2011.12.27-Решение о понуждении к согласованию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории



Дело №2-3097/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 декабря 2011 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

в составе председательствующего судьи Мурашко М.С.,

при секретаре Шульковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колпаковой В.И. к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска о понуждении к согласованию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане,

УСТАНОВИЛ

Колпакова В.И. обратилась в суд с иском к ответчику о понуждении к согласованию схемы расположения земельного участка в <адрес>, на кадастровом плане территории.

В обоснование иска указала, что является матерью троих детей. 02.02.2011 года она обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее – Департамент) с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка. Письмом от 01.03.2011 года ей было предложено представить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Представить схему в установленный Департаментом срок не представилось возможным по причине отказа Управления архитектуры и градостроительства администрации города Смоленска (далее – Управление) в предоставлении геодезических данных о земельном участке. Решением <данные изъяты> районного суда от 21.09.2011 года на Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска была возложена обязанность по предоставлению исходных геодезических данных о земельном участке. После предоставления этих данных ООО «<данные изъяты>» изготовило схему расположения земельного участка в <адрес>. Однако Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска было отказано в ее согласовании до утверждения проекта планировки территории. Данный отказ истица считает необоснованным, поскольку он препятствует реализации ее права на получение земельного участка в собственность.

Истица в судебное заседание не явилась.

От представителя истицы по доверенности Ефимовой Л.М. в суд поступило письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Третье лицо Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области и представитель ответчика явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, возражений на иск не представили.

Исследовав письменные доказательства, суд находит иск обоснованным.

В соответствии с п.п.1, 2 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.п.1, 4 ч.1 ст. 1, ст. 2 Закона Смоленской области от 10 июня 2003г. N23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно"
(с изменениями.) предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность ветеранам труда, инвалидам, родителям, воспитывающим трех и более детей в возрасте до 18 лет, и другим категориям граждан, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства, осуществляется бесплатно и однократно.

02.02.2011 года истица обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка площадью 1800 кв.м., расположенного в г.Смоленске, для индивидуального жилищного строительства.

Письмом от 01.03.2011 года Департамент предложил истице в срок до 30.09.2011 года представить схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории в г.Смоленске, <адрес>, утвержденную в установленном порядке (л.д.6-7).

Как установлено решением <данные изъяты> районного суда города Смоленска от 21.09.2011 года, вступившим в законную силу 08.11.2011 года (л.д.10-11,12), с целью составления требуемой схемы истица обратилась в ООО «<данные изъяты>», последнее направило письмо ответчику с просьбой о предоставлении географических координат участка. Письмом от 31.08.2011 года Управление отказало в предоставлении таких данных, ссылаясь на то, что не утвержден проект планировки под малоэтажную застройку в <адрес>. Этим же решением суда отказ ответчика в выдаче исходных геодезических данных в отношении подлежащего предоставлению в собственность Колпаковой В.И. земельного участка признан незаконным и на Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска возложена обязанность по предоставлению таких данных.

ООО «<данные изъяты>» изготовило для истицы схему расположения земельного участка в <адрес> площадью 1328 кв.м (л.д.14-15).

Письмом от 29.11.2011 года Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска отказало истице в согласовании схемы, ссылаясь на то, что проект планировки под малоэтажную комплексную застройку в районе <адрес> не утвержден (л.д. 13).

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В соответствии с Законом Смоленской области от 8 февраля 2007г. N1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске", постановлениями Администрации Смоленской области от 29 апреля 2008г., от 09.12.2008 года распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Смоленской области, а также земельными участками в городе Смоленске, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.

В силу норм Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, проводятся работы по его формированию, орган местного самоуправления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, на основании которой осуществляется государственный кадастровый учет (ст. ст. 30, 34, 36 ЗК РФ).

Процедура предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в г. Смоленске установлена ч. 2 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009г. N243 (далее – Порядок организации работы).

В силу п. 2.3-2.6 указанного нормативного акта в случае, если у заявителя отсутствует право на бесплатное приобретение земельного участка либо земельный участок не может быть предоставлен в собственность, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. При отсутствии сформированных земельных участков после получения технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за такое подключение заявитель осуществляет за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении кадастрового учета, решение о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка принимается в двухнедельный срок со дня представления заявителем кадастрового паспорта.

Таким образом, разрешение вопроса о праве гражданина на конкретный земельный участок отнесено к компетенции Департамента.

В случае такого разрешения орган местного самоуправления обязан рассмотреть и утвердить представленную схему расположения земельного участка либо возвратить с указанием возможного варианта расположения участка или возражениями, обосновывающими невозможность формирования участка в установленных размерах.

Департаментом было предложено Колпаковой В.И. формирование земельного участка в <адрес> независимо от утверждения проекта планировки территории. Отклоняя от согласования схему на неопределенный срок по мотиву отсутствия утвержденного проекта планировки, Администрация г. Смоленска фактически оспаривает право истца на приобретение данного земельного участка в собственность.

Поскольку разрешение вопроса о праве гражданина на земельный участок не относится к компетенции ответчика, отклонение от согласования схемы по данному основанию недопустимо.

В соответствии с ч.1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения).

При наличии планировки территории размещение земельного участка для ИЖС невозможно лишь в случае, если в данном месте запланировано размещение территорий общего пользования, линейных объектов.

Формирование земельного участка истцом осуществляется на основании проекта планировки, разработанного ответчиком, в местах, где предусмотрена индивидуальная жилая застройка. Сведений об изменении проекта в процессе его утверждения ответчик не представил. Следовательно, размещение земельного участка соответствует изготавливаемому проекту.

Согласно ч.1 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Деление г.Смоленска на территориальные зоны с установлением градостроительных регламентов для каждого типа введено с принятием Правил землепользования и застройки г. Смоленска, утвержденных решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 N 490, после чего органы государственной власти или местного самоуправления должны были выполнить возложенную на них законом обязанность по планировке спорной территории, предназначенной для жилищного строительства.

Бездействие указанных органов в течение продолжительного времени является неправомерным, и потому Департаментом обоснованно разрешено формирование участка, несмотря на то, что проект планировки территории не утвержден.

Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска согласовать представленную Колпаковой В.И. схему расположения земельного участка в <адрес>, на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, изготовленную ООО «<данные изъяты>».

Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через Заднепровский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий: