Дело №2-2898/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 09 декабря 2011 года Заднепровский районный суд города Смоленска в составе председательствующего судьи Мурашко М.С., при секретаре Кватидзе М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дыдылевой Е.П. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области и Администрации города Смоленска о предоставлении права на формирование земельного участка рядом с <адрес> для индивидуального жилищного строительства, УСТАНОВИЛ: Дыдылева Е.П. обратилась в суд с иском к Администрации города Смоленска и Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о признании права собственности на земельный участок, площадью 1003 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.2-3). 29 ноября 2011 года от Дыдылевой Е.П. в суд поступило заявление, в котором она просила суд установить родственные отношения между нею и ФИО5, указывая, что свидетельство о её рождении ею утрачено, а актовая запись о рождении не сохранилась, в связи с чем она не может подтвердить тот факт, что ФИО5 является её отцом. Между тем, установление данного факта ей необходимо в связи с оформлением наследственных прав на имущество умершего ФИО5 Определением судьи от 01 декабря 2011 года поступившее от Дыдылевой Е.П. заявление об установлении родственных отношений объединено в одно производство с заявлением Дыдылевой Е.П. к Администрации города Смоленска и Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о признании права собственности на земельный участок, площадью 1003 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Впоследствии Дыдылева Е.П. уменьшила объем исковых требований и просила обязать Департамент разрешить формирование земельного участка рядом с <адрес> для индивидуального жилищного строительства (далее ИЖС). Дыдылева Е.П. исковые требования поддержала и пояснила, что по указанному ею адресу располагался дом отца ФИО6 Для строительства дома отцу был предоставлен земельный участок площадью 400 кв.м., однако, позднее отец, семья истицы и семья ее сестры Струниной Л.П. самовольно заняли дополнительную территорию. В 1979 жилой дом из-за ветхости был снесен и отцу предоставлена квартира, но он с сестрой продолжал пользоваться земельным участком. На участке сестра возвела новый дом, однако отец продолжал пользоваться земельным участком вместе с дочерьми. 01.03.1984 года ФИО5 умер. Часть участка, находящегося в пользовании сестры, имеет площадь, примерно, 2200 кв.м., истица пользуется частью участка площадью, примерно, 800 кв.м. На части земельного участка, находящегося в пользовании истицы, располагаются хозяйственные постройки. Требования и доводы, приведенные в исковом заявлении, поддержала представитель истицы по доверенности Ефимова Л.М. (л.д.5). От Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области и Администрации города Смоленска поступили письменные возражения, в которых они указывают, что испрашиваемый истицей земельный участок не может быть предоставлен для ИЖС, поскольку он находится в санитарно-защитной зоне предприятия. Одним из этапов предоставления земельного участка является формирование земельного участка, поэтому изменение истицей первоначального иска на требование о разрешении формирования участка означает уменьшение объема исковых требований что, по мнению суда, не препятствует рассмотрению иска в отсутствие ответчиков. Судом к участию в деле была привлечена Струнина Л.П., которая подтвердила доводы истицы и пояснила, что она не будет возражать, если при формировании в земельный участок истицы будет включено 200 кв.м. из участка, используемого Струниной. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает иск обоснованным. В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Законом Смоленской области от 8 февраля 2007г. N1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" установлено, что распоряжение такими участками осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Администрации Смоленской области. Постановлениями Администрации Смоленской области от 29 апреля 2008г., от 09 декабря 2008 года Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области определен в качестве органа, уполномоченного распоряжаться земельными участками, находящимися в государственной собственности Смоленской области, а также земельными участками в городе Смоленске, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии с п.п.1, 2 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно п.4 ст. 1, ст. 2 Закона Смоленской области от 10 июня 2003г. N23-з Дыдылева Е.П. является ветераном труда, проживает в г. Смоленске и, следовательно, имеет право на бесплатное предоставление земельного участка. 05.07.2011 года она обратилась в Департамент с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка для ИЖС, площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. В предоставлении этого земельного участка ответчик отказал, ссылаясь на его размещение в санитарно-защитной зоне предприятий, где в соответствии с постановлением Главного санитарного врача РФ от 25.09.2007 года жилая застройка не допускается (л.д.6). В соответствии с п.4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Таким образом, по смыслу приведенных норм гражданин имеет право на получение земельного участка в собственность, если отсутствуют установленные п.4 ст. 28 ЗК РФ запреты, земельный участок предназначен для испрашиваемых целей и свободен от прав других лиц. Требование истицы относится к сфере публичных правоотношений, и потому обязанность по доказыванию законности отказа в предоставлении земельного участка лежит на ответчике. Сведений о том, что спорный земельный участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, ограничен в обороте и федеральным законом запрещено предоставлять его в собственность, либо федеральным законом установлен запрет на его приватизацию, ответчиком не представлено. Доводы Департамента об установлении санитарно-защитной зоны не могут быть приняты во внимание, поскольку Правила землепользования и застройки г. Смоленска устанавливают градостроительный регламент, действующий в санитарно-защитных зонах, который при отсутствии закрепленных границ такой зоны не может применяться. Таким образом, ответчик не доказал, что в месте расположения испрашиваемого участка действуют ограничения, препятствующие предоставлению земельного участка для ИЖС. Кроме того, в силу ч.3 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования. Из объяснений истицы, третьего лица и представленных документов следует, что земельный участок длительное время использовался под ИЖС, рядом с ним располагаются земельные участки с жилыми домами. Учитывая принцип равенства прав граждан на приобретение земельных участков в собственность, предусмотренный ч.2 ст. 15 ЗК РФ, в выдаче разрешения на формирование земельного участка для ИЖС истице также не может быть отказано. Поскольку предоставление земельного участка осуществляется уполномоченным органом - Департаментом, исковые требования к Администрации г. Смоленска удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области разрешить Дыдылевой Е.П. формирование земельного участка для индивидуального жилищного строительства рядом с домом <адрес> площадью от 1000 кв.м. В удовлетворении иска к Администрации г. Смоленска отказать. Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через Заднепровский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия. Председательствующий:
"О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно"
(с изменениями) предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность ветеранам труда, инвалидам, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства осуществляется бесплатно и в соответствии с настоящим областным законом - однократно.