2011.12.07-решение о признании права собственности на самовольную постройку



Дело №2-2581 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 декабря 2011 года. Заднепровский районный суд г. Смоленска

в составе: председательствующего судьи Гирсенок Т. Н.,

при секретаре Морозовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Бурлакова В.А. к администрации г. Смоленска о признании права собственности на самовольную постройку,

УСТАНОВИЛ:

Бурлаков В.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Смоленска о признании права собственности на самовольную постройку, указывая, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ он приобрел в собственность у ФИО2 жилой дом по <адрес>, этот договор был зарегистрирован в Регистрационной палате Смоленской области, но не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним переход права собственности на дом от ФИО2 к нему (истцу). Поскольку ФИО2 в 2004 г. умерла, он лишен возможности зарегистрировать переход права собственности на названное недвижимое имущество и возникновение у него права собственности на этот дом. В доме самовольно произведены перепланировка и реконструкция, в результате демонтирована печь, возведены две кирпичные пристройки, в одной из которых оборудована кухня, подведены инженерные коммуникации: водоснабжение, газоснабжение, отопление; общая площадь строения увеличилась с 57,2 кв.м до 109,5 кв.м, жилая - с 30,9 кв.м до 32,2 кв.м. В связи с тем, что дом в установленном порядке не был сдан в эксплуатацию, то является самовольной постройкой. Просит признать за ним право собственности на упомянутый жилой дом, так как он по заключению специалиста пригоден для проживания, дальнейшей эксплуатации, не создает угрозу здоровью и жизни граждан (л.д.3-4).

В иске от ДД.ММ.ГГГГ Бурлаков В.А. дополнил свои требования и просил зарегистрировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним переход права собственности на названное недвижимое имущество от продавца к нему и возникновение у него права собственности на этот дом (л.д.38).

Истец Бурлаков В.А. и его представитель по доверенности Шкатулова И.Н. (л.д.35) исковые требования поддержали, просили удовлетворить, зарегистрировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним переход права собственности на жилой дом по <адрес> от ФИО2 к истцу, признать за ним право собственности на самовольно реконструированный данный дом, общей площадью 109,5 кв.м, жилой – 32,2 кв.м. Из их объяснений суду следует, что истец в 2000 г. по договору купли-продажи приобрел у ФИО2 дом по <адрес>, в котором проживает с матерью. Этот договор был зарегистрирован Регистрационной палатой, но не произведена регистрация перехода права собственности от продавца к Бурлакову В.А. и не зарегистрировано за ним право собственности на дом, поэтому названный дом до настоящего времени в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрирован на праве собственности за ФИО2. Дом был приобретен в период брака, является совместно нажитым имуществом, самовольно реконструирован, в результате его общая площадь увеличилась. В связи с тем, что продавец дома ФИО2 умерла, зарегистрировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним переход права собственности на жилой дом без решения суда не представляется возможным.

Ответчик администрация г. Смоленска в судебное заседание представителя не направила, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, возражений по существу иска не представила.

Третье лицо Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области в отзыве на иск возражений против удовлетворения требований Бурлакова В.А. не заявил, указал, что жилой дом по <адрес> в реестре государственной собственности области не значится, просил рассмотреть дело без участия представителя (л.д.28).

Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области в адресованном суду отзыве ходатайствовало о рассмотрении дела без их участия, отметило, что договор купли-продажи дома по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО2 и Бурлаковым В.А., зарегистрирован Регистрационной палатой Смоленской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, но поскольку стороны договора не подавали заявления на регистрацию перехода права собственности, регистрирующим органом не было зарегистрировано право собственности на дом за Бурлаковым В.А., и в настоящее время собственником названного имущества числится ФИО2; указало, что вопрос об удовлетворении исковых требований оставляет на усмотрение суда (л.д.30-32).

Третье лицо Бурлакова Т.Б., супруга истца, в судебном заседании выразила согласие с исковыми требованиями Бурлакова В.А., указала, что в браке приобретен ими жилой дом по <адрес>, который в процессе эксплуатации реконструирован.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения истца, его представителя, третьего лица, свидетелей, суд приходит к следующему.

На основании ст. 164 ч. 1 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 ГК РФ и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ст. 131 ч.1 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В силу ст. 165 ч.3 ГК РФ если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В судебном заседании установлено: согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО2 и Бурлаковым В.А., зарегистрированному в Управлении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Регистрационной палатой Смоленской области ДД.ММ.ГГГГ, взятому на учет Смоленским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» ДД.ММ.ГГГГ, истец приобрел в собственность жилой дом по <адрес>, общей площадью 57,2 кв.м, жилой – 30,9 кв.м, расположенный на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м, принадлежащий продавцу на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданного ДД.ММ.ГГГГ Второй Смоленской государственной нотариальной конторой Смоленской области (д.12).

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ собственником названного жилого дома в настоящее время числится ФИО2 (л.д.13).

По справкам Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ владельцем жилого дома по <адрес> значится Бурлаков В.А. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, указаны площади дома на дату инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ: общая - 109,5 кв.м, жилая - 32,2 кв.м; ранее дом был зарегистрирован на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 (л.д.21).

Из справки о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты> филиалом отдела ЗАГС <адрес> РФ, следует, что ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, указано место смерти: <адрес> (л.д.22).

Согласно сообщению нотариуса Воловского нотариального округа <адрес> ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО2 никто не обращался, наследственное дело не заведено (л.д.33).

На основании решения исполкома городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 по договору от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен земельный участок на праве бессрочного пользования по адресу: <адрес>, - площадью <данные изъяты> кв.м для возведения одноэтажного жилого дома в соответствии с проектом от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным главным архитектором <адрес>, что подтверждается архивной выпиской от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).

По данным домовой книги, заведенной ДД.ММ.ГГГГ, владельцем названного дома числился ФИО3, в доме проживала его семья, с 2000 г. до настоящего времени в доме живет истец и его мать (л.д.48-60).

В соответствии с выпиской из государственного кадастра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по адресу: <адрес>,- площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , находится в государственной собственности, его разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства (л.д.11).

Вышеназванный дом был реконструирован, и как видно из поэтажных планов, ранее он состоял из одной жилой комнаты площадью 30,9 кв.м с отопительной печью, холодной пристройки размером 2,50 м х 6,09 м и подвала с отопительной печью, разделенного на два помещения площадью 12,4 кв.м и 13,9 кв.м, помещения размером 2,50 м х 5,20 м, его общая площадь была 57,2 кв.м, жилая – 30,9 кв.м; после реконструкции дом имеет одну жилую комнату площадью 32,2 кв.м, кухню площадью 14,4 кв.м, подсобное помещение площадью 10,6 кв.м, холодное помещение площадью 15,8 кв.м и подвал, состоящий из трех подсобных помещений площадью 8,9 кв.м, 13,7 кв.м и 13,9 кв.м, его общая площадь увеличилась до 109,5 кв.м, жилая - до 32,2 кв.м (л.д.45-47).

В соответствии с заключением от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным ООО «<данные изъяты> Проектная мастерская, спорный жилой дом одноэтажный, одноквартирный, был перепланирован, переустроен и реконструирован, а именно: демонтированы кирпичные печи в жилой комнате и в подвале, в жилой комнате заложено одно окно, в подвале заложены окна, в подсобном помещении подвала площадью 8,9 кв.м установлен унитаз; в подсобном помещении демонтирована перегородка и заложено боковое окно, выполнены две кирпичные пристройки, в одной из них оборудована кухня площадью 14,4 кв.м, а другая используется как холодное помещение; проведены водопровод, газопровод и отопление местное от АГВ; общая площадь дома увеличилась с 57,2 кв.м до 109,5 кв.м, жилая - с 30,9 кв.м до 32,2 кв.м. Общее техническое состояние несущих строительных конструкций здания оценивается как работоспособное. Объемно-планировочное решение дома соответствует нормативным требованиям СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные»; здание отвечает экологическим, теплотехническим и противопожарным нормам; произведенные работы не нарушают права и законные интересы граждан и не создают угрозу их жизни и здоровью (л.д.16-18).

Заключение этой организации, имеющей соответствующее свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не вызывает сомнений у суда (л.д.19-20).

Согласно заключению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» от ДД.ММ.ГГГГ при возведении дома не допущено нарушений санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к жилым помещениям (л.д.15).

Свидетели ФИО8 и ФИО9, проживающие более 50 лет в районе <адрес>, подтвердили в суде, что в доме по <адрес> ранее проживали ФИО3 и А.С., после их смерти домом пользовались племянники; около 10 лет назад дом приобрел Бурлаков В.А., он его отремонтировал, возвел пристройку, где оборудовал кухню и холодное помещение, разобрал печи, провел газ, воду. Истец вместе с матерью проживает в доме.

Учитывая, что договор купли-продажи дома совершен в установленной законом форме, исполнен его сторонами, зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, а невозможность регистрации перехода права собственности на спорное недвижимое имущество от продавца к покупателю связана со смертью ФИО2, суд находит требования Бурлакова В.А. о регистрации перехода к нему права собственности на жилой дом обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Поскольку реконструкция дома не нарушает права и интересы граждан, не угрожает их жизни и здоровью, повышает благоустройство жилого помещения, улучшает условия проживания в нем, то подлежат удовлетворению требования Бурлакова В.А. о признании права собственности на самовольно реконструированный жилой дом.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 235, 237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Бурлакова В.А. удовлетворить.

Зарегистрировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним переход права собственности на жилой дом по <адрес> <адрес> от ФИО2 к Бурлакову В.А. и возникновение у последнего права собственности на этот дом на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО2 и Бурлаковым В.А., зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за Бурлаковым В.А. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>,- общей площадью 109,5 кв.м, жилой- 32,2 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд г. Смоленска в течение десяти дней, а ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Председательствующий: