2011.09.09 - Решение об оспаривании действий по отказу в выдаче геодезических данных по земельным участкам



Дело №2123/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 сентября 2011 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

В лице председательствующего судьи Степченковой Е.А.

При секретаре Андреевой А.А.

С участием заявителя Казанцева В.А., представителя заявителя Казанцева С.В., представителя Управления архитекторы и градостроительства Администрации города Смоленска Андреевой О.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Герасименко В.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Казанцева В.А. об оспаривании решений, действий (бездействия) Управления архитекторы и градостроительства администрации города Смоленска по отказу в выдаче геодезических данных по земельным участкам,

у с т а н о в и л:

Казанцев В.А. обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать Администрацию города Смоленска в лице Управления архитекторы и градостроительства выдать геодезические данные по земельному участку в <адрес>, площадью 1000 кв. метров, для индивидуального жилищного строительства. В обоснование заявленных требований указывает, что им было получено разрешение Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на формирование земельного участка в пределах одной территориальной зоны Ж1, площадью 1000 кв. метров. Для предоставления в Департамент схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории в <адрес>, Казанцев В.А. обратился в межевую организацию ООО «<данные изъяты>». 09 июня 2011 года Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска отказало заявителю в выдаче геодезических данных по земельным участкам с указанием на то, что проект планировки под малоэтажную застройку в районе <адрес> не утвержден. Отказ в выдаче геодезических данных Казанцев считает незаконным, поскольку данные действия препятствуют ему в реализации права на получение в собственность земельного участка бесплатно на основании положений Закона Смоленской области от 10 июня 2003 года №23-з «О предоставлении земельных участков в собственность гражданам бесплатно» (л.д.2-3).

В судебном заседании заявитель Казанцев В.А., его представитель Казанцев С.В. заявленные требования поддержали, обосновав их доводами, изложенными в заявлении.

Представитель Управления архитектуры и градостроительства (далее по тексту – УАиГ) Администрации города Смоленска Андреева О.В. возражала относительно заявленных Казанцевым В.А. требований. Суду пояснила, что 02.06.2011 ООО «<данные изъяты>» обратилось с заявлением о выдаче геодезических данных по земельным участкам в <адрес>. Ввиду отсутствия утвержденного проекта планировки под малоэтажную комплексную застройку в районе поселка <адрес>, УАиГ отказало в выдаче геодезических данных до его утверждения. Отказ вызван тем обстоятельством, что в процессе окончательной разработки и утверждения проекта планировки, могут измениться координаты входящих в него земельных участков, что лишает возможность точно определить координаты на местности в настоящее время. Когда будет утвержден проект планировки – неизвестно, разработан он несколько лет назад. Также указала, что Федеральным законом «О геодезии и картографии» на орган местного самоуправления, его подразделение не возложена обязанность по выдаче геодезических и картографических данных. Административный регламент Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Выдача геодезических данных», утв. Постановлением Администрации города Смоленска от 29.01.2010 №133-адм, под исходными геодезическими данными понимаются сведения о координатах утвержденных границ земельных участков, границ смежных земельных участков, а также границ красных линий. Кроме того, УАиГ не имеет лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности, а, следовательно, не имеет возможности выдать испрашиваемые геодезические данные.

Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Герасименко В.А. в судебном заседании заявленные требования Казанцева В.А. счел обоснованными и подлежащими удовлетворению. Суду пояснил, что Департаментом было принято решение о возможности предоставления заявителю, являющемуся ветераном труда, земельного участка в поселке <адрес>, в пределах одной территориальной зоны Ж1, площадью 1000 кв. метров. Для дальнейшего разрешения вопроса о предоставлении земельного участка в собственность Казанцеву предложено представить схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, утвержденную в установленном порядке. В настоящее время в отношении поселка <адрес> разработан проект планировки под индивидуальное жилищное строительство в рамках реализации Закона Смоленской области от 10.06.1993 №23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно». В УАиГ имеются геодезические данные в отношении названной территории, и эти данные были предоставлены Управлением гражданам в отношении более двухсот земельных участках в <адрес>. Формирование земельного участка в <адрес> может быть осуществлено и без получения соответствующих геодезических данных. Вместе с тем, отсутствие указанных данных может повлечь нарушение прав третьих лиц, поскольку у Департамента отсутствуют точные сведения о проектируемых на этой территории проездах. Предоставление УАиГ геодезических данных позволит избежать возможности формирования участка на проектируемой территории общего пользования. Сослался на необоснованную выборочность УАиГ при решении вопроса о предоставлении гражданам геодезических данных, указав, что данные действия Управления нарушают права Казанцева В.А. на получение в собственность земельного участка бесплатно, при наличии у него такого права.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.п. 1,2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктами 1, 4 ст.ст. 1,2 Закона Смоленской области от 10 июня 2003 года №23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность ветеранам труда, инвалидам и другим категориям граждан, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства, осуществляется бесплатно и в соответствии с настоящим областным законом – однократно.

Из положений Закона Смоленской области от 8 февраля 2007 года №1-з «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области – городе – герое Смоленске», постановлений Администрации Смоленской области от 29 апреля 2008г., от 09.12.2008 года следует, что распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Смоленской области, а также земельными участками в городе Смоленске, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.

В судебном заседании установлено, что Казанцев В.А. является ветераном труда, что подтверждается копией удостоверения серии В (л.д.7), проживает на территории города Смоленска (л.д.8-12)

29 марта 2011 года заявитель обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного в <адрес>, для ИЖС (л.д.13).

Из сообщения Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 31 марта 2011 года №5922/08, направленного в адрес Казанцева В.А., следует, что в соответствии с разделом 2 постановления Администрации Смоленской области от 27.04.2009 №243 «Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области – городе – герое Смоленске» для дальнейшего решения вопроса о предоставлении земельного участка необходимо в срок до 18.10.2011 представить в Департамент схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории в городе Смоленске, <адрес>, утвержденную в установленном порядке в пределах одной территориальной зоны Ж1, площадью 1000 кв. метров (л.д.14).

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что уполномоченным органом – Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области – разрешено Казанцеву В.А. формирование земельного участка в <адрес> вне зависимости от наличия утвержденного проекта планировки указанной территории.

12 апреля 2011 года заявителем заключен договор подряда с ООО «<данные изъяты>» по составлению схемы расположения земельного участка и межевого плана, расположенного по адресу: <адрес> (участок по льготе Казанцева В.А.). Срок выполнения работ по договору установлен с 12 апреля по 27 июня 2011 года.

Из пояснений заявителя, данных в ходе судебного заседания, следует, что препятствием к составлению схемы расположения указанного земельного участка явился отказ УАиГ в предоставлении межевой организации геодезических данных на указанную территорию.

Согласно ответу УАиГ от ДД.ММ.ГГГГ , направленному в адрес выбранной заявителем межевой организации ООО «<данные изъяты>», в выдаче геодезических данных по земельным участкам в <адрес> отказано до утверждения проекта планировки под малоэтажную застройку в районе поселка <адрес> (л.д.17).

Постановлением Администрации города Смоленска от 29 января 2010 года №133-адм утвержден Административный регламент Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Выдача геодезических данных» (далее по тексту – Административный регламент).

Пунктом 1.2 Административного регламента предусмотрено, что предоставление названной муниципальной услуги предоставляется Администрацией города Смоленска и осуществляется через структурное подразделение – Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска.

Конечным результатом предоставления муниципальной услуги является:

- выдача исходных геодезических данных в печатном виде;

- в случае отсутствия запрошенных геодезических данных в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Смоленска, предоставляется письменный ответ об отсутствии запрашиваемой информации (пункт 1.4 Административного регламента).

Из положений пункта 2.3 Административного регламента следует, что основанием для приостановления, отказа в предоставлении муниципальной услуги является отсутствие запрошенных геодезических данных в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Смоленска.

Представитель УАиГ Андреева О.В. в судебном заседании не отрицала наличие испрашиваемых заявителем геодезических данных в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности. Вместе с тем, считала, что при отсутствии утвержденного проекта планировки выдача указанных данных Казанцеву является невозможной.

Суд находит данные доводы несостоятельными ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения).

При наличии планировки территории размещение земельного участка для ИЖС невозможно лишь в случае, если в данном месте запланировано размещение территорий общего пользования, линейных объектов.

Как установлено в судебном заседании, формирование земельного участка Казанцевым В.А. осуществляется на основании проекта планировки в местах, где предусмотрена индивидуальная жилая застройка (л.д.15-16). Представителем УАиГ не представлено суду сведений об изменении проекта планировки в процессе его утверждения. Изложенное свидетельствует о том, что размещение земельного участка соответствует изготавливаемому проекту.

При таких обстоятельствах доводы представителя УАиГ о невозможности предоставления геодезических данных на испрашиваемый Казанцевым В.А. земельный участок до утверждения плана планировки названной территории, суд не может принять во внимание. Кроме того, суд учитывает, что геодезические данные по земельным участкам в <адрес> были предоставлены УАиГ ряду граждан и без наличия утвержденного проекта планировки. Данные обстоятельства в судебном заседании не оспаривала и представитель УАиГ Андреева О.В.

Исследованные в судебном заседании доказательства позволяют суду прийти к выводу о том, что уполномоченный орган признал право Казанцева В.А. на предоставление в собственность земельного участка, расположенного в <адрес>, разрешив ему формирование этого земельного участка без наличия утвержденного проекта планировки. В информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Смоленска имеются запрашиваемые Казанцевым геодезические данные. Предоставление муниципальной услуги по выдаче геодезических данных Постановлением Администрации города Смоленска от 29 января 2010 года №133-адм возложено на Управление архитектуры и градостроительства, которое при наличии указанных данных в информационной системе обеспечения, обязано предоставить геодезические данные по заявлениям заинтересованных лиц. Иных обстоятельств для отказа в выдаче заявителям испрашиваемых геодезических данных, в том числе отсутствие утвержденного проекта планировки территории, данным актом не предусмотрено. В отсутствие утвержденного проекта планировки территории УАиГ обязано предоставить Казанцеву неутвержденные геодезические данные, поскольку положения части 4 статьи 28 ЗК РФ не ограничивают право гражданина на получение в собственность земельного участка, расположенного на территории, в отношении которой органом местного самоуправления не утвержден проект планировки.

Доводы представителя УАиГ Андреевой О.И. о том, что в Административном регламенте под исходными геодезическими данными понимаются сведения о координатах только утвержденных границ земельных участков, границ смежных земельных участков, а также границ красных линий в судебном заседании не нашли своего подтверждения.

Отсутствие лицензии у УАиГ на осуществление геодезической деятельности, в данном случае правового значения не имеет, поскольку обязанность по предоставлению исходных геодезических данных возложено на Управление нормативным актом органа местного самоуправления, изданным в соответствии с требованиями действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, суд находит заявление Казанцева В.А. обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным отказ Управления архитекторы и градостроительства Администрации города Смоленска в выдаче исходных геодезических данных (географических координат) в отношении подлежащего предоставлению в собственность Казанцеву В.А. земельного участка в поселке <адрес>.

Обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска предоставить Казанцева В.А. исходные геодезические данные (географические координаты) в отношении подлежащего предоставлению в собственность Казанцева В.А. земельного участка в поселке <адрес>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через Заднепровский районный суд города Смоленска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

.

Председательствующий Е.А. Степченкова

Мотивированное решение составлено 15 сентября 2011 года