2011.10.17 - Решение по иску о признании права на доли квартиры в порядке наследования



Дело № 2 – 2468/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 октября 2011 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

в лице председательствующего судьи Осипова А.А.,

при секретаре Борисовой О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Бурыкиной Е.С. и Бурыкина К.С. к Администрации г. Смоленска о признании права на доли в праве собственности на квартиру,

У С Т А Н О В И Л:

Бурыкина Е.С. и Бурыкин К.С. обратились в суд с иском о признании за каждым права на 1\5 долю в праве собственности на квартиру №9 в доме №1 по ул. <...> г. Смоленска, ссылаясь на то, что 25.02.2010. эту квартиру в установленном порядке в равных долях приватизировали они, их <...> Б.С.И. и Б.Н.Е., а также Б.М.В. Государственную регистрацию права собственности на квартиру родители сразу не произвели, а в августе <...> года Б.Н.Е. умерла, в декабре <...> года умер Б.С.И. Они же, истцы, являясь наследниками по закону первой очереди после смерти Б.С.И. и Б.Н.Е., в установленном порядке приняли наследство (л.д. 2-3).

В судебном заседании истцы требования поддержали, вышеприведенные доводы подтвердили.

Представитель ответчика, Администрации г. Смоленска, Субботин В.В., в суд не явился, письменно (исх. №24-5657 от 05.10.2011.) просил рассмотреть дело в свое отсутствие, каких-либо возражений на иск от него к началу судебного заседания не поступило.

Заслушав объяснения истцов и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании какой-либо сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии со статьями 1 и 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, вправе приобрести эти жилые помещения на основании договора о бесплатной передаче, т.е. приватизировать жилые помещения.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, <...> года <...> с Б.С.И., Б.Н.Е., Бурыкиной Е.С., Бурыкиным К.С. и Б.М.В. был заключен договор приватизации квартиры №9 общей площадью 68,1 кв. м в доме №1 по ул. <...> г. Смоленска, зарегистрированный в той же <...> <...>, на основании которого в собственность каждого из Бурыкиных была передана 1\5 доля квартиры по вышеуказанному адресу, что подтверждается копией договора приватизации (л.д. 12).

Право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП), возникает с момента такой регистрации (пункт 1 статьи 131, статья 219 ГК РФ). Кроме того, частью третьей статьи 7 вышеприведенного Закона от 4 июля 1991 года (в редакции Закона от 15.05.2001., 20.05.2002.) также предусмотрено, что право собственности на приобретенное в процессе приватизации жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в упомянутом реестре.

Из копий свидетельств о государственной регистрации права, а также выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29.09.2011. следует, что за Бурыкиной Е.С., Бурыкиным К.С. и Б.М.В. проведена государственная регистрация возникшего на основании договора приватизации у каждого из них права на 1\5 долю в праве собственности на квартиру по вышеуказанному адресу (л.д. 15, 16, 26). Согласно вышеупомянутой выписке из ЕГРП государственная регистрация права собственности Б.С.И. и Б.Н.Е. на другие доли в праве собственности на квартиру не проведена.

Между тем, как следует из копии выданного <...> <...> года свидетельства о смерти (актовая запись №<...> от <...>), Б.Н.Е. <...> года умерла (л.д. 9).

Из копии выданного <...> года тем же <...> свидетельства о смерти следует, что <...> года умер Б.С.И. (л.д. 8).

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Умершие Б.Н.Е. и Б.С.И. приходятся истцам <...>, что подтверждается копиями соответствующих свидетельств о рождении (л.д. 10, 11), т.е. в силу пункта 1 статьи 1142 ГК РФ Бурыкина Е.С. и Бурыкин К.С. являются наследниками по закону первой очереди после смерти Б.Н.Е. и Б.С.И.

По сообщению нотариуса Смоленского городского нотариального округа <...> (исх. №662 от 30.09.2011.) после смерти Б.Н.Е. и Б.С.И. с заявлениями о принятии наследства обратились <...> наследодателей – Бурыкина Е.С. и Бурыкин К.С. (л.д. 28), что свидетельствует о том, что истцы в установленном порядке приняли наследство после смерти своих <...> (пункт 1 статьи 1153 ГК РФ).

Следовательно, принадлежащие Б.Н.Е. и Б.С.И. доли в праве собственности на квартиру должны перейти в порядке наследования к истцам, их <...>: по 1/10 доле после смерти Б.Н.Е., и по 1\10 доле после смерти Б.С.И., а всего каждому истцу должно принадлежать после смерти родителей по 1\5 доле (1\10 + 1\10).

То обстоятельство, что право Б.Н.Е. и Б.С.И. на доли в праве собственности на указанную квартиру в установленном порядке не было зарегистрировано, учитывая, что вышеуказанный договор приватизации ничего противозаконного не содержит, само по себе не может служить основанием, чтобы не включать их в состав наследственного имущества.

Вышеупомянутая государственная регистрация права на недвижимое имущество не может подменять собой договор приватизации как основание возникновения права. Она является формальным условием обеспечения государственной защиты прав лица, возникших из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество. Такая регистрация призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов.

Кроме того, при рассмотрении данного дела следует учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данные в пункте 8 постановления от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которые опять же сводятся к следующему. Если гражданин, подавший заявление о приватизации жилого помещения и необходимые для этого документы, умер до оформления договора приватизации или до его регистрации, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать за Бурыкиной Е.С. право на 1\5 долю в праве собственности на квартиру №9 общей площадью 68,1 кв.м в доме №1 по улице <...> г. Смоленска в порядке наследования.

Признать за Бурыкиным К.С. право на 1\5 долю в праве собственности на квартиру №9 общей площадью 68,1 кв.м в доме №1 по улице <...> г. Смоленска в порядке наследования.

Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через районный суд в течение 10 дней.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ