2011.09.07 - Решение о об оспаривании действий начальника Заднепровского таможенного поста Смоленской таможни по отказу в выдаче паспорта транспортного средства и возложения на него этой обязанности



Дело № 2 – 1962

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 сентября 2011 года

Заднепровский районный суд г. Смоленска

Судья Штейнле А.Л., при секретаре Лобачевой М.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бортникова А.В. об оспаривании действий начальника Заднепровского таможенного поста Смоленской таможни по отказу в выдаче паспорта транспортного средства и возложении на него этой обязанности

УСТАНОВИЛ:

Бортников А.В. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия начальника Заднепровского таможенного поста Смоленской таможни по отказу в выдаче паспорта транспортного средства (далее ПТС) и обязывающие представить сертификат соответствия на автомобиль заявителя для подтверждения экологического класса и обязать его выдать ПТС на приобретенную заявителем 13.06.2011 г. в РБ автомашину марки «<данные изъяты>», кузов , изготовленную в 2011 году в Чешской республике. При этом заявитель сослался на то, что 16 июня 2011 г. обратился к начальнику Заднепровского таможенного поста Смоленской таможни с заявлением о выдаче ПТС на приобретенную им 13.06.2011 г. в автосалоне Республики Беларусь новую автомашину «<данные изъяты>». Однако, в выдаче ПТС было отказано с указанием на необходимость представить сертификат соответствия на автомобиль заявителя для подтверждения экологического класса не ниже 4. Данные действия должностного лица таможенного органа заявитель полагает неправомерными, поскольку, таможенные органы самостоятельно определяют экологический класс на основании информации, представленной Минпромэнерго России, а также на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, «Одобрениях типа транспортного средства» и лишь в случае отсутствия таких сведений рекомендуют подтверждать экологический класс сертификатами соответствия, выдаваемыми аккредитованными органами по сертификации. Ссылка на письмо Минпромторга РФ от 11.10.2010 г. № ДМ-11104/20 «о недопустимости определения экологического класса а/м на основании официального сайта ФТС России «Сертификатов на зарубежные автомобили» и определение экологического класса таможенными органами только на основании сертификата соответствия на конкретное транспортное средство» необоснованна, так как руководитель Минпромторга РФ не вправе определять формы таможенного контроля на ввозимые в РФ автомашины. Таможенный орган вправе был определить экологический класс автомашины заявителя по предоставленным документам и официальному сайту ФТС России «Сертификаты на зарубежные а/м» (л.д. 2,3).

В судебном заседании Бортников А.В. представил уточненное заявление, в котором дополнительно просил признать незаконным бездействие начальника Заднепровского таможенного поста Смоленской таможни при осуществлении им таможенного контроля автомашины заявителя, обстоятельства указанные в заявлениях подтвердил.

Представители Смоленской таможни Курченков Д.А. и Ситин М.В. возражали против удовлетворения заявления, полагая его необоснованным, поскольку порядок оформления строки экологический класс при оформлении ПТС определен в Положении о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N496. Данный порядок таможенный орган не нарушал (отзыв л.д. 28-34).

Заслушав заявителя и представителей таможенного органа, исследовав доказательства по делу, суд считает необходимым в удовлетворении заявления отказать, в связи со следующим.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 18.05.1993 г. № 477 «О введении паспортов транспортных средств» установлено, что ПТС выдаются таможенными органами Российской Федерации на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 г.

Такое же положение закреплено пунктом 6 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N496/192/134 с последующими изменениями (далее - Положение), в соответствии с которым таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации и оформленные ими после 1 июля 1997 г.

Оформление паспортов таможенными органами осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением, при условии представления транспортных средств или шасси таможенным органам (в зоне таможенного контроля) (п. 20 Положения).

Выдача паспортов на транспортные средства или шасси транспортных средств без таможенного оформления в установленных законодательством Российской Федерации случаях производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств на каждое транспортное средство или шасси по форме, устанавливаемой таможенным органом, а также и документов на транспортное средство или шасси.

Заявление подается в таможенный орган, в регионе деятельности которого на территории Российской Федерации находится или зарегистрирован собственник или владелец транспортных средств или шасси.

В заявлении указываются обстоятельства ввоза или приобретения транспортного средства или шасси, либо иные обстоятельства, которые являются основанием для выдачи паспорта, страна происхождения и товарная позиция транспортного средства или шасси в соответствии ТН ВЭД России, а также перечень прилагаемых документов. Позиция ТН ВЭД России может указываться сотрудником таможенного органа. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие изложенные сведения.

В соответствии с абзацем 5 пункта 70 данного Положения в случае несоответствия экологического класса транспортного средства требованиям технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" паспорта не выдаются.

Согласно абз. 2 пункта 10 технического регламента "Отребованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (утв. постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005г. N609) (с последующими изменениями), запрещается выпуск в обращение автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания, имеющих экологический класс ниже действующего экологического класса, после даты вступления в силу требований следующего экологического класса, установленной пунктом 14 настоящего регламента.

Пунктом 14 технического регламента установлено, что с января 2010 г. автомобильная техника и двигатели внутреннего сгорания должны иметь экологический класс не ниже – 4.

Соответствие автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания требованиям настоящего регламента удостоверяет сообщение, касающееся официального утверждения типа транспортного средства и(или) двигателя, предусмотренное Правилами ЕЭК ООН, или сертификат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.11 технического регламента).

В соответствии с абзацем 1 пункта 70 Положения заполнение строки "Экологический класс" паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, "Одобрениях типа транспортного средства" и "Заключениях о соответствии шасси предъявляемым требованиям".

Сведения (Приложение N4) формируются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и один раз в месяц передаются в Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России и ФТС России.

Сведения размещаются на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службы.

При невозможности определения экологического класса транспортного средства (шасси) в соответствии с порядком, установленным в абзаце 1 настоящего пункта, а также в тех случаях, когда правильность указания экологического класса оспаривается собственником транспортного средства (шасси) или лицом, осуществляющим таможенное оформление по поручению собственника транспортного средства (шасси), определение экологического класса транспортного средства (шасси) осуществляется таможенными органами на основании сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.

16 июня 2011 г. Бортников А.В. обратился к начальнику Заднепровского таможенного поста Смоленской таможни с заявлением о выдаче ПТС на приобретенную им 13.06.2011 г. в автосалоне Республики Беларусь новую автомашину марки «<данные изъяты>», кузов , изготовленную в 2011 году в Чешской республике. Однако, в выдаче ПТС было отказано с указанием на необходимость представить сертификат соответствия на автомобиль заявителя для подтверждения экологического класса не ниже 4.

Как следует из объяснений сторон и представленных письменных материалов заявителем в таможенный орган сертификат соответствия на приобретенный им автомобиль, выданный органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке, представлен не был. Информация в отношении автомашины заявителя, представляемая Министерством промышленности и энергетики России на официальном сайте в "Одобрениях типа транспортного средства" отсутствует (л.д. 59,60). В этом случае, таможенный орган не мог определить экологический класс транспортного средства (шасси) заявителя в соответствии с порядком, установленным в абзаце 1 пункта 70 Положения. Поэтому оснований для выдачи ПТС не имелось, и для определения экологического класса автомобиля правомерно было предложено заявителю представить сертификат соответствия, выдаваемый органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.

Постановлением Госстандарта РФ от 1 апреля 1998 г. N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов" (с изменениями и дополнениями) установлены Правила по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов.

В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (статья 15, п.1) и Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N184-ФЗ "О техническом регулировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N52 (ч. I), ст.5140; 2005, N19, ст.1752; 2007, N19, ст.2293) транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, подлежат обязательной оценке соответствия в форме "одобрения типа транспортного средства", а составные части их конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств - обязательной сертификации либо (в оговоренных случаях) - декларированию соответствия.

Согласно п. 6.5 Правил соответствие транспортного средства перечню обязательных технических требований удостоверяется выдачей "одобрения типа транспортного средства". "Одобрение типа транспортного средства" распространяется на транспортные средства, выпущенные в обращение в период его действия, независимо от срока их последующей реализации.

Признание сертификатов соответствия или других документов, выданных зарубежными органами, осуществляет орган по сертификации, проводящий сертификацию заявленной продукции.

На основе анализа полученных документов и материалов орган по сертификации принимает решение о признании результатов сертификации, проведенной зарубежными органами, и о выдаче российских сертификатов соответствия.

В соответствии с п. 2.7. Правил "Одобрение типа транспортного средства" является основанием для ввоза импортируемых транспортных средств на территорию Российской Федерации.

Таким образом, с учетом анализа указанных положений Правил, требований технического регламента о том, что соответствие автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания удостоверяет сообщение, касающееся официального утверждения типа транспортного средства и(или) двигателя, а также Приложения № 4 в пункте 70 Положения, суд приходит к выводу, что заполнение строки "Экологический класс" осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов в порядке установленном абз. 1 п. 70 Положения на основании сведений содержащихся в сертификатах соответствия при наличии "Одобрение типа транспортного средства" и "Заключения о соответствии шасси предъявляемым требованиям".

Поэтому определение экологического класса на основании иной информации недопустимо.

Представленные заявителем сведения о наличии выданных сертификатов соответствия на аналогичный заявителю автомобиль, содержащиеся на сайтах ФТС России и Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в данном случае значения не имеют, поскольку данные сведения не относятся к информации размещаемой на официальных сайтах "Одобрение типа транспортного средства" и "Заключения о соответствии шасси предъявляемым требованиям", также отсутствуют сведения о том, что представленная информация о сертификатах соответствия на зарубежные автомобили размещена именно на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Невозможно использовать сведения о ранее выданных сертификатах на аналогичный заявителю автомобиль, «Одобрение типа транспортного средства» выданное Республикой Беларусь (л.д. 11) и в связи с тем, что отсутствуют сведения о признании результатов сертификации, проведенной зарубежными органами, и о выдаче российских сертификатов соответствия. Более того, указанное «Одобрение типа транспортного средства» не относится к автомашине заявителя.

Утверждение заявителя о том, что таможенные органы самостоятельно обязаны проводить сертификацию спорной автомашины и определить ее экологический класс являются ошибочными и не основаны на законе.

Необоснованными являются и доводы заявителя, о том, что таможенный орган обязан был запросить необходимую ему информацию для подтверждения экологического класса автомашины заявителя в любых государственных органах, федеральных агентствах; определить экологический класс его автомашины на основании иной информации, имеющейся в отношении аналогичных автомашин; привлечь специалистов и экспертов для определения экологического класса его автомобиля, так как противоречат установленному вышеуказанными нормативными документами порядку определения экологического класса транспортных средств и выдачи ПТС.

При указанных обстоятельствах не имеется оснований для признания незаконными действий начальника Заднепровского таможенного поста Смоленской таможни по отказу в определении экологического класса автомашины заявителя, выдаче паспорта транспортного средства и возложении на него этой обязанности. Поэтому в удовлетворении заявления следует отказать за необоснованностью.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать Бортникову А.В. в удовлетворении заявления об оспаривании действий начальника Заднепровского таможенного поста Смоленской таможни по отказу в определении экологического класса автомашины, выдаче паспорта транспортного средства и возложении на таможенный орган этой обязанности

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через Заднепровский районный суд г. Смоленска в течение 10 дней.

Судья А.Л. Штейнле

Мотивированное решение изготовлено 08 сентября 2011 года