2011.11.21-Решение о признании незаконным увольнения с государственной гражданской службы, восстановлении на государственной гражданской службе, компенсации морального вреда



Дело № 2-2566/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 ноября 2011 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

в лице председательствующего судьи Мурашко М.С.,

с участием прокурора Кузнеченко П.Ю.,

при секретаре Кватидзе М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поталова И.И. к Смоленской таможне о признании незаконным увольнения с государственной гражданской службы, о восстановлении на государственной гражданской службе, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Поталов И.И. предъявил в суд иск к Смоленской таможне о признании увольнения с государственной гражданской службы незаконным, восстановлении на государственной гражданской службе и взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование иска указал, что в 2007 году был принят в Смоленскую таможню государственным таможенным инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля (далее – ОТО и ТК ) Западного таможенного поста сбора и анализа информации о контроле за доставкой товаров 1-й категории. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен в связи с сокращением должности гражданской службы с 30.06.2011 года.

С увольнением истец не согласен, поскольку было нарушено его преимущественное право на замещение вакантных должностей гражданской службы и не соблюден порядок проведения аттестации, предшествующей увольнению (т.1 л.д. 2-4).

В судебном заседании Поталов И.И. заявленные требования и доводы, приведенные в исковом заявлении, поддержал, дополнительно пояснил, что при увольнении он изъявил желание занять одну из четырех вакантных должностей инспектора Стабнинского таможенного поста. Ответчик отказал истцу в праве занять указанную должность предоставив ее другим увольняемым служащим. Истец полагает, что у него было преимущество перед конкурентами, и оценка права претендентов проводилась с нарушением установленного порядка.

Кроме того, истец сослался на то, что в период, когда служебный контракт еще не был прекращен, у ответчика было открыто 26 новых вакансий, однако истцу ни одна из них не была предложена.

Представители Смоленской таможни Гуськова Е.В. и Васильев В.А. иск не признали и пояснили, что 13 апреля 2011 года Федеральной таможенной службой было принято решение о сокращении 245 должностей государственной гражданской службы Смоленской таможни, в том числе был ликвидирован ОТО и ТК с 56-ю должностями государственных таможенных инспекторов. Истец о предстоящем увольнении был предупрежден и ознакомлен со списком вакантных должностей, из которого он выбрал должность государственного таможенного инспектора Стабнинского таможенного поста (4 вакансии). На эту должность претендовало более 20-ти гражданских служащих и предпочтение было отдано другим служащим, в частности, ФИО8, ФИО10, ФИО11 и ФИО9, перед которыми истец не имел преимущественного права на замещение должности.

Заслушав объяснения истца, представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить иск, суд считает иск обоснованным.

Как установлено в ходе судебного заседания, Поталов И.И. приказом -к от ДД.ММ.ГГГГ был принят на государственную гражданскую службу и назначен на должность государственного таможенного инспектора ОТО и ТК Западного таможенного поста сбора и анализа информации о контроле за доставкой товаров 1-й категории (т.1 л.д. 27-29).

Приказом -к от ДД.ММ.ГГГГ действие служебного контракта истца было прекращено. Поталов И.И. в связи с сокращением должностей гражданской службы и не предоставлением иной должности гражданской службы (т.1 л.д. 172, 175) был уволен с 30 июня 2011 года.

Факт сокращения занимаемой должности и соблюдения срока предупреждения о предстоящем увольнении истец не оспаривал.

В силу п.1 ч.1 ст.31 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон №79-ФЗ) при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе, т.е. представитель нанимателя обязан предложить такому гражданскому служащему с учетом вышеприведенных условий иную вакантную должность государственной гражданской службы при ее наличии.

Согласно ч.4 ст.31 Закона №79-ФЗ в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы он освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется, а служебный контракт в этом случае прекращается в соответствии с п.6 ч.1 ст.33 настоящего Федерального закона.

Поталов И.И. был ознакомлен со всеми имеющимися на Смоленской таможне 96 вакансиями (т.1 л.д. 94-97, 138, 158) и во время собеседования выразил желание на замещение должности государственного таможенного инспектора Стабнинского таможенного поста (т.1 л.д. 93). Всего таких вакансий было 4 (т.1 л.д. 95, 139-141), на замещение которых в общей сложности претендовало более 20-ти гражданских служащих, чьи должности были сокращены, включая ФИО8, ФИО10, ФИО11 и ФИО9, которым представителем нанимателя было отдано предпочтение, и они были назначены на указанные должности государственной гражданской службы (т.1 л.д. 111, 122, 124; т.2 л.д. 43-45).

Согласно ч.7 ст. 31 Закона №79-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Судом не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии у истца преимущественного права (по отношению к указанным лицам) на замещение вакантной должности государственного таможенного инспектора Стабнинского таможенного поста.

ФИО8, ФИО10, ФИО11 и ФИО12, как и истец, имеют высшее профессиональное образование, после назначения на должности в Смоленской таможне в установленном порядке повышали квалификацию в области таможенного дела. Поталова И.И. имеет общий стаж государственной службы 20 лет, из них в таможенном органе 4 года, ФИО13 имеет общий стаж государственной службы 5 лет, все из них - в таможенном органе, ФИО10 соответственно 35 и 8,5 лет, ФИО12 соответственно 17 и 8,5 лет. ФИО11 имеет общий стаж государственной службы 7 лет, из них около двух лет – в таможенном органе. При этом нельзя не учитывать, что он, в отличии от истца, как ФИО13 и ФИО10, в 2010 году откомандировывался на Стабнинский таможенный пост для выполнения функций инспектора, т.е. к моменту назначения на данную должность приобрел навыки по данной работе, соответствующую квалификацию. Кроме того, ФИО11 еще в 2010 году (как и ФИО13 в 2009 году) прошел конкурсный отбор на включение в кадровый резерв. Все перечисленные лица, включая истца, дисциплинарных взысканий не имеют, однако ФИО13 и ФИО10 имеют поощрения за безупречную службу, образцовое выполнение служебных обязанностей, что свидетельствует о более высоких показателях профессиональной служебной деятельности (т.1 л.д. 54-55; т.2 л.д. 9-67).

Представленные суду документы свидетельствуют, что истец не имел преимуществ перед другими претендентами на вакантные должности инспекторов Стабнинского таможенного поста.

Вместе с тем, право истца на занятие других вакантных должностей в полное мере не было обеспечено.

Согласно приказа от 17.06.2011 года в штатное расписание Смоленской таможни введены 26 вакантных должностей (т. 1 л.д. 157).

Право выбора вакантной должности предполагает право увольняемого работника претендовать на любую вакантную должность, а обязанность работодателя предоставить имеющуюся вакантную должность, которой работник по его образованию, профессии, опыту работы может соответствовать.

Положение о праве лица, увольняемого с гражданской службы, претендовать в порядке конкурса на имеющиеся вакантные должности означает, что он может претендовать на любую вакантную должность и, если после отказа в предоставлении выбранной должности имеются другие вакансии, служащий вправе претендовать и на эти должности. Из объяснений представителя ответчика следует, что указанное правило в отношении истца не применялось. После отказа в предоставлении ему должности инспектора Стабнинского таможенного поста имелись вакантные должности, на которые истец мог претендовать, однако, ответчик их не предложил.

Ознакомление истца со списком вакантных должностей, вводившихся приказом от 17.06.2011 года, без разъяснения ему права претендовать на эти должности, не может рассматриваться как исполнение ответчиком обязанности предоставить истцу вакантную должность.

Поскольку истцу не было предоставлено реальной возможности для выбора иной должности гражданской службы из всех имеющихся вакантных должностей, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для прекращения служебного контракта и увольнения истца.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Судом установлена неправомерность действий ответчика и поэтому подлежат удовлетворению требование истца о компенсации морального вреда.

При определении размера денежной компенсации морального вреда суд учитывает характер допущенных в отношении истца нарушений, степень его нравственных страданий и переживаний по этому поводу, требования разумности и справедливости и размер компенсации определяет в <данные изъяты> руб.

На основании абзаца 4 ст.211 ГПК РФ настоящее решение в части, касающейся восстановления истца на службе, подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Восстановить Поталова И.И. на государственной гражданской службе в должности государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Западного таможенного поста сбора и анализа информации о контроле за доставкой товаров 1-й категории Смоленской таможни с 01 июля 2011 года.

Взыскать со Смоленской таможни в пользу Поталова И.И. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>) руб.

Решение в части, касающейся восстановления Поталова И.И. на службе, подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано, а прокурором может быть принесено кассационное представление в коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через районный суд в течение 10 дней.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ

Решение в окончательной форме принято 22 ноября 2011 года