2011.06.14 - решение о понуждении к выполнению работ в интересах инвалидов



Дело №2-1244/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июня 2011 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

в составе председательствующего судьи Мурашко М.С.,

при секретаре Шульковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Смоленского транспортного прокурора о возложении на ОАО «Российские железные дороги» обязанности по выполнению работ в интересах инвалидов

УСТАНОВИЛ

Прокурор просит обязать ОАО «Российские железные дороги» на Пригородном железнодорожном вокзале Смоленского центра по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Пригородной Дирекции Московской железной дороги провести работы, которые обеспечат права инвалидов.

В связи с добровольным устранением недостатков прокурор в судебном заседании уменьшил перечень работ, которые требует возложить на ответчика.

В обоснование заявления прокурор пояснил, что Пригородный железнодорожный вокзал Смоленска построен без учета интересов инвалидов. Для обеспечения прав инвалидов прокурор просил обязать ответчика выполнить следующие работы:

- удалить решетку, перегораживающую спуск в туалет для инвалидов;

- увеличить с 90 см. до 110 см. ширину одной из входных дверей в вокзал, в следующей за ней двери тамбура и комнате туалета для проезда инвалидов-колясочников;

- установить на вокзале передвижные подъемники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон и обратно;

- расположить окно дежурного по вокзалу на высоте - 0,7 - 0,8 м.;

- установить телефон-автомат для людей с ослабленным слухом;

- оснастить кассы и справочные службы специальными устройствами для общения с пассажирами с пониженным слухом.

Представитель ОАО «Российские железные дороги» Зверев О.В. заявление признал частично обоснованным.

Он пояснил, что вход в туалет расположен на улице, и он перекрывается решеткой, которая должна закрывать вход после окончания работы вокзала и открываться при открытии вокзала. При проверке прокуратурой решетка была закрыта из-за отсутствия ключа от замка на решетке.

Ширина входных дверей составляет 90 см., этот размер, по мнению представителя ответчика, позволяет инвалидам проезжать в вокзал на колясках.

Согласно нормативным актам требование об установке передвижных подъемников, переносных рамп для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон и обратно носит рекомендательный характер и является необязательным.

Вокзал имеет два этажа, на втором этаже расположены комнаты отдыха и кафе. Грузопассажирским лифтом вокзал не оборудован.

Окно дежурного по вокзалу расположено выше 0,7 - 0,8 м.

Телефон-автомат для людей с ослабленным слухом, автоматы на вокзале отсутствует.

Справочная служба не оборудована специальным устройством для общения с пассажирами с пониженным слухом.

Заслушав, явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск частично обоснованным.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом. Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

На основании Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» и «Положения о государственном санитарно - эпидемиологическом нормировании», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554, введены в действие с 03.06.2003 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1198-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 03.03.2003 (далее - Правила), и согласно п. 1.1 распространяются на комплекс стационарных объектов и подвижной состав железнодорожного транспорта, составляющих систему обеспечения пассажирских перевозок.

Согласно 3.1.17 Правил для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать передвижные подъемники и пеники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон. На маршрутах передвижения инвалидов-колясочников ширина дверей должна составлять 110 см., а прочих дверей - 90 см.

Из объяснений сторон и акта обследования вокзала следует, что на входе в туалетное помещение установлена решетка, перегораживающая спуск в туалет для инвалидов; все двери имеют ширину 90 см., отсутствуют передвижные подъемники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон и обратно; окна в служебные помещения расположены на высоте превышающей 0,7 - 0,8 м., кассы и справочные службы не оснащены специальными устройствами для общения с пассажирами, имеющими пониженный слух.

Перечисленные недостатки ведут к нарушению прав инвалидов и поэтому они должны быть ответчиком устранены.

Утверждения представителя ответчика о том, что выявленные недостатки не препятствуют инвалидом пользоваться транспортными услугами и что о выполнение работ по устранению недостатков нецелесообразно, противоречат требованию нормативных актов и суд считает их несостоятельными.

Истцом заявлялось требование о возложении на ответчика обязанности установить в помещении вокзала телефон-автомат для людей с ослабленным слухом, однако суд считает его необоснованным.

Статья 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указывает, что предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

Из приведенного текста следует, что на транспортные предприятия возлагается обязанность осуществить мероприятия, обеспечивающие доступность предоставляемых транспортных услуг. Установка телефонов-автоматов представляет собой оказание услуг связи и не входит в компетенцию ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в здании Пригородного железнодорожного вокзала Смоленского центра по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Пригородной Дирекции Московской железной дороги:

- удалить решетку, перегораживающую спуск в туалет для инвалидов;

- увеличить с 90 см. до 110 см. ширину одной из входных дверей в вокзал, в следующей за ней двери тамбура и комнате туалета для проезда инвалидов-колясочников;

- установить на вокзале передвижные подъемники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон и обратно;

- расположить окно дежурного по вокзалу на высоте - 0,7 - 0,8 м.;

- оснастить кассы и справочные службы специальными устройствами для общения с пассажирами с пониженным слухом.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: