Дело №2-1244/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 июня 2011 года Заднепровский районный суд города Смоленска в составе председательствующего судьи Мурашко М.С., при секретаре Шульковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Смоленского транспортного прокурора о возложении на ОАО «Российские железные дороги» обязанности по выполнению работ в интересах инвалидов УСТАНОВИЛ Прокурор просит обязать ОАО «Российские железные дороги» на Пригородном железнодорожном вокзале Смоленского центра по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Пригородной Дирекции Московской железной дороги провести работы, которые обеспечат права инвалидов. В связи с добровольным устранением недостатков прокурор в судебном заседании уменьшил перечень работ, которые требует возложить на ответчика. В обоснование заявления прокурор пояснил, что Пригородный железнодорожный вокзал Смоленска построен без учета интересов инвалидов. Для обеспечения прав инвалидов прокурор просил обязать ответчика выполнить следующие работы: - удалить решетку, перегораживающую спуск в туалет для инвалидов; - увеличить с 90 см. до 110 см. ширину одной из входных дверей в вокзал, в следующей за ней двери тамбура и комнате туалета для проезда инвалидов-колясочников; - установить на вокзале передвижные подъемники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон и обратно; - расположить окно дежурного по вокзалу на высоте - 0,7 - 0,8 м.; - установить телефон-автомат для людей с ослабленным слухом; - оснастить кассы и справочные службы специальными устройствами для общения с пассажирами с пониженным слухом. Представитель ОАО «Российские железные дороги» Зверев О.В. заявление признал частично обоснованным. Он пояснил, что вход в туалет расположен на улице, и он перекрывается решеткой, которая должна закрывать вход после окончания работы вокзала и открываться при открытии вокзала. При проверке прокуратурой решетка была закрыта из-за отсутствия ключа от замка на решетке. Ширина входных дверей составляет 90 см., этот размер, по мнению представителя ответчика, позволяет инвалидам проезжать в вокзал на колясках. Согласно нормативным актам требование об установке передвижных подъемников, переносных рамп для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон и обратно носит рекомендательный характер и является необязательным. Вокзал имеет два этажа, на втором этаже расположены комнаты отдыха и кафе. Грузопассажирским лифтом вокзал не оборудован. Окно дежурного по вокзалу расположено выше 0,7 - 0,8 м. Телефон-автомат для людей с ослабленным слухом, автоматы на вокзале отсутствует. Справочная служба не оборудована специальным устройством для общения с пассажирами с пониженным слухом. Заслушав, явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск частично обоснованным. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом. Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. На основании Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» и «Положения о государственном санитарно - эпидемиологическом нормировании», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554, введены в действие с 03.06.2003 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1198-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 03.03.2003 (далее - Правила), и согласно п. 1.1 распространяются на комплекс стационарных объектов и подвижной состав железнодорожного транспорта, составляющих систему обеспечения пассажирских перевозок. Согласно 3.1.17 Правил для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать передвижные подъемники и пеники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон. На маршрутах передвижения инвалидов-колясочников ширина дверей должна составлять 110 см., а прочих дверей - 90 см. Из объяснений сторон и акта обследования вокзала следует, что на входе в туалетное помещение установлена решетка, перегораживающая спуск в туалет для инвалидов; все двери имеют ширину 90 см., отсутствуют передвижные подъемники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон и обратно; окна в служебные помещения расположены на высоте превышающей 0,7 - 0,8 м., кассы и справочные службы не оснащены специальными устройствами для общения с пассажирами, имеющими пониженный слух. Перечисленные недостатки ведут к нарушению прав инвалидов и поэтому они должны быть ответчиком устранены. Утверждения представителя ответчика о том, что выявленные недостатки не препятствуют инвалидом пользоваться транспортными услугами и что о выполнение работ по устранению недостатков нецелесообразно, противоречат требованию нормативных актов и суд считает их несостоятельными. Истцом заявлялось требование о возложении на ответчика обязанности установить в помещении вокзала телефон-автомат для людей с ослабленным слухом, однако суд считает его необоснованным. Статья 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указывает, что предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Из приведенного текста следует, что на транспортные предприятия возлагается обязанность осуществить мероприятия, обеспечивающие доступность предоставляемых транспортных услуг. Установка телефонов-автоматов представляет собой оказание услуг связи и не входит в компетенцию ответчика. РЕШИЛ: Обязать ОАО «Российские железные дороги» в здании Пригородного железнодорожного вокзала Смоленского центра по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Пригородной Дирекции Московской железной дороги: - удалить решетку, перегораживающую спуск в туалет для инвалидов; - увеличить с 90 см. до 110 см. ширину одной из входных дверей в вокзал, в следующей за ней двери тамбура и комнате туалета для проезда инвалидов-колясочников; - установить на вокзале передвижные подъемники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон и обратно; - расположить окно дежурного по вокзалу на высоте - 0,7 - 0,8 м.; - оснастить кассы и справочные службы специальными устройствами для общения с пассажирами с пониженным слухом. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через районный суд в течение 10 дней. Председательствующий: