Дело №2-3098/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 декабря 2011 года Заднепровский районный суд города Смоленска в составе председательствующего судьи Мурашко М.С., при секретаре Кватидзе М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокофьевой Т.В., Некрасовой Н.А., Анищенковой Е.А., Хорошей Н.В., Осиповой Н.В., Данилышева Р.Н., Федотовой Т.Л. и Васильцовой В.Н. к Администрации города Смоленска в лице Управления архитектуры и градостроительства о понуждении к согласованию схем расположения земельных участков на кадастровом плане, УСТАНОВИЛ Истцы обратились в суд с иском к ответчику о понуждении к согласованию схем расположения земельного участка в <адрес>, на кадастровом плане территории. В обоснование иска указали, что в течение 2011 года каждый из них обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее – Департамент) с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка в соответствии с Законом Смоленской области от 10.06.2003 года №23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" Истцы в судебное заседание не явились. От представителя истцов Ефимовой Л.М. в суд поступило письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.14-21,74). Третье лицо Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще. Представитель Администрации города Смоленска в лице Управления архитектуры и градостроительства ФИО16 в отзыве на иск просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, указав, что требования истцов необоснованны. При этом сослалась на то, что отказ в согласовании схем расположения земельных участков связан с отсутствием утвержденного проекта планировки под малоэтажную застройку в районе <адрес>, а следовательно, является законным (л.д. 75-81). Исследовав письменные доказательства, суд находит иск обоснованным. В соответствии с п.п.1, 2 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно п.п.1, 4 ч.1 ст. 1, ст. 2 Закона Смоленской области от 10 июня 2003г. N23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" Решениями <данные изъяты> районного суда г. Смоленска от 11.03.2011 года в отношении Прокофьевой Т.В., от 26 мая 2011 года в отношении Некрасовой Н.А., от 21.04.2011 года в отношении Анищенковой Е.А., от 28.04.2011 года в отношении Хорошей Н.В. было установлено, что Прокофьева Т.В., Некрасова Н.А., Анищенкова Е.А. и Хорошая Н.В. имеют право приобрести в собственность бесплатно земельный участок для ИЖС, на Департамент возложена обязанность предоставить истцам в собственность земельный участок в г. Смоленске в пределах установленных минимальных и максимальных размеров (л.д.26-28, 32-34,38-41,45-47). Указанные решения вступили в законную силу. Остальные истцы, в частности, Осипова Н.В., Данилышев Р.Н., Федотова Т.Л. и Васильцова В.Н. обратились в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлениями о предоставлении им в собственность бесплатно земельных участков площадью 1800 кв.м., расположенных в г.Смоленске, для индивидуального жилищного строительства. Департамент предложил всем истцам в определенные для каждого сроки представить утвержденные Администрацией г. Смоленска схемы расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, в <адрес>, площадью 1000 кв.м, указав место для формирования земельного участка на схеме (л.д.23,24,29-30,31,35,36,42,43,48-49,51,52-53,55,56,58,59-60,62). Истцы обратились в ООО «<данные изъяты>», которое изготовило схемы расположения земельных участков в <адрес>, на которые претендуют истцы, в пределах установленных минимальных и максимальных размеров (л.д.63-70). Письмом № от 23.11.2011 года Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска отказало в согласовании схем, ссылаясь на то, что проект планировки под малоэтажную комплексную застройку в районе <адрес> не утвержден (л.д. 22). Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. В соответствии с Законом Смоленской области от 8 февраля 2007г. N1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске", постановлениями Администрации Смоленской области от 29 апреля 2008г., от 09.12.2008 года распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Смоленской области, а также земельными участками в городе Смоленске, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области. В силу норм Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, проводятся работы по его формированию, орган местного самоуправления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, на основании которой осуществляется государственный кадастровый учет (ст. ст. 30, 34, 36 ЗК РФ). Процедура предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в г. Смоленске установлена ч. 2 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009г. N243 (далее – Порядок организации работы). В силу п. 2.3-2.6 указанного нормативного акта в случае, если у заявителя отсутствует право на бесплатное приобретение земельного участка либо земельный участок не может быть предоставлен в собственность, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. При отсутствии сформированных земельных участков после получения технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за такое подключение заявитель осуществляет за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении кадастрового учета, решение о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка принимается в двухнедельный срок со дня представления заявителем кадастрового паспорта. Таким образом, разрешение вопроса о праве гражданина на конкретный земельный участок отнесено к компетенции Департамента. В случае такого разрешения орган местного самоуправления обязан рассмотреть и утвердить представленную схему расположения земельного участка либо возвратить с указанием возможного варианта расположения участка или возражениями, обосновывающими невозможность формирования участка в установленных размерах. Департаментом истцам было предложено формирование земельных участков в <адрес> независимо от утверждения проекта планировки территории. Отклоняя от согласования схемы на неопределенный срок по мотиву отсутствия утвержденного проекта планировки, Администрация г. Смоленска фактически оспаривает право истцов на приобретение данных земельных участков в собственность. Поскольку разрешение вопроса о праве гражданина на земельный участок не относится к компетенции ответчика, отклонение от согласования схемы по данному основанию недопустимо. В соответствии с ч.1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения). При наличии планировки территории размещение земельного участка для ИЖС невозможно лишь в случае, если в данном месте запланировано размещение территорий общего пользования, линейных объектов. Формирование земельных участков истцами осуществляется на основании проекта планировки, разработанного ответчиком, в местах, где предусмотрена индивидуальная жилая застройка. Сведений об изменении проекта в процессе его утверждения ответчик не представил. Следовательно, размещение земельных участков соответствует изготавливаемому проекту. Согласно ч.1 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Деление г.Смоленска на территориальные зоны с установлением градостроительных регламентов для каждого типа введено с принятием Правил землепользования и застройки г. Смоленска, утвержденных решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 N 490, после чего органы государственной власти или местного самоуправления должны были выполнить возложенную на них законом обязанность по планировке спорной территории, предназначенной для жилищного строительства. Бездействие данных органов в течение продолжительного времени является неправомерным, и потому Департаментом обоснованно разрешено формирование участков, несмотря на то, что проект планировки территории не утвержден. Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Прокофьевой Т.В., Некрасовой Н.А., Анищенковой Е.А., Хорошей Н.В., Осиповой Н.В., Данилышева Р.Н., Федотовой Т.Л. и Васильцовой В.Н. удовлетворить. Обязать Администрацию города Смоленска в лице Управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> согласовать схемы расположения земельных участков в <адрес>, на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, изготовленные ООО «<данные изъяты>». Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через Заднепровский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Председательствующий:
(с изменениями) в пределах установленных минимальных и максимальных размеров. На основании поступивших от истцов заявлений Департаментом истцам было предложено представить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в <адрес>, утвержденные в установленном порядке. По заявкам истцов ООО «<данные изъяты>» были изготовлены соответствующие схемы расположения земельных участков по 1000 кв.м. на кадастровом плане в <адрес>. Однако Администрацией города Смоленска в лице Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска в согласовании схем было отказано до утверждения проекта планировки территории. Данный отказ истцы считают необоснованным, поскольку он препятствует реализации их прав на получение земельных участков в собственность.
(с изменениями.) предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность ветеранам труда, инвалидам, родителям, воспитывающим трех и более детей в возрасте до 18 лет, и другим категориям граждан, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства, осуществляется бесплатно и однократно.