РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 7 ноября 2011 года. Заднепровский районный суд г. Смоленска в составе: председательствующего судьи Гирсенок Т.Н., при секретаре Андреевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марчишиной Е.В. к администрации г. Смоленска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, УСТАНОВИЛ: Марчишина Е.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Смоленска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указывая, что ей в связи с трудовыми отношениями предоставлена комната № в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>. Общежитие передано в муниципальную собственность. При обращении к ответчику с заявлением о приватизации упомянутого жилого помещения получила отказ со ссылкой на то, что жилые помещения в общежитии не подлежат безвозмездной передаче в собственность граждан, на них не распространяются положения договора социального найма; считает его необоснованным. Просит признать за ней (истицей) право собственности на данное жилое помещение, общей площадью 13,3 кв.м, жилой – 12,4 кв.м, названного общежития в порядке приватизации, поскольку на основании ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, ранее находившимися в жилых домах, принадлежавших государственным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма, позволяющие бесплатно приватизировать занимаемое жилье (л.д.3). В судебном заседании представитель истицы Марчишиной Е.В. по доверенности Перзашкевич Е.Г. (л.д.4) поддержал доводы иска, суду пояснил, что жилое помещение № общежития по адресу: <адрес>, - было предоставлено истице в 2005 г. в связи с работой в <данные изъяты> г. Смоленска на состав семьи два человека: она и сын Марчишин С.Е., - ДД.ММ.ГГГГ они вселились в это жилье и проживают по настоящее время. ДД.ММ.ГГГГ с истицей заключен договор найма служебного жилого помещения. Считает, что без принятия решения органом местного самоуправления об отнесении спорной комнаты к служебному жилому фонду указанный выше договор заключен неправомерно, на данное жилье в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» распространяется режим социального найма, а им обуславливается право на приватизацию. Марчишин С.Е. от участия в приватизации отказался в пользу матери. Просит признать за Марчишиной Е.В. право собственности на жилое помещение №, общей площадью 13,3 кв.м, жилой – 12,4 кв.м, названного общежития. Представитель ответчика администрации г. Смоленска по доверенности Савостина Е.А. (л.д.29) в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истицы, указывая, что жилые помещения общежития относятся к специализированному жилищному фонду (ч. 1 ст. 92 ЖК РФ). Согласно ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991г.«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях приватизации не подлежат. Подтвердила в суде, что не принималось решение администрацией города об отнесении спорной комнаты к служебным жилым помещениям, а предоставлялось оно как жилье в общежитии, которое в силу закона относится к специализированному жилищному фонду, заключение договора найма служебного жилого помещения вместо договора найма жилого помещения в общежитии ошибочно. Считает, что на спорное жилье не может распространяться режим договора социального найма, так как предоставлялось оно после передачи общежития в муниципальную собственность, и истица не состояла в администрации города на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Третье лицо Марчишин С.Е. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще. Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему. Согласно ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. В соответствии с положениями главы 8 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения муниципального жилищного фонда (действующий от его имени уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом; договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия (ст.60 ЖК РФ). По условиям договора наниматель вправе вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц, сдавать его в поднаем, осуществлять его обмен, а также иметь иные права, предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и договором социального найма (части 1 и 2 ст. 67 ЖК РФ). На основании ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем. В силу ст.2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991г.«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. На основании ст.8 названного Закона решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Согласно ст.ст. 7 и 11 данного Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. В судебном заседании установлено: общежитие № по <адрес> находилось в хозяйственном ведении <данные изъяты>. В соответствии с постановлением главы администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжением комитета по управлению имуществом г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №, выпиской из Реестра муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ №, указанный объект недвижимости был передан в муниципальную собственность и включен в Реестр муниципального имущества (л.д.22-24). На основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ совместного заседания администрации и профсоюзного комитета <данные изъяты> и согласно постановлению главы г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ № сотруднице данного учебного учреждения Марчишиной Е.В. на состав семьи два человека: она и сын Марчишин С.Е., - предоставлено жилое помещение № в общежитии, расположенном в доме № по <адрес> (л.д.20,21). На названную комнату с истицей заключен договор найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-11). В настоящее время в упомянутом жилом помещении проживают и зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ Марчишина Е.В., наниматель, и сын Марчишин С.Е., что подтверждается копией лицевого счета № и справкой филиала ОАО «Жилищник» «ЖЭУ №» за № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9,14). В соответствии со справками Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ №, № и поэтажным планом дом № по <адрес> является общежитием, спорное жилое помещение не приватизировано, имеет общую площадь 13,3 кв.м, жилую – 12,4 кв.м., состоит из жилой комнаты площадью 12,4 кв.м и встроенного шкафа площадью 0,9 кв.м (л.д. 6-8). Марчишин С.Е. от участия в приватизации упомянутого жилого помещения отказался в пользу матери Марчишиной Е.В., о чем свидетельствует соответствующее нотариально удостоверенное заявление (л.д.15). Доводы истицы Марчишиной Е.В. о том, что она ранее не участвовала в приватизации подтверждаются справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № и справкой <данные изъяты> Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что она со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала по адресу: <адрес>, - где в приватизации жилья не участвовала (л.д.12,13); и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в спорном жилом помещении, а оно не приватизировано (л.д. 6,14). Согласно письму жилищного управления администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком отказано истице в приватизации упомянутого жилого помещения со ссылкой на то, что общежитие относится к специализированному жилищному фонду (ч. 1 ст. 92 ЖК РФ), а согласно ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991г.«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях приватизации не подлежат (л.д.5). Суд находит, что отказ администрации г. Смоленска в приватизации указанного жилья не основан на законе. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. N 4-П по делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в связи с жалобой граждан А.С. Епанечникова и Е.Ю. Епанечникововой отмечено, что ограничения конституционного права на жилище могут быть установлены в конституционно значимых целях только федеральным законом, но не могут следовать из него по умолчанию или на основании ограничительного толкования его норм. Ни сама статья 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ни какие-либо другие его положения не содержат указания на ограничение действия данной статьи во времени, в пространстве или по кругу лиц. Соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от любых проявлений дискриминации, означает - помимо недопустимости установления в законе какого-либо различия, исключения или предпочтения, основанного на признаках расы, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности, социального происхождения или каких-либо других обстоятельств, - запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Исходя из этого государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае - проживающих на законных основаниях в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, независимо от даты передачи таких домов в ведение органов местного самоуправления (до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и при условии законного вселения в жилое помещение и в тех случаях, если оно имело место после 1 марта 2005 года. Таким образом, подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и в случае, если жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты. Установлено, что фактически истице предоставлено жилое помещение в общежитии на законных основаниях по постановлению главы администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ после передачи здания в муниципальную собственность, она постоянно проживает в нем с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, спорное жилье не имеет статуса служебного, поскольку в предусмотренном законом порядке после передачи дома в муниципальную собственность не признавалось таковым в соответствии со ст. 92 ч. 2 ЖК РФ, согласно которой в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов, использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации; включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. На основании ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», по смыслу которой, обязательным условием, позволяющим применить к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, положения Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, является передача таких жилых помещений в ведение органов местного самоуправления, суд считает, что на спорное жилье распространяются условия договора социального найма, а им и обуславливается право Марчишиной Е.В. на приватизацию. С учетом изложенного, суд находит исковые требования Марчишиной Е.В. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Марчишиной Е.В. к администрации г. Смоленска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить. Признать за Марчишиной Е.В. право собственности на жилое помещение №, общей площадью 13,3 кв.м, жилой – 12,4 кв.м, в общежитии по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд г. Смоленска в течение десяти дней. Председательствующий: