2011.09.13 - Решение о возложении обязанности об устройству территории муниципального образовательного учреждения



Дело № 2-2148

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2011 года

Заднепровский районный суд гор. Смоленска

В составе:

председательствующего /судьи/ Штейнле А.Л.,

при секретаре Лобачевой М.Ф.,

с участием помощника прокурора Заднепровского района г. Смоленска Степкиной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заднепровского района г. Смоленска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Смоленска о возложении обязанности по обустройству территории муниципального образовательного учреждения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском о возложении на Администрацию г. Смоленска обязанности по обустройству прилегающей к МОУ СОШ № 23 г. Смоленска территории в виде ее ограждения в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями в срок до 01.05.2012 г.

Свои требования мотивирует тем, что в ходе проведенной проверки обеспечения безопасности образовательных учреждений, предупреждения ДТП с участием детей на улично-дорожной сети г. Смоленска, выявлены нарушения законодательства в области образования, допускаемые Администрацией г. Смоленска, выразившиеся в неисполнении обязанностей, возложенных действующим законодательством, определяющим ее полномочия по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений г. Смоленска, обустройству прилегающих к ним территорий. Согласно п.п. 2.2.3, 2.2.11 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» территория участка общеобразовательного учреждения ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него – зелеными насаждениями. Однако в муниципальном образовательном учреждении средняя школа № 23 (далее МОУ СОШ № 23), расположенном по адресу: г. Смоленск, ул. Центральная, д. 10, вышеуказанные санитарно-гигиенические требования нарушаются, что создает угрозу жизни и здоровью обучающихся и работников данного образовательного учреждения во время образовательного процесса: территория участка МОУ СОШ № 23 не ограждена.

До настоящего времени Администрацией г. Смоленска меры по устранению выявленных нарушений не предпринимаются.

В судебном заседании помощник прокурора Степкина Н.Н. требования поддержала в полном объеме.

Представитель Администрации г. Смоленска в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки не представил, ответчик извещен надлежаще. В возражениях ответчик иск не признал, указав, что по своим обязательствам бюджетное учреждение отвечает самостоятельно. Более того, для школы разработана проектно-сметная документация на реконструкцию существующей спортивной площадки, в которую также входят работы по ограждению территории школы. В случае ограждения территории учреждения до начала реконструкции спортивной площадки при производстве работ буде необходимо произвести частичный демонтаж установленного ограждения и далее его установку, что повлечет за собой выделение дополнительных денежных средств в сумме 30000 руб.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия представителя ответчика.

Суд, заслушав помощника прокурора и, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно пункту 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. N189) территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.

В соответствии п.п. 2.2.3, 2.2.11 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» территория участка общеобразовательного учреждения ограждается забором высотой 1,5 м. и вдоль него – зелеными насаждениями.

Судом установлено, что согласно акту проведения комиссионной проверки участков улично-дорожной сети, непосредственно примыкающей к территориям муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждений Заднепровского района от 23.06.2011 г., в муниципальном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 23, расположенном по адресу: г. Смоленск, ул. Центральная, д. 10, были нарушены санитарно-гигиенические требования п.п. 2.2.3, 2.2.11 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», то есть, отсутствуют ограждения вокруг школы, а также нет дорожной разметки 1.14.1 «пешеходный переход», что создает угрозу жизни и здоровью обучающихся и работников данного образовательного учреждения (л.д. 7).

Из ответа директора школы В.П. Фокина следует, что из-за отсутствия денежных средств территория МОУ СОШ № 23 (общей площадью 0,5301 га) не имеет ограждения более 25 лет. В 2008 г. Администрацией г. Смоленска был составлен план строительства школьных стадионов, в котором предусматривалось и ограждение школ. Строительство стадиона и ограждение школы по плану должно быть выполнено в 2012 г., но в связи с кризисом сроки выполнения работы перенесены на 1-2 года (2013-2014 годы). В школе имеется перспективный план благоустройства и ограждения школьной территории, по которому указаны сроки выполнения работы по мере поступления средств (л.д. 4).

Согласно ответу Администрации г. Смоленска, для школы разработана проектно-сметная документация на реконструкцию существующей спортивной площадки, в которую также входят работы по ограждению территории школы. На данные цели предусмотрено 2 064000,1 руб. Средства запланированы на 20113 г. (л.д. 13-15).

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 16.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно пункту 14 Типового положения об общеобразовательном учреждении утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» (с изменениями и дополнениями) учредителем муниципального общеобразовательного учреждения является орган местного самоуправления.

Школа, являясь муниципальным образовательным учреждением, финансируется из муниципального бюджета городского округа. Финансирование деятельности образовательного учреждения осуществляется согласно утвержденной смете доходов и расходов, Образовательное учреждение обеспечивает материально-техническое оснащение образовательного процесса, безопасные условия обучения и труда в соответствии с требованиями санитарно-гигиенических правил в пределах имеющихся финансовых средств, использует бюджетные ассигнования в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

В силу пункта 2 статьи 120 ГК РФ муниципальное бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Как следует из ответов директора школы № 23 и Администрации г. Смоленска, финансовые средства на обустройство школьной территории, ее ограждение, образовательному учреждению не выделялись. Соответственно, обязанность по ограждению территории МОУ СОШ № 23 г. Смоленска должен нести ее учредитель – Администрация г. Смоленска.

Более того, статьей 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов прямо возложена обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательный учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Следовательно, учитывая изложенное, Администрацией г. Смоленска не предпринимались должные меры для предотвращения нарушений санитарно-гигиенических требований, не выделялись денежные средства на ограждения территории школы, поэтому требование прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Доводы ответчика не основаны на законе, поэтому судом не учитываются.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию г. Смоленска в срок до 01 мая 2012 года возвести в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями ограждение территории муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №23, расположенной по адресу: г. Смоленск, ул. Центральная, д. 10.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через Заднепровский районный суд г. Смоленска в течение десяти дней.

Председательствующий: А.Л. Штейнле