Дело № 2 -1649 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2 августа 2011 года Заднепровский районный суд города Смоленска в составе председательствующего судьи Хананеевой В.В., при секретаре Шульковой В.В., с участием представителя истцов Прокловой Е.А., представителя третьего лица Головко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокловой Н.И., Проклова С.А. к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска о понуждении к согласованию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, УСТАНОВИЛ Прокловы просят обязать ответчика утвердить схемы расположения земельных участков, площадью 1000 кв.м, расположенных в <адрес>, на кадастровом плане территории. Определением суда от 1 июля 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее Департамент) (л.д.1). В судебное заседание истцы не явились. Представитель истцов Проклова Е.А. иски поддержала и пояснила, что в соответствии с решением Ленинского районного суда г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ Департамент обязан предоставить истцам в собственность бесплатно земельные участки в г. Смоленске в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Департамент выдал истцам схему с указанием примерного места расположения земельных участков в <адрес> и предложил представить схему расположения этих участком на кадастровом плане в целях дальнейшего предоставления в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства (далее ИЖС). ООО «Городской земельный центр» изготовило две схемы расположения земельных участков в <адрес> площадью 1000 кв. м каждый. Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска было отказано в согласовании схем до утверждения проекта планировки территории. Истцы считают отказ необоснованным, поскольку он препятствует исполнению решения суда. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, возражений на иск не представил. Представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Головко О.В. иск поддержала, пояснив, что Администрацией г. Смоленска был разработан проект планировки территории <адрес>, который до настоящего времени не утвержден. Формирование земельных участков осуществляется в соответствии с проектом планировки. Действия ответчика не позволяют Департаменту исполнить решение суда. Выслушав объяснения представителей истцов и третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд находит иск обоснованным. В соответствии с п.п.1, 2 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно п.п.1, 4 ст. 1, ст. 2 Закона Смоленской области от 10 июня 2003г. N23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" Решениями Ленинского районного суда г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что Проклова Н.И. и Проклов С.А. имеют право приобрести в собственность бесплатно земельные участки для ИЖС, на Департамент была возложена обязанность предоставить истцам в собственность земельные участки в г. Смоленске, площадью от 1000 до 1800 кв.м, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу (л.д. 4-5, 13-14). Решения вступили в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Департамент предложил истцам представить в срок до ДД.ММ.ГГГГ утвержденные Администрацией г. Смоленска схемы расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, в <адрес>, площадью 1000 кв.м каждый, место для формирования земельных участков указал на схеме (л.д.9, 10, 18, 19). ООО «Городской земельный центр» изготовило две схемы расположения земельных участков в <адрес> площадью 1000 кв. м каждый (л.д.8, 17). В письмах от ДД.ММ.ГГГГ Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска отказало в согласовании схем, ссылаясь на то, что проект планировки под малоэтажную комплексную застройку в районе <адрес> не утвержден (л.д.7). Требование истцов относится к сфере публичных правоотношений, и потому обязанность по доказыванию законности отказа в согласовании схемы лежит на ответчике. Ответчик от явки в судебное заседание уклонился и не представил доказательств, подтверждающих законность принятого решения. Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. В соответствии с <адрес> от 8 февраля 2007г. N1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске", постановлениями Администрации Смоленской области от 29 апреля 2008г., от 09.12.2008 года распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Смоленской области, а также земельными участками в городе Смоленске, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области. В силу норм Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, проводятся работы по его формированию, орган местного самоуправления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, на основании которой осуществляется государственный кадастровый учет (ст. ст. 30, 34, 36 ЗК РФ). Процедура предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в г. Смоленске установлена ч. 2 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009г. N243 (далее – Порядок организации работы). В силу п. 2.3-2.6 указанного нормативного акта в случае, если у заявителя отсутствует право на бесплатное приобретение земельного участка либо земельный участок не может быть предоставлен в собственность, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. При отсутствии сформированных земельных участков после получения технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за такое подключение заявитель осуществляет за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении кадастрового учета, решение о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка принимается в двухнедельный срок со дня представления заявителем кадастрового паспорта. Таким образом, разрешение вопроса о праве гражданина на конкретный земельный участок отнесено к компетенции Департамента. В случае такого разрешения орган местного самоуправления обязан рассмотреть и утвердить представленную схему расположения земельного участка либо возвратить с указанием возможного варианта расположения участка или возражениями, обосновывающими невозможность формирования участка в установленных размерах. Департаментом было разрешено Прокловым формирование земельных участков независимо от наличия планировки территории в <адрес>. Отклоняя от согласования схемы по мотиву отсутствия проекта планировки на неопределенный срок, Администрация г. Смоленска фактически оспаривает право истцов на приобретение данных земельных участков в собственность. Поскольку разрешение вопроса о праве гражданина на земельный участок не относится к компетенции ответчика, отклонение от согласования схем по данному основанию недопустимо. В соответствии с ч.1 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Деление г. Смоленска на территориальные зоны с установлением градостроительных регламентов для каждого типа введено с принятием Правил землепользования и застройки г. Смоленска, утвержденных решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 N 490, после чего органы государственной власти или местного самоуправления должны были выполнить возложенную на них законом обязанность по планировке спорной территории, предназначенной для жилищного строительства. Бездействие данных органов в течение продолжительного времени является неправомерным, и потому Департаментом обоснованно разрешено формирование участков, несмотря на отсутствие планировки территории. В соответствии с ч.1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения). При наличии планировки территории размещение земельного участка для ИЖС невозможно лишь в случае, если в данном месте запланировано размещение территорий общего пользования, линейных объектов. Формирование земельных участков истцами осуществляется на основании проекта планировки, разработанного ответчиком, в местах, где предусмотрена индивидуальная жилая застройка. Сведений об изменении проекта в процессе его утверждения ответчик не представил. Следовательно, размещение земельных участков соответствует изготавливаемому проекту. Кроме того, согласно ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Таким образом, вынесенные по искам Прокловых решения суда, вступившие в законную силу, подлежат безусловному исполнению. Действия ответчика препятствуют осуществлению процедуры, необходимой для издания приказа о предоставлении земельного участка, и, следовательно, препятствует исполнению судебного решения, что является неправомерным. Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ Иски Прокловой Н.И., Проклова С.А. удовлетворить. Обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска согласовать две схемы расположения земельных участков, площадью 1000 кв.м каждый, в <адрес>, на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, изготовленные ООО «Городской земельный центр». Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через Заднепровский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Председательствующий:
(с изменениями.) предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность ветеранам труда, инвалидам и другим категориям граждан, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства, осуществляется бесплатно и в соответствии с настоящим областным законом - однократно.