Дело № 2 – 1875/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 августа 2011 года Заднепровский районный суд города Смоленска в лице председательствующего судьи Осипова А.А., с участием прокурора Кузнеченко П.Ю., при секретаре Борисовой О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Поталова И.И. к Смоленской таможне о признании незаконным увольнения с государственной гражданской службы, о восстановлении на государственной гражданской службе, взыскании компенсации морального вреда, У С Т А Н О В И Л: Поталов И.И. обратился в суд с иском о признании увольнения с государственной гражданской службы незаконным, о восстановлении на государственной гражданской службе и взыскании компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что служил в Смоленской таможне <...> отдела таможенного оформления и таможенного контроля №7 (далее – ОТО и ТК №7) Западного таможенного поста сбора и анализа информации о контроле за доставкой товаров 1-й категории, приказом от 28.06.2011 №237-к был уволен в связи с сокращением должности гражданской службы. С увольнением не согласен, т.к. было нарушено его преимущественное право на замещение других должностей гражданской службы, был нарушен порядок проведения аттестации, предшествующей увольнению (т.1, л.д. 2-4). В судебном заседании истец свои исковые требования поддержал, вышеприведенные доводы подтвердил, обратил внимание суда также на то, что из всех предложенных вакансий ему разрешалось выбрать лишь одну, что, по его мнению, неправильно. Представители ответчика Гуськова Е.В., Васильев В.А. и Писаренко О.И. иск не признали и пояснили, что 13 апреля 2011 года Федеральной таможенной службой (далее – ФТС) было принято решение о сокращении 245 должностей государственной гражданской службы Смоленской таможни. Был ликвидирован, в частности, ОТО и ТК №7 с 56-ю должностями государственных таможенных инспекторов. О предстоящем увольнении истец не менее чем за два месяца персонально был предупрежден. Он в числе других гражданских служащих, чьи должности подлежали сокращению, был ознакомлен со списком вакантных должностей, из которого он выбрал должность государственного таможенного инспектора Стабнинского таможенного поста (4 вакансии), однако на эту должность претендовало более 20-ти гражданских служащих, и предпочтение было отдано С., И., А. и Т., перед которыми истец не имеет преимущественного права на замещение должности (т.1, л.д. 20-26; т.2, л.д. 1-4). Заслушав объяснения истца, представителей ответчика, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении иска Поталова И.И. отказать, суд приходит к следующему. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон №79-ФЗ) одним из оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы является сокращение должности государственной гражданской службы и не предоставление государственному гражданскому служащему иной должности гражданской службы. В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона №79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе, т.е. представитель нанимателя обязан предложить такому гражданскому служащему с учетом вышеприведенных условий иную вакантную должность государственной гражданской службы при ее наличии. Приказом №157-к от 24.07.2007. Поталов И.И. был принят на государственную гражданскую службу и назначен на должность <...> ОТО и ТК №7 Западного таможенного поста сбора и анализа информации о контроле за доставкой товаров 1-й категории (т.1, л.д. 27-29). Приказом №237-к от 28.06.2011. действие соответствующего служебного контракта было прекращено, и Поталов И.И. был уволен 30 июня 2011 года с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы и не предоставлением иной должности гражданской службы (т.1, л.д. 172, 175). Факт сокращения должности государственной гражданской службы, которую замещал истец, никем из участвующих в деле не оспаривается, подтверждается копией приказа ФТС от 13.04.2011. №777 «Об организационно-штатных мероприятиях в таможенных органах, расположенных на российско-белорусской и российско-казахстанской государственной границе», которым в структуре Западного таможенного поста Смоленской таможни было ликвидировано шесть отделов таможенного оформления и таможенного контроля, включая ОТО и ТК №7 со штатной численностью 111 единиц должностей федеральных государственных служащих (т.1, л.д. 56-57), а также копиями приказа Смоленской таможни от 18.04.2011. №570, штатных расписаний (т.1, л.д. 63-90). О сокращении должности истец представителем нанимателя был письменно уведомлен 26 апреля 2011 года, т.е. не менее чем за два месяца до увольнения, как то предусмотрено частью 5 статьи 31 Закона №79-ФЗ, что подтверждается копией предупреждения (т.1, л.д. 92) и признано самим истцом. На замещение иной должности государственной гражданской службы в другом таможенном органе, в другом регионе истец не согласен. Он был ознакомлен со всеми имеющимися на Смоленской таможне вакансиями, их в общей сложности оказалось 96 (т.1, л.д. 94-97, 138, 158) и во время собеседования выразил пожелание на замещение должности государственного таможенного инспектора Стабнинского таможенного поста (т.1, л.д. 93). Всего таких вакансий было 4 (изначально – 2, а также 2 вакансии возникли в результате перемещения других служащих, т.1, л.д. 95, 139-141), на замещение которых в общей сложности претендовало более 20-ти гражданских служащих, чьи должности были сокращены, включая С., И., А. и Т., которым представителем нанимателя было отдано предпочтение, и они были назначены на указанные должности государственной гражданской службы (т.1, л.д. 111, 122, 124; т.2, л.д. 43-45). Согласно части 7 статьи 31 Закона №79-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности. Судом не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии у истца преимущественного права (по отношению к указанным лицам) на замещение вакантной должности государственного таможенного инспектора Стабнинского таможенного поста. С., И., А. и Т., как и истец, имеют высшее профессиональное образование, после назначения на должности в Смоленской таможне в установленном порядке повышали квалификацию в области таможенного дела. Поталов И.И. имеет общий стаж государственной службы 20 лет, из них в таможенном органе 4 года, С. имеет общий стаж государственной службы 5 лет, все из них - в таможенном органе, И. соответственно 35 и 8,5 лет, Т. соответственно 17 и 8,5 лет. А. имеет общий стаж государственной службы 7 лет, из них около двух лет – в таможенном органе. При этом нельзя не учитывать, что он, в отличии от истца, как С. и И., в 2010 году откомандировывался на Стабнинский таможенный пост для выполнения функций инспектора, т.е. к моменту назначения на данную должность приобрел навыки по данной работе, соответствующую квалификацию. Кроме того, А. еще в 2010 году (как и С. в 2009 году) прошел конкурсный отбор на включение в кадровый резерв. Все перечисленные лица, включая истца, дисциплинарных взысканий не имеют, однако С. и И. имеют поощрения за безупречную службу, образцовое выполнение служебных обязанностей, что свидетельствует о более высоких показателях профессиональной служебной деятельности (т.1, л.д. 54-55; т.2 л.д. 9-67). Увольнению истца предшествовала аттестация, т.е. предварительно вопрос о наличии преимущественного права на замещение вакантных должностей решала аттестационная комиссия (т.1, л.д. 103-121, 131-135; т.2, л.д. 5-8). При этом, как признали представители ответчика, и подтверждается материалами дела, в отношении истца не были выдержаны предусмотренные утвержденным Указом Президента Российской Федерации от февраля 2005 года №110 Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации сроки: об ознакомлении гражданского служащего с графиком проведении аттестации не менее чем за месяц до начала аттестации, представление в аттестационную комиссию отзыва об исполнении гражданским служащим служебных обязанностей не позднее чем за две недели до начала аттестации, ознакомление гражданского служащего с данным отзывом не менее чем за неделю до начала аттестации. Однако следует иметь в виду, что в рассматриваемом случае истец уволен со службы не по результатам аттестации (когда соблюдение порядка проведения аттестации имело бы принципиальное значение). Как установлено в части 6 статьи 31 Закона №79-ФЗ, в период после предупреждения гражданского служащего о сокращении замещаемой им должности в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация, т.е. представитель нанимателя вправе, но не обязан в подобных ситуациях проводить аттестацию, и в конечном итоге именно он определяет, кто из гражданских служащих имеет преимущественное право на замещение вакантных должностей. Необходимо, кроме того, учитывать, что в таком же положении, когда проведение аттестации было организовано в сжатые сроки, оказались все гражданские служащие Смоленской таможни, чьи должности были сокращены, и которые пожелали претендовать на замещение вакантных должностей. Не имеется достаточных оснований для того, чтобы согласиться с доводом истца о том, что ответчик должен был предоставить ему возможность выбора сразу нескольких вакантных должностей, а не одной. Закон не содержит нормы, гарантирующей гражданскому служащему возможность выбора (резервирования) в подобных ситуациях сразу нескольких вакантных должностей. Переместить гражданского служащего, чья должность сокращена, можно лишь на одну иную должность (особенно при таком массовом сокращении штата). Первичная профсоюзная организация в Смоленской таможне отсутствует, что освобождало представителя нанимателя в данном случае от обязанности информирования соответствующего выборного профсоюзного органа о принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с истцом (статья 38 Закона №79-ФЗ). Таким образом, поскольку расторжение служебного контракта и увольнение истца с государственной гражданской службы произведено на законном основании и с соблюдением порядка увольнения, его требования о признании увольнения незаконным, о восстановлении на службе и о взыскании компенсации морального вреда не могут быть удовлетворены. Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Отказать в удовлетворении иска Поталова И.И. к Смоленской таможне о признании незаконным увольнения с государственной гражданской службы, о восстановлении на государственной гражданской службе, о взыскании компенсации морального вреда. Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через районный суд в течение 10 дней. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ