2011.07.22 - Решение о взыскании денежных средств.



Дело №2-1483/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июля 2011 г.

Заднепровский районный суд г. Смоленска

в лице председательствующего судьи Хрисанфова И.В.

при секретаре Ткаченко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Магомедова М.И. к Смоленской таможне, Федеральной таможенной службе, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств,

установил:

Магомедов М.И. просил взыскать с Смоленской таможни 166021 рубль 95 копеек.

В обоснование своего требования он сослался на то, что он привлекался к административной ответственности; предметом административного правонарушения был картофель и лук репчатый, стоимость которых на день пресечения административного правонарушения составляла 166021 рубль 95 копеек; с целью недопущения порчи указанного товара он был продан. В соответствии с ч.3 ст.29.10 КоАП РФ указанная сумма должна быть выплачена истцу (л.д.11).

1 марта 2011 г. истец уменьшил размер требований до 72360 рублей, а 22 июля 2011 г. – до 65815 рублей 09 копеек.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков была привлечена казна РФ в лице Министерства финансов РФ и Федеральная таможенная служба (ФТС).

В судебное заседание Магомедов М.И. не явился. Его представитель Исаков А.В. требование поддержал. Он пояснил, что истец в соответствии с п.1 ст.432 ТК РФ имел право в течение трех лет со дня реализации товара получить его стоимость. Вопреки действующему законодательству Смоленская таможня не известила истца о необходимости получить денежные средства. Следствием такого бездействия явилось то, что Магомедов М.И. не получил их.

Представитель Смоленской таможни Бельдина Е.А. иск не признала. Она пояснила, что в соответствии с действующим законодательством сумма, вырученная от реализации товара, изъятого у правонарушителя, в течение трех лет со дня реализации возвращается собственнику товара по его заявлению. Магомедову М.И. было известно о реализации товара, однако в течение установленного срока он не обратился в Смоленскую таможню за денежными средствами. По истечении трех лет денежные средства Смоленской таможней были перечислены в федеральный бюджет. Кроме того, истцом не представлено сведений о том, что он является собственником товара.

Представитель ФТС Казаченкова В.В. иск не признала. Она пояснила, что ни таможня, ни ФТС не совершали противоправных действий в отношении Магомедова М.И. Следовательно, нет оснований для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности. В соответствии с действующим законодательством Смоленская таможня перечислила деньги в бюджет. Вред, причиненный правомерными действиями, возмещению не подлежит. Магомедов М.И. ознакомился с постановлением, которым решался вопрос об изъятом товаре 20 декабря 2007 г., в суд он обратился 11 января 2011 г. Таким образом, он пропустил срок исковой давности, что влечет отказ в иске.

Представитель Министерства финансов Мартынов А.Е. иск не признал. Он пояснил, что судя по имеющемуся в деле реестру уведомлений, денежные средства, на которые претендует истец, находятся в федеральном бюджете. Однако ФТС, как администратор счета, на котором они находятся, может принять решение об их возврате Магомедову М.И.

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должен быть решен вопрос об изъятых вещах, если в отношении их не применено административное наказание в виде конфискации. При этом вещи, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 19.11.2003 N 694 "Об утверждении Положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче" средства, полученные от реализации изъятых вещей, перечисляются Российским фондом федерального имущества на открытый в установленном порядке счет для учета денежных средств, поступающих во временное распоряжение уполномоченного органа исполнительной власти.

Согласно ст.430, п.1 ст.432 ТК РФ, действовавшего в момент возникновения спорных правоотношений, суммы, вырученные от реализации товаров, не обращенных в федеральную собственность, выплачиваются их законному владельцу в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в течение трех лет со дня их реализации. По истечении указанного срока суммы, вырученные от реализации товаров, перечисляются в федеральный бюджет.

Данная норма прекратила свое действие с 29 декабря 2010 г. (п.1 ч.1 ст.324, ч.1 ст.325 закона РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Порядок выплаты денежных средств Правительством РФ определен не был.

С 6 июля 2010 г. на территории Российской Федерации введен в действие Таможенный кодекс таможенного союза (далее - ТК ТС) (п.2 Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 48 "О ходе реализации второго этапа формирования таможенного союза в рамках ЕврАзЭС").

ФТС РФ в своем письме от 29.06.2010 N 01-11/31847 разъяснила, что нормы ТК ТС имеют прямое действие. ТК РФ до его отмены действует в части, не противоречащей ТК ТС. Пункты 1 и 2 статьи 432 после вступления в силу на территории РФ ТК ТС не применяются за исключением случаев вывоза из Российской Федерации в государства - члены таможенного союза товаров, в отношении которых до 1 июля 2010 года были установлены ставки вывозных таможенных пошлин. Вместо них применяются пункты 1 и 2 статьи 149 ТК ТС.

В соответствии с п.2 ст.149 ТК ТС суммы, полученные от реализации товаров, исчисленные с учетом удержаний, возвращаются декларантам, а если декларирование товаров не производилось - собственникам товаров, при наличии сведений о них у таможенного органа и при условии, что эти лица обратятся в таможенные органы в течение 3 (трех) месяцев со дня, следующего за днем поступления денежных средств от их реализации, в порядке, установленном законодательством государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого задержаны товары. Таможенные органы уведомляют лиц, указанных в ФИО1.doc#sub_1492#sub_1492">части первой настоящего пункта, о наличии подлежащих возврату сумм, полученных от реализации товаров.

Из вышеперечисленных норм следует, что денежные средства, которые были выручены от продажи товаров, изъятых при производстве по административному делу, перечисляются на счет органа, принявшего решение об их реализации. При принятии решения о возврате товара лицу, привлекавшемуся к административной ответственности, денежные средства возвращаются этому лицу по его заявлению. При этом, до 6 июля 2010 г. предусматривался трехлетний срок с момента реализации имущества для обращения за денежными средствами, а после этой даты – трехмесячный срок со дня, следующего за днем поступления денежных средств от их реализации. Кроме того, с 6 июля 2010 г. орган исполнительной власти, на счету которого находятся денежные средства, обязан был уведомлять гражданина о наличии подлежащих возврату сумм.

Как видно из искового заявления, протокола опроса Магомедова М.И. (л.д.27 – 30), постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 20 декабря 2007 г. (л.д.4–10), постановления о реализации вещественных доказательств по делу об административном правонарушении от 10 декабря 2007 г. (л.д.35 – 36), отчета о результатах распоряжения имуществом от 17 декабря 2007 г. (л.д.90), бухгалтерской справки (л.д.91), истец 28 ноября 2007 г. был привлечен к административной ответственности по ст.16.1 КоАП РФ - незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. В ходе производства по данному делу были изъяты предметы административного правонарушения: картофель и лук репчатый, которые были реализованы, а вырученные за них денежные средства в сумме 65815 рублей 09 копеек (с учетом НДС - 72396 рублей 60 копеек) перечислены на счет Смоленской таможни (л.д.91,93).

Поступление требуемых денежных средств подтверждается также выпиской со счета Смоленской таможни (л.д.45 – 46), копией страницы сайта ИРС «<данные изъяты>» (л.д.47).

Таким образом, денежные средства, вырученные от продажи принадлежавшего Магомедову М.И. имущества, были в установленном законодательством порядке 18 декабря 2007 г. помещены на счет исполнительного органа власти.

На момент введение в действие на территории РФ ТК ТС не истек трехлетний срок для истребования денежных средств.

Из реестра уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа от 26 января 2011 г. усматривается, что денежные средства в сумме 65815 рублей 09 копеек были перечислены счет УФК по г. Москве 40101810400000010153, администратором этих средств является Федеральная таможенная служба (л.д.78).

Как видно из п.1 Указания ЦБ РФ от 19 ноября 1997 г. №26-У «О порядке нумерации лицевых счетов, открываемых на балансовых счетах по учету доходов и средств бюджетов всех уровней (в редакции Указаний ЦБ РФ от 05.01.2001 N 897-У, от 30.03.2001 N 945-У) на балансовом счете N 401 учитываются средства федерального бюджета; на балансовом счете второго порядка N 40101 учитываются налоги, распределяемые органами федерального казначейства. Другие цифры счета обозначают: код валюты, номер отделения, не имеющего корреспондентского счета; резервный разряд, символ отчетности (01); порядковый номер по книге регистрации лицевых счетов, то есть, не обозначают принадлежность денежных средств тому или иному бюджету, организации.

Из приведенной нормы следует, что денежные средства находятся на счете УФК по г. Москве, на котором аккумулируются средства федерального бюджета. Согласно уже не действующей ст.432 ТК РФ,, а также еще не действующего п.10 ст.191 закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" по истечении установленного срока суммы, вырученные от реализации товаров, перечисляются в федеральный бюджет.

Таким образом, суд находит установленным, что денежные средства, вырученные от продажи принадлежавшего истцу имущества, находятся в федеральном бюджете, а не на счете Смоленской таможни или ФТС.

Сведений о том, что после 6 июля 2010 г. таможенный орган уведомил Магомедова М.И. о наличии на его счете денежных средств не представлено. Напротив, из пояснений представителей Смоленской таможни видно, что этого сделано не было.

Следовательно, казна РФ на неустановленных законом, иными правовыми актами основаниях пополнилась денежными средствами, принадлежащими истцу.

В соответствии с ст.1102 лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ. Такие правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Учитывая изложенное, денежные средства в сумме 65815 рублей 09 копеек следует взыскать в пользу Магомедова М.И. с Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ.

Мнение представителя Минфина Мартынова А.Е. о том, что ФТС, как администратор доходов, поступивших на упомянутый выше счет, может принять решение об их возврате истцу несостоятельно.

Согласно ст.6 БК РФ администратор доходов бюджета – это орган, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В данном случае истец требует взыскать ему денежные средства, а не понудить кого – либо из ответчиков принять решение об их возврате.

Довод представителей ответчиков о том, что истцом пропущен срок исковой давности не нашел своего подтверждения в судебном заседании.

Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 200 ГК РФ).

Как видно из вышеизложенного, имущество было реализовано, а денежные средства помещены на счет таможни на законном основании. При таких обстоятельствах нарушение права истца могло иметь место в случае отказа таможни вернуть денежные средства. Однако Магомедов М.И. ни до 6 июля 2010 г., ни после не обращался в Смоленскую таможню с заявлением об их выплате. В то же время, после 6 июля 2010 г. Смоленская таможня не уведомила истца, как того требует ст.149 ТК ТС, о наличии подлежащих возврату сумм, полученных от реализации товаров. Таким образом, о нарушении своего права Магомедов не мог узнать ранее 6 июля 2010 г. Обратился же он в суд 20 декабря 2011 г., то есть до истечения трех лет.

Положение ч.10 статьи 191 закона РФ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в соответствии с которым при непоступлении в таможенный орган, осуществивший задержание или изъятие товаров, в срок не позднее трех месяцев со дня, следующего за днем поступления денежных средств, вырученных от реализации задержанных или изъятых товаров, на счет Федерального казначейства, заявления о возврате остатка денежных средств, вырученных от реализации задержанных или изъятых товаров, невостребованные суммы указанных денежных средств учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат, вступает в силу с 1 января 2012 года (статья 325 данного закона).

Ссылка представителей Смоленской таможни и ФТС на то, что Магомедов М.И. не представил сведений, подтверждающих принадлежность имущества ему несостоятельна. Согласно ст.149 денежные средства возвращаются не только собственникам, но и декларантам товара. Статья 432 ТК РФ предписывала выплачивать такие суммы законному владельцу товара, который мог и не быть его собственником.

Поскольку денежные средства не находятся в распоряжении Смоленской таможни и ФТС в удовлетворении иска к ним следует отказать.

Согласно ст.98 ГПК РФ пропорционально размеру удовлетворенных требований подлежат возмещению судебные расходы в сумме 2174 рубля 45 копеек.

При подаче искового заявления Магомедовым М.И. уплачена государственная пошлина в сумме 4520 рублей 44 копейки исходя из суммы требования 166021 рубль 95 копеек. Поскольку в ходе рассмотрения дела размер исковых требований был уменьшен, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2345 рублей 99 копеек подлежит возврату истцу в порядке, предусмотренном ст.333.40 НК РФ.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,

решил:

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Магомедова М.И. 65815 рублей 09 копеек, в возмещение судебных расходов 2174 рубля 45 копеек, а всего 67989 (шестьдесят семь тысяч девятьсот восемьдесят девять) рублей 54 (пятьдесят четыре) копейки.

В удовлетворении иска к Смоленской таможне, Федеральной таможенной службе – отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский райсуд в течение десяти дней.

Председательствующий: