2011.10.21 - Решение о признании права собственности на самовольную постройку.



Дело №2-2464/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 октября 2011 года

Заднепровский районный суд г. Смоленска

в лице председательствующего судьи Хрисанфова И.В.

при секретаре Ивановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Смирновой В.Ю., Цыганковой Л.А. к Администрации г. Смоленска о признании права собственности на самовольную постройку,

установил:

Смирнова В.Ю., Цыганкова Л.А. просят признать за ними, а также за несовершеннолетним ФИО1 право собственности на жилой дом площадью 74,5 кв.м., расположенный по <адрес>, в соответствии с долями, определенными нотариусом в свидетельствах о праве на наследство от 10.12.2010 г.

В обоснование своего требования истцы сослались на то, что 10.12.2010 г. они приняли наследство в виде жилого дома площадью 51,3 кв.м., находящегося по <адрес>, принадлежавшего ФИО2. За время владения домом наследодателем ФИО2 к дому были самовольно пристроены коридор, туалет, душевая, в результате чего общая площадь дома увеличилась до 74,5 кв.м. Произведенная реконструкция дома препятствует регистрации прав собственности истцов. В соответствии с заключением экспертизы, выполненным ООО «<данные изъяты>», вышеуказанный жилой дом соответствует объемно-планировочным, экологическим, теплотехническим, санитарно-гигиеническим требованиям эксплуатации помещений в соответствии со СНиП 2.08.01-89* «Жилые здания», СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», при этом не создается угроза их жизни и здоровью, помещение может быть сохранено в реконструированном виде.

Истцы Смирнова В.Ю., Цыганкова Л.А., ФИО1 в суде исковое требование, а также доводы, изложенные в заявлении, поддержали.

Представитель ответчика Администрации г. Смоленска, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, возражений против удовлетворения иска не представил.

Заслушав пояснения истцов, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению, учитывая нижеследующее.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (ст.218 ГК РФ).

При наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил ГК РФ не следует иное (ст.1110 ГК РФ). В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст.1112 ГК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4 ст. 1152 ГК РФ).

Согласно ч.1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

По данным инвентаризации на 01.07.2010 г. (справка БТИ от 10.09.2011 г.–л.д.9) умершему ФИО2 принадлежал дом общей площадью 74,5 кв.м., жилой площадью 26,4 кв.м. по <адрес>; за Смирновой В.Ю. зарегистрировано право собственности на 1/4 долю в праве на указанный дом, документы на 3/4 доли в праве собственности на дом не представлено.

В соответствии со свидетельством о праве собственности от 10.12.2010 г. (л.д.8), Цыганковой Л.А., как пережившей супруге ФИО2, принадлежит 1/2 доля в праве на общее совместное имущество супругов, приобретенное во время брака, состоящее из 1/2 доли в праве собственности на жилой дом под номером 9/10, общей площадью 51,3 кв.м., в том числе жилой площадью 26,4 кв.м., с надворными постройками (сараем), находящийся по <адрес>. Таким образом, Цыганковой Л.А. принадлежит 1/4 в праве на указанный дом.

10.12.2010 г. выданы свидетельства о праве на наследство по закону (л.д.6,7), согласно которым наследниками имущества в виде 3/4 долей жилого дома общей площадью 51,3 кв.м., в том числе жилой площадью 26,4 кв.м., расположенного по вышеуказанному адресу, после смерти ФИО2 являются его жена, Цыганкова Л.А., дочь, Смирнова В.Ю., сын, ФИО1 Каждый из них наследует по 1/4 доле от 3/4 долей в праве на дом.

Как усматривается из поэтажного плана строения по <адрес> по данным на 23.12.1983 г. (л.д.10), его общая площадь составляла 49,1 кв.м., жилая площадь 38,9 кв.м.; по данным на 01.07.2010 г. (поэтажный план – л.д.11) его общая площадь составляет 74,5 кв.м., жилая площадь 26,4 кв.м.

Таким образом, из вышеприведенных доказательств следует, что была произведена реконструкция спорного дома. Сведений о получении разрешения на нее не имеется. При таких обстоятельствах, следует признать, что реконструкция дома осуществлялась без надлежащего разрешения и в настоящее время он является самовольной постройкой.

Приняв наследство, истцы приобрели право на защиту своих прав на самовольную постройку.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо не создает угрозу жизни и здоровью граждан п.3 ст.222 ГК РФ.

Согласно заключению от 27.09.2011 г., выполненному ООО «<данные изъяты>» (л.д.13-14), а также заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» (л.д.18) жилой дом по <адрес> после реконструкции не создаёт угрозу жизни и здоровью проживающих в нем лиц, выполнены в соответствии с требованиями действующих СНиП и не нарушает прав третьих лиц. Жилой дом соответствует объемно-планировочным, экологическим, теплотехническим, санитарно-гигиеническим требованиям эксплуатации помещений в соответствии со СНиП 2.08.01-89* «Жилые здания», СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные».

Заключения мотивированы, оснований сомневаться в правильности сделанных в них выводов, нет.

Учитывая изложенное, следует признать, что дом пригоден для проживания, не представляет угрозу жизни и здоровью.

Из материалов дела, в частности, свидетельств о праве на наследство, усматривается, что спорный дом расположен на земельном участке площадью 930 кв.м., находившемся в постоянном (бессрочном) пользовании наследодателя ФИО2.

В соответствии со ст. 35 ЗК РФ 2001 г. при переходе права собственности на строение к другим гражданам с этими объектами переходит и право пользования земельным участком.

Таким образом, при переходе права на дом от наследодателя ФИО2 к Смирновой В.Ю., Цыганковой Л.А., ФИО1, к наследникам перешло и право пользования земельным участком.

Учитывая изложенное, следует признать, что названная самовольная постройка возведена на принадлежащем истцам на законных основаниях земельном участке, не нарушает чьи-либо права и охраняемые законом интересы, не создает угрозу жизни и здоровью граждан и за Смирновой В.Ю., Цыганковой Л.А., ФИО1 может быть признано право собственности на неё в соответствии с принадлежащими им долями. Цыганковой Л.А. принадлежит право на 1/2 доли (1/4 + 1/4 = 1/2), Смирновой В.Ю. и ФИО1 по 1/4 доли.

Руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать за Цыганковой Л.А. право на 1/2 долю в праве собственности на дом под номером общей площадью 74,5 кв.м., жилой площадью 26,4 кв.м., расположенный по <адрес>.

Признать за Смирновой В.Ю., ФИО1 право собственности (по 1/4 доли за каждым) на жилой дом под номером общей площадью 74,5 кв.м., жилой площадью 26,4 кв.м., расположенный по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский райсуд в течение 10 дней.

Председательствующий: