2011.10.19 - решение о понуждении к выдаче разрешения на формирование земельного участка



Дело № 2 -2041

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 октября 2011 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

в составе председательствующего судьи Хананеевой В.В.,

при секретаре Шульковой В.В.,

с участием истца Кулешовой В.П.,

представителя истца Синяпкина Е.Ю.,

представителя ответчика Герасименко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулешовой В.П. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о понуждении к выдаче разрешения на формирование земельного участка,

УСТАНОВИЛ

Кулешова В.П. обратилась с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее Департамент) о понуждении к предоставлению в собственность бесплатно земельного участка в <адрес>, площадью 1159 кв.м, согласно схеме, для индивидуального жилищного строительства (далее ИЖС).

В уточенном заявлении Кулешова просит обязать Департамент разрешить формирование земельного участка в <адрес>, площадью от 1000 до 1800 кв.м, в месте, указанном на схеме (л.д.36).

Определениями суда от 11.08.2011 года, 22.09.2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены Администрация г. Смоленска, Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Смоленской области (л.д.1, 21-22).

В судебном заседании Кулешова В.П. иск поддержала и пояснила, что является ветераном труда. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка для ИЖС рядом с домом в <адрес>, в месте, указанном на схеме. В предоставлении земельного участка ответчик отказал, ссылаясь на размещение в санитарно-защитной зоне предприятия (свинофермы). Истица считает решение незаконным, поскольку в месте расположения участка установлена территориальная зона Ж1, препятствий к предоставлению участка не имеется. В месте, где находится свиноферма, располагается зона ОД. Свиноферма не функционирует. Санитарно-защитной зоны с установленными координатами не существует. Рядом с испрашиваемым земельным участком находятся жилые дома с земельными участками.

Представитель Департамента Герасименко В.А. иск не признал и пояснил, что по данным информационной системы градостроительной деятельности в месте расположения спорного участка Правилами землепользования и застройки г. Смоленска установлена санитарно-защитная зона предприятия, где не допускается строительство жилых домов. Координаты этой зоны не установлены. Кроме того, не имеется сведений о наличии свободных земель в испрашиваемом месте.

Представитель третьего лица Администрации г. Смоленска в судебное заседание не явился, письменно сообщил, что санитарно-защитная зона СПХ «Смолмясо» предусмотрена Правилами землепользования и застройки г. Смоленска (л.д.27).

Представитель третьего лица Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в судебное заседание не явился, письменно сообщил, что размер санитарно-защитной зоны для объектов, расположенных в <адрес>, Управлением не устанавливался, обращений предприятий по установлению проекта санитарно-защитной зоны не поступало, производственная деятельность свинокомплекса приостановлена, данных о неблагоприятном влиянии на испрашиваемый участок не имеется (л.д.26).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд удовлетворяет иск.

В соответствии с п.п.1, 2 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.4 ст. 1, ст. 2 Закона Смоленской области от 10 июня 2003г. N23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" (с изменениями) предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность ветеранам труда, инвалидам, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства осуществляется бесплатно и в соответствии с настоящим областным законом - однократно.

Кулешова В.П. является ветераном труда, проживает в г. Смоленске, ее право на бесплатное предоставление земельного участка на основании указанного областного закона ответчик не оспаривал.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Департамент с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка для ИЖС рядом с домом в <адрес>, обозначив место его расположения на схеме. В предоставлении этого земельного участка ответчик отказал, ссылаясь на его размещение в санитарно-защитной зоне предприятия (свинофермы), где в соответствии с постановлением Главного санитарного врача РФ от 25.09.2007 года жилая застройка не допускается (л.д.9-10, 32).

В соответствии с п.4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность.

Таким образом, по смыслу приведенных норм гражданин имеет право на получение земельного участка в собственность, если отсутствуют установленные п.4 ст. 28 ЗК РФ запреты, земельный участок предназначен для испрашиваемых целей и свободен от прав других лиц.

Требование истицы относится к сфере публичных правоотношений, и потому обязанность по доказыванию законности отказа в предоставлении земельного участка лежит на ответчике.

Сведений о том, что спорный земельный участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, ограничен в обороте и федеральным законом запрещено предоставлять его в собственность, либо федеральным законом установлен запрет на его приватизацию, ответчиком не представлено.

Как следует из схем территориального зонирования, земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1 (л.д.33, 34).

Согласно ст. 27 ПРАВИЛ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА в редакции, утвержденной решением Смоленского Горсовета от 09.11.2010 года, строительство индивидуальных жилых домов является основным видом разрешенного использования земельных участков в указанной зоне, подп. 9 п.4 ст. 27 предусматривает максимальный класс опасности (по санитарной классификации) объектов капитального строительства, размещаемых на территории зоны, - V.

В силу ст. 57 указанных Правил на территории санитарных, защитных и санитарно-защитных зон не допускается размещение жилой застройки, включая отдельные жилые дома.

Из приведенных норм следует, что в территориальной зоне Ж1 могут размещаться объекты капитального строительства, эксплуатация которых требует установления санитарной зоны, в пределах такой зоны жилая застройка не допускается.

Сведений о наличии в зоне Ж1 предприятия, деятельность которого требует установления санитарно-защитной зоны, ответчик не представил.

Из схем территориального зонирования усматривается, что внутри зоны Ж1 располагается зона ОД (л.д.33, 34). Как следует из объяснений сторон, на территории зоны ОД расположена свиноферма.

Согласно п.3.1. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 года N 74, размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.

По сообщению Управления Роспотребнадзора по Смоленской области размер санитарной зоны в связи с функционированием свинокомлекса не устанавливался, предприятием проект санитарно-защитной зоны не разрабатывался.

Доводы представителя Департамента и Администрации г. Смоленска об установлении санитарно-защитной зоны Правилами землепользования и застройки г. Смоленска не могут быть приняты во внимание. Представленные схемы (л.д.29, 34) не содержат условных обозначений, и потому не могут свидетельствовать об установлении санитарно-защитной зоны в месте расположения испрашиваемого участка. Кроме того, Правила устанавливают градостроительный регламент, действующий в санитарно-защитных зонах, который при отсутствии закрепленных границ такой зоны не может применяться.

Как указывает представитель истицы, деятельность на территории свинокомплекса не ведется в связи с переводом поголовья скота.

При проведении проверки прокуратурой Заднепровского района г. Смоленска было установлено, что ООО «<данные изъяты>» планирует до 2013 года осуществить перевод животных с площадки свинокомплекса «<данные изъяты>» в цеха свинокомлекса «<данные изъяты>», в связи с чем разработка проекта санитарно-защитной зоны в <адрес> не производилась (л.д.11-12).

Установление в месте расположения свинофермы территориальной зоны ОД (зоны размещения объектов общественно-делового назначения) подтверждает сообщение Управления Роспотребнадзора об отсутствии факторов, неблагоприятно влияющих на испрашиваемый участок, поскольку в месте размещения производственных объектов I-V класса санитарной классификации устанавливаются зоны П1-П5.

Исследованные доказательства свидетельствуют о том, что в <адрес> не разработан проект санитарно-защитной зоны, не установлены границы такой зоны, предприятий, осуществляющих деятельность, связанную с необходимостью установления санитарно-защитной зоны, не имеется.

Таким образом, ответчик не доказал, что в месте расположения испрашиваемого участка действуют ограничения, препятствующие формированию земельного участка для ИЖС.

Кроме того, в силу ч.3 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Поскольку рядом со спорным земельным участком располагаются индивидуальные земельные участки и жилые дома, учитывая принцип равенства прав граждан на приобретение земельных участков в собственность, предусмотренный ч.2 ст. 15 ЗК РФ, в предоставлении земельного участка истице для ИЖС также не может быть отказано.

Сведения, содержащиеся в информационной системе администрации г. Смоленска на 22.08.2011 года (л.д.34), подтверждают, что в испрашиваемом месте сформированных земельных участков не имеется. Департамент, в чьем ведении находится распределение земельных участков из земель государственной собственности, доказательств, подтверждающих обременение земельного участка правами других лиц, не представил. Основанием отказа в предоставлении земельного участка послужило лишь наличие санитарно-защитной зоны, что свидетельствует об отсутствии других граждан, претендующих на данный участок.

Кроме того, выявление территории, достаточной для образования земельного участка, и установление возможности его предоставления осуществляется в процессе формирования земельного участка, что возможно лишь после вынесения ответчиком соответствующего решения.

Правилами землепользования и застройки г. Смоленска установлены минимальные и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых для размещения индивидуального жилого дома, от 1000 до 1800 кв.м, поэтому истице должно быть выдано разрешение сформировать земельный участок в установленных размерах.

Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Иск удовлетворить.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области принять решение, разрешающее Кулешовой В.П. формирование земельного участка для индивидуального жилищного строительства в <адрес>, рядом с д., площадью от 1000 кв.м до 1800 кв.м.

Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через Заднепровский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Председательствующий: