Дело № 2-2025/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 сентября 2011 года Заднепровский районный суд города Смоленска в составе председательствующего судьи Осипова А.А., при секретаре Борисовой О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Смоленского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц о понуждении государственного учреждения «Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Смоленский» (реализующего задачи и функции органов внутренних дел на территории Смоленского и Кардымовского районов) (далее – Межмуниципальный отдел МВД России «Смоленский») к получению лицензии на осуществление медицинской деятельности, У С Т А Н О В И Л: Прокурор, обратившись в суд с указанным требованием, сослался на следующие обстоятельства в его обоснование. Одним из структурных подразделений Межмуниципального отдела МВД России «Смоленский» является изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых (далее – ИВС), в штат которого входит фельдшер, осуществляющий медицинский осмотр поступающих в ИВС лиц, выдачу лекарств, т.е. фактически Межмуниципальный отдел МВД России «Смоленский» осуществляет медицинскую деятельность. Данный вид деятельности подлежит лицензированию, однако соответствующей лицензии Межмуниципальный отдел МВД России «Смоленский» не имеет. В судебном заседании прокурор Олифиренко С.Н. требование поддержала, вышеизложенные доводы подтвердила. Представитель ответчика Турикова Е.В., не признавая требование прокурора, ссылается на то, что Межмуниципальный отдел МВД России «Смоленский» не является учреждением здравоохранения и не ведет медицинской деятельности. Обращает внимание суда на то, что в соответствии со статьей 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года лица, задержанные, отбывающие наказание в виде ареста, заключенные под стражу, имеют право на получение медицинской помощи, в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет соответствующих бюджетов. Межмуниципальным отделом МВД России «Смоленский» заключен договор об оказании медицинских услуг лицам, содержащимся в ИВС, со специализированным учреждением здравоохранения. При этом не отрицает, что в штате организации есть фельдшер, однако считает, что данное обстоятельство само по себе не влечет необходимости получения лицензии и функции фельдшера заключаются в проведении первичных медицинских осмотров поступающих в ИВС лиц, а также наркологическом освидетельствовании полицейских-водителей ИВС. Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с пунктом 96 части 1 статьи 17, пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. Пунктом 4 части 2 статьи 17 этого же Федерального закона предусмотрено, что при лицензировании конкретных видов деятельности, включая медицинскую деятельность, устанавливается соответствующий перечень работ и услуг при их осуществлении. В силу пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 года №30 (далее – Положение), медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной и иной медицинской помощи в соответствии с перечнем, который является приложением к настоящему Положению и согласно которому работы (услуги) при осуществлении медицинской помощи включают такие работы (услуги) как медицинский осмотр (предварительный, периодический), а также медицинское (наркологическое) освидетельствование. В ходе судебного разбирательства установлено, что Межмуниципальный отдел МВД России «Смоленский» зарегистрирован в установленном порядке в качестве юридического лица, имеет такое структурное подразделение как изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых, штатным расписанием в составе этого подразделения предусмотрена должность фельдшера (л.д. 18-27, 37-47). В обязанности фельдшера, как признала представитель ответчика, входит первичный медицинский осмотр поступающих в ИВС лиц, наркологическое освидетельствование перед выходом на работу полицейских-водителей, входящих в штат ИВС, т.е. с учетом вышеприведенного Положения, следует признать, что Межмуниципальный отдел МВД России «Смоленский», выполняя описанные выше работы (услуги) по оказанию медицинской помощи, осуществляет медицинскую деятельность. Кроме того, то обстоятельство, что Межмуниципальный отдел МВД России «Смоленский» осуществляет медицинскую деятельность по освидетельствованию сотрудников, косвенно подтверждается пояснениями представителя ответчика о направлении фельдшера учреждения на обучение по вопросам проведения медицинских осмотров водителей транспортных средств (л.д. 61-64). Правилами внутреннего распорядка изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года №950, предусмотрено право подозреваемых и обвиняемых на медико-санитарное обслуживание. Так, с целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры с отражением данных осмотров в медицинских журналах. Следовательно, требование прокурора о понуждении Межмуниципального отдела МВД России «Смоленский» к получению лицензии следует признать законным и обоснованным. Действующее законодательство предполагает, что отдельные виды медицинской деятельности могут осуществляться организациями, не относящимися к государственной или муниципальной системам здравоохранения (не имеющими статус учреждения здравоохранения как в данном случае), поэтому этот довод возражений представителя ответчика признается судом несостоятельным. Наличие договора на оказание медицинских услуг со специализированным учреждением, на что также ссылается представитель ответчика, само по себе не исключает возможности осуществления штатным сотрудником ответчика некоторых видов работ (услуг) по оказанию медицинской помощи при условии получения соответствующей лицензии. Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Смоленский» (реализующего задачи и функции органов внутренних дел на территории Смоленского и Кардымовского районов) получить лицензию на осуществление медицинской деятельности. Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через Заднепровский районный суд в течение 10 дней. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ