2011.09.13-Решение по делу об оспаривании действий(бездействий) Администрации города



Дело №2-1853/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 2011 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

В лице председательствующего судьи Степченковой Е.А.

При секретаре Андреевой А.А.

С участием заявителя Шойдиной Т.Е., заинтересованных лиц Вишневой Н.Ф., Заруцкой Н.В., представителя Администрации города Смоленска Лавриненко А.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23),

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шойдиной Т.Е. об оспаривании действий (бездействия) Администрации города Смоленска, городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Смоленска,

у с т а н о в и л:

Шойдина Т.Е. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) Администрации города Смоленска. В обоснование требований указывает, что в августе 2005 года она обратилась в Администрацию Заднепровского района города Смоленска с просьбой о проведении ремонта потолка в ее квартире, расположенной по адресу: <адрес>, ввиду наличия угрозы обрушения штукатурки. Никаких мер по ремонту квартиры принято не было. Из ответа Администрации следовало, что во втором полугодии 2010 года планируется проведение обследования строительных конструкций указанного домостроения, после чего межведомственной комиссией будет принято решение о пригодности или непригодности дома для проживания. В ответе Администрации от 01.12.2010 было указано, что проводится комплексное техническое обследование 48 многоквартирных домов, в том числе и дома <адрес>, по результатам которого межведомственная комиссия проведет оценку фактического состояния этого дома в 1-ом квартале 2011 года. В дальнейшем, Администрацией города Смоленска было направлено письмо в адрес Шойдиной о том, что проведение межведомственной комиссией оценки фактического износа дома запланировано на май 2011 года. До настоящего времени никаких мероприятий по обследованию жилого дома, в котором проживает заявительница, не принято. Шойдина считает, что жилой дом, в котором она проживает, должен быть признан непригодным для постоянного проживания граждан, проведение ремонта нецелесообразно, поскольку в результате ремонтных работ дома довести его до нормативных требований невозможно. Просит признать незаконным бездействие Администрации города Смоленска, выразившееся в не проведении комиссией оценки фактического состояния жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, запланированной на май 2011 года; обязать Администрацию города Смоленска создать межведомственную комиссию для оценки неудовлетворительного технического состояния жилого дома, расположенного по указанному адресу; обязать Администрацию города Смоленска направить в свой адрес заключение межведомственной комиссии, а также взыскать расходы по уплате госпошлины и расходы на оплату услуг представителя (л.д.2-5).

Дополнив требования, Шойдина Т.Е. просила признать незаконным бездействие городской межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, выразившееся в не проведении комиссией оценки фактического состояния жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, запланированной на май 2011 года (л.д.33).

Заявитель Шойдина Т.Е. в судебном заседании поддержала заявленные требования, обосновав их доводами, изложенными в заявлениях. Суду также пояснила, что до настоящего времени обследование жилого дома №<адрес> Администрацией города Смоленска, межведомственной комиссией не произведено. Проживание в этом доме влечет непосредственную угрозу, поскольку потолки провисли, имеется угроза их обрушения, бревна сгнили, стены поражены гнилью и грибком. Жильцы указанного дома вынуждены за счет собственных средств ремонтировать этот дом, в то время как органы местного самоуправления игнорируют их многочисленные просьбы о надлежащем обследовании домостроения и признании его непригодным для проживания. Несмотря на то, что в ответе УЖКХ Администрации города Смоленска жильцам дома было обещано проведение оценки фактического состояния жилого дома в мае 2011 года, до настоящего времени никаких обследований не произведено, ответ в адрес жильцов не направлен, неизвестно принятое Администрацией решение относительно судьбы дома.

Заинтересованные лица Вишнева Н.Ф., Заруцкая Н.В. в судебном заседании указали на обоснованность требований заявительницы. Суду пояснили, что также проживают в жилом доме <адрес>. За счет собственных средств несколько лет подряд пытаются проводить ремонтные работы строения, однако видимых результатов эти меры не приносят. Дом находится в неудовлетворительном состоянии, потолки провисают, имеет место разрушение стен в одной из квартир. Считали, что отсутствие решение о признании указанного строения непригодным для проживания, нарушают права всех жильцов дома и представляет угрозу для их жизни и здоровья.

Представитель Администрации города Смоленска Лавриненко А.С. возражала относительно заявленных требований. Суду пояснила, что во исполнение требований Постановления Правительства РФ № №47 от 28 января 2006 года, распоряжением главы города Смоленска создана межведомственная комиссия по использованию жилищного фонда города Смоленска, утвержден список ее членов. На основании обращений жильцов жилого дома <адрес> в 2010 году был заключен муниципальный контракт со Смоленским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» на выполнение работ по комплексному техническому обследованию строительных конструкций указанного строения. Согласно выводам, изложенным в техническом заключении специализированной организации, дом аварийным не признан, нуждается в капитальном ремонте, поскольку процент его физического износа установлен в 61%. В связи с этим, у межведомственной комиссии не имелось оснований для признания дома аварийным и подлежащим сносу. Решение в виде заключения о необходимости проведения капитального ремонта дома не принималось, не направлялось в адрес жильцов, в адрес органа местного самоуправления по причине отсутствия достаточного финансирования. Ввиду отсутствия указанного заключения Администрацией города Смоленска распоряжение с указанием о дальнейшем использовании жилого дома, в том числе о необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ не принималось. Возможно, капитальный ремонт указанного строения будет произведен в 2012 году при наличии соответствующего финансирования.

Представитель городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Смоленска, своевременно и надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений об уважительных причинах неявки, а также возражений по существу заявленных требований суду не представил. На основании части 4 статьи 167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Смоленска.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод (статья 255 ГПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно положениям части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее – требования).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 3 статьи 15 ЖК РФ).

Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для постоянного проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 (далее по тексту – «Положение») орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Пунктом 42 «Положения» предусмотрено, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенных к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов, необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательных организаций, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее – заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированным комиссией) (пункт 44 «Положения).

Из пояснений заявителя Шойдиной Т.Е., данных в ходе судебного заседания, следует, что на основании договора социального найма жилого помещения она проживает в квартире <адрес>. Занимаемое ею жилое помещение находится в неудовлетворительном состоянии, существует угроза обрушения потолка, несущих деревянных конструкций дома. С 2005 года Шойдина неоднократно обращалась в компетентные органы с заявлениями о принятии мер по ремонту квартиры, которые фактически были проигнорированы.

Изложенные обстоятельства подтверждены представленными суду доказательствами.

Из акта, составленного представителями СМУП «<данные изъяты>» 15 августа 2005 года, следует, что произошло обвисание потолочной обшивки по адресу: <адрес>. Выявлено, что имеется прямая угроза обрушения штукатурки потолка. Необходимо дальнейшее обследование для установки аварийности несущих деревянных конструкций кровли (л.д.8).

Согласно ответу, направленному 26 марта 2010 года начальником УЖКХ Администрации города Смоленска в адрес заявительницы, при условии финансирования во втором полугодии текущего года планируется проведение обследования строительных конструкций указанного жилого дома специализированной организацией. После получения заключения межведомственная комиссия примет решение о пригодности или непригодности дома для проживания (л.д.9,10).

01 декабря 2010 года заместителем начальника УЖКХ Администрации города Смоленска, заместителем председателя комиссии направлен ответ в адрес жильцов дома <адрес>, из которого следует, что в соответствии с муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ Смоленским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» проводится комплексное техническое обследование 48 многоквартирных домов, в том числе и указанного строения. Срок исполнения контракта – вторая половина декабря текущего года. На основании заключения Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», справки об уровне физического износа дома и других представленных документов городская межведомственная комиссия по использованию жилищного фонда города Смоленска в первом квартире 2011 года проведет оценку фактического технического состояния жилого дома <адрес> и возможности его дальнейшего использования (л.д.11).

Из сообщения заместителя начальника УЖКХ Администрации города Смоленска от 24.03.2011, направленного в адрес жильцов дома <адрес>, следует, что на основании расчета, произведенного Смоленским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», определен общий уровень физического износа многоквартирного дома <адрес>, который составляет 61%, то есть аварийного состояния строительных конструкций дома не установлено. Для признания многоквартирного дома аварийным, уровень физического износа для деревянных строений должен быть более 65%. В связи с многочисленными обращениями граждан в городскую межведомственную комиссию по использованию жилищного фонда города Смоленска по вопросам неудовлетворительного технического состояния дома, проведение комиссией оценки фактического состояния жилого дома <адрес> запланировано на май 2011 года. О принятом решении будет сообщено в срок до 20 июня т.г. (л.д.12).

В судебном заседании заявитель Шойдина Т.Е., заинтересованные лица Вишнева Н.Ф., Заруцкая Н.В. пояснили, что в мае 2011 года оценка фактического состояния их дома комиссией не проводилась. Соответствующего ответа ими получено не было, в связи с чем они были вынуждены обратиться с заявлением в адрес Смоленской региональной Общественной приемной полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе по вопросу оказания содействия в признании дома <адрес> непригодным для проживания.

Согласно ответу, направленному в адрес жильцов указанного дома 27.06.2011 ГУ «Государственная жилищная инспекция Смоленской области», в результата проверки технического состояния жилого дома <адрес> установлено, что из-за длительной эксплуатации здания и воздействия природно-климатических факторов, строительные конструкции здания имеют разрушения, повреждения, трещины, которые свидетельствуют о снижении несущей способности и требуют их устранения в ходе проведения капитального ремонта. На основании «Положения» председателю городской межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда направлено письмо с предложением поручить соответствующим службам провести инструментальное обследование строительных конструкций на предмет их несущей способности с привлечением специализированной организации. После проведенного обследования рассмотреть вопрос о проведении капитального ремонта или признания многоквартирного дома непригодным для проживания (л.д.14).

Администрацией Заднепровского района города Смоленска в адрес председателя городской межведомственной комиссии также направлено письмо с предложением поручить соответствующим службам провести инструментальной обследование строительных конструкций дома <адрес> на предмет их несущей способности с привлечением специализированной организации, о чем сообщено жильцам этого дома 13 июля 2011 года (л.д.29).

Как пояснили в судебном заседании заявитель Шойдина, а также заинтересованные лица Вишнева Н.Ф., Заруцкая Н.В. до настоящего времени межведомственной комиссией обследование дома <адрес> не произведено, в их адрес не направлено соответствующее заключение, не принято соответствующее решение по итогам работы комиссии.

Возражая относительно заявленных требований, представитель Администрации города Смоленска Лавриненко А.С. в судебном заседании пояснила, что на основании технического отчета по результатам обследования жилого дома <адрес>, составленного Смоленским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» определен общий уровень физического износа многоквартирного дома <адрес>, который составляет 61%, то есть аварийного состояния строительных конструкций дома не установлено. Заключение межведомственной комиссией в порядке, установленном «Положением», не составлялось в связи с отсутствием необходимого финансирования. Вместе с тем, при составлении указанного заключения выводы комиссии не могли бы отличаться от выводов, изложенных в отчете специализированной организации. Следовательно, оснований для признания указанного дома аварийным не имеется. Есть основания только для проведения капитального ремонта указанного строения, который, возможно, будет произведен в 2012 году.

Согласно выводам, изложенным в Техническом отчете по результатам обследования жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, составленным Смоленским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» на основании муниципального контракта от 22.11.2010, вследствие длительной эксплуатации здания и воздействия природно-климатических факторов, строительные конструкции здания утратили первоначальные технико-эксплуатационные качества (надежности, прочности и устойчивости), и имеют дефекты и повреждения, которые свидетельствуют о снижении несущей способности, требуют их устранения в процессе незамедлительного капитального ремонта (реконструкции). Состояние несущих конструкций здания, на основании результатов обследования, согласно СП 13-102-2003 характеризуется как недопустимое. Физический износ здания составляет 61%. Основные несущие строительные конструкции объекта находятся: фундаменты, стены, перекрытия – в недопустимом состоянии; стропильная система крыши – в ограниченно работоспособном состоянии. Условия дальнейшей эксплуатации: требуется незамедлительный капитальный ремонт (реконструкция).

В соответствии с пунктом 46 «Положения» комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

Пунктом 47 «Положения» установлено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению №1 (пункт 48 «Положения»).

Согласно пункту 49 «Положения» на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Пунктом 51 «Положения» предусмотрено, что комиссия в 5-дневный срок направляет по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю.

Исследованные в судебном заседании доказательства позволяют суду прийти к выводу о том, что межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда города Смоленска процедура проведения оценки соответствия жилого дома <адрес> проведена не в полном объеме, установленном пунктами 4446,47,48 «Положения», а именно: не принято решение в виде заключения по результатам работы комиссии о признании указанного строения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения; заявителям в установленный срок не направлен экземпляр указанного заключения; экземпляр заключения не направлен в орган местного самоуправления для принятия решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании жилого дома.

При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования Шойдиной Т.Е. в части признания несоответствующим требованиям закона бездействия межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Смоленска по оценке фактического состояния жилого дома <адрес>, и возлагает на указанную комиссию обязанность по принятию решения в виде заключения о признании жилого дома <адрес> соответствующим (не соответствующим) установленным в «Положении» требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также обязанность по направлению заключения в адрес заявителя, а также в орган местного самоуправления для принятия решения и издания распоряжения с указанием для дальнейшего использования помещения.

Оснований для признания не соответствующим требованиям закона бездействия Администрации города Смоленска, выразившимся в не проведении комиссией оценки фактического состояния жилого дома, возложении на Администрацию города Смоленска обязанности по созданию межведомственной комиссии для оценки неудовлетворительного состояния жилого дома, а также обязанности по направлению в адрес Шойдиной Т.Е. заключения межведомственной комиссии не имеется, поскольку создание межведомственной комиссии для оценки технического состояния одного жилого строения действующим законодательством не предусмотрено; состав городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Смоленска утвержден Распоряжениями главы города Смоленска, а обязанность по направлению принятых комиссией решений в виде заключения возложена непосредственно на эту комиссию.

Как следует из пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», поскольку главами 23 и 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам указанной категории, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ.

Шойдиной Т.Е. при подаче заявления в суд уплачена госпошлина в размере <данные изъяты> рублей (л.д.5-6), а также понесены расходы по оказанию услуг за составление заявления в размере <данные изъяты> рублей.

Исходя из положений части 1 статьи 98 ГПК РФ, принимая во внимание, что требования Шойдиной удовлетворяются частично, суд взыскивает с Администрации города Смоленска в пользу Шойдиной Т.Е. в возврат госпошлины <данные изъяты> рублей, в возмещение расходов, связанных с составлением искового заявления <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление Шойдиной Т.Е. удовлетворить частично.

Признать не соответствующим закону проведение городской межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда <адрес> оценки пригодности (непригодности) жилого дома <адрес> для постоянного проживания.

Обязать городскую межведомственную комиссию по использованию жилищного фонда города Смоленска в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение (в виде заключения) о признании жилого дома <адрес> соответствующим (не соответствующим) установленным в «Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Обязать городскую межведомственную комиссию по использованию жилищного фонда города Смоленска в течение пяти дней со дня принятия решения (в виде заключения) о признании жилого дома <адрес> соответствующим (не соответствующим) установленным в «Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, направить экземпляр указанного заключения в Администрацию города Смоленска для принятия решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании жилого дома.

Обязать городскую межведомственную комиссию по использованию жилищного фонда города Смоленска в течение пяти дней со дня принятия Администрацией города Смоленска решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании жилого дома <адрес>, направить один экземпляр указанного распоряжения и один экземпляр заключения межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Смоленска в адрес Шойдиной Т.Е..

Взыскать с Администрации города Смоленска в пользу Шойдиной Т.Е. в счет возмещения судебных расходов по уплате госпошлины <данные изъяты>) рублей, в счет возмещения расходов на оплату юридических услуг – <данные изъяты>) рублей, а всего <данные изъяты>) рублей.

В удовлетворении заявления в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через Заднепровский районный суд города Смоленска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Степченкова

Мотивированное решение составлено 16 сентября 2011 года