хозяйства. Под №37 Списка значится К.И.З., площадь участка в фактическом пользовании – 1906. Сведений о предоставлении земельного участка по указанного адресу за 1949-1951 годы не имеется (л.д. 16, 17).
Как следует из свидетельства о браке, К.И.З., 1919 года рождения, с 07.08.1953 года состоял в браке с К.А.Ф., 1915 года рождения ( л.д.51).
Свидетельства о смерти отражают, что К.И.З. умер 03.09.1975 года, К.А.Ф. умерла 29.03.1984 года (л.д. 6, 7).
К.И.З. и К.А.Ф. являются родителями родившегося ДД.ММ.ГГГГ Ковалева В.И. и Ковалевой ( после регистрации брака Капыриной) В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении и о браке (л.д. 18, 49-50).
Согласно домовой книге, выданной на дом <адрес> в 1952 году, К. И.З. и К. А.Ф. на момент смерти были зарегистрированы по указанному адресу. Совместно с ними зарегистрированы: сын Ковалев В.И. –и дочь Ковалева В.И. с 06.0.1958 года, Ковалев В.И. снят с регистрационного учета 02.10.1984 года (л.д. 25-36).
По сообщению нотариуса А.А.А. от 20.05.2011 года, с заявлениями о принятии наследства к имуществу умерших 03.09.1975 года К.И.З. и 29.03.1984 года К.А.Ф., проживавших по адресу: <адрес>, никто не обращался, наследственных дел не заводилось (л.д. 43).
Из сообщения С. областной нотариальной палаты от 19.05.2011 года следует, что с заявлением о принятии наследства после смерти К.А.Ф., умершей 29.03.1984 года, проживавшей по адресу: <адрес> обращался ее сын Ковалев В.И., которому ДД.ММ.ГГГГ года выдано свидетельство о праве на наследство по закону в виде денежного вклада. Наследственных дел к имуществу умершего 03.09.1975 года К.И.З., проживавшего по этому же адресу, в алфавитных книгах учета наследственных дел Н. государственных нотариальных контор не значится (л.д. 45).
Свидетель П. В.А. показал, что, проживая в <адрес> с 1956 года, знает Ковалева В.И., его сестру Ковалеву В.И., знал их родителей, проживавших в доме № в <адрес>. Знает, что на день смерти каждого из родителей Ковалев В.И. жил в доме <адрес>, продолжал жить и после их смерти, а впоследствии стал пользоваться домом как дачей, сажает на участке, где расположен дом, огород; присматривает за домом. Кроме Ковалева В.И. и его сестры К.В.И. других детей у родителей Ковалевых не было.
Аналогичные показания дали допрошенные в качестве свидетелей сын Ковалева В.И. К. С.В. и падчерица Н. О.А.
Истец представил суду квитанцию об оплате налогов на строение и земельного налога по адресу: <адрес> ( л.д. 52-54).
Исследованные судом доказательства указывают на то, что по данным Жилищно-коммунального отдела Н. райисполкома на апрель 1954 года в г. Смоленске в <адрес> за К.И.З. значится жилой деревянный дом, расположенный на земельном участке площадью 0.19 га. По данным БТИ на 17.06.2010 года жилой дом <адрес> имеет общую площадь 43.9 кв.м., в том числе жилую – 17.0 кв.м., дом состоит из следующих помещений: жилая комната – 17 кв.м., кухня – 11.9 кв.м., подсобное помещение – 2.9 кв.м., два холодных помещения – 4.2 кв.м. и 7.9 кв.м., веранда размерами 2.28 м х 1.15 м, имеется печное отопление, электричество. Заявителем на первичную инвентаризацию дома значится К. И.З. По состоянию на 09.03.2011 года дом не создает угрозы жизни и здоровью граждан, что подтверждается заключением ООО «БСУП» и заключением ФГУП «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области». Земельный участок, на котором расположены жилой дом, предназначен для индивидуального жилищного строительства, находится в государственной собственности, сведения о правообладателях отсутствуют. После смерти отца К. И.З. наследство приняли его жена К. А.Ф. и дети Ковалев В.И. и дочь Капырина (до брака Ковалева) В.И., которые были зарегистрированы с наследодателем по указанному выше адресу. После смерти К. А.Ф. наследство принял сын Ковалев В.И., получивший свидетельство о праве на наследство по закону на денежный вклад, и продолжающий пользоваться жилым домом, обрабатывать земельный участок.
Согласно п.8 постановления СНК РСФСР от 22 мая 1940 года № 390 « О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках» с изменениями от 03.07.1954 г., 03.10.1962 г., 21.04.1972 г., 23.07.1993 г., действовавшего до 03.07.1954 года, прописка жильцов, вселившихся в строения, возведенные без надлежащего письменного разрешения, не допускалась. Выдача домовых книг для прописки жильцов в этого рода домах запрещалась.
Пункт 9 данного постановления, действовавший до 23.07.1993 года, предусматривал возможность переноса построек, возведенных без надлежащего разрешения, по требованию местного исполкома на другой земельный участок, отведенный исполкомом соответствующего городского или поселкового Совета депутатов трудящихся
На дом <адрес> домовая книга выдана в 1952 года и в доме были зарегистрированы (прописаны) К. И.З. с семьей. Требование о переносе данного дома не ставилось. К. И.З., занимавший земельный участок <адрес> площадью 1906 кв.м., облагался подоходным налогом по доходам от сельского хозяйства в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 4 ноября 1955 года № 1378.
Статья 222 ГК РФ в редакции, действующей до 01.09.2006 года, предусматривала возможность признания права собственности на самовольную постройку судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке.
Принимая во внимание все изложенное, а также то, что жилой дом <адрес> безопасен для жизни и здоровья граждан и не нарушает ничьих прав и охраняемых законом интересов, суд находит возможным признать право собственности на указанный дом за наследником К. И.З. – сыном Ковалевым В.И., принявшим наследство в установленный законом шестимесячный срок.
В связи с тем, что дом имеет признаки самовольной постройки, Администрацией г. Смоленска права истца нарушены не были, судебные расходы, являющиеся видом убытков, истцу не возмещаются.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Ковалевым В.И. право собственности на жилой дом <адрес>, общей площадью 43.9 кв.м., в том числе жилой – 17.0 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через районный суд в течение 10 дней.
Судья Г.М. Качкан