2011.12.20-решение о понуждении к ремонту и обустройству проезжей части дороги



Дело № 2-2275 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2011 года. Заднепровский районный суд г. Смоленска

в составе: председательствующего судьи Гирсенок Т.Н.,

с участием помощника прокурора Жаркова В.С.,

при секретаре Морозовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заднепровского района г. Смоленска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Смоленска о понуждении к ремонту и обустройству проезжей части дороги,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Заднепровского района города Смоленска обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском о понуждении Администрации города Смоленска принять исчерпывающие меры по обеспечению соответствия состояния дороги <адрес> от дома до дома установленным правилам, техническим нормам в виде ремонта проезжей части данного участка дороги и обустройства тротуара, обеспечения уличного освещения. В обоснование требований указал, что по акту обследования названной дороги сотрудником дорожного надзора отдела ГИБДД УВД России по г. Смоленску от ДД.ММ.ГГГГ дорожное покрытие имеет просадки и выбоины, значительно превышающие предельно допустимые размеры; отсутствуют тротуары и освещение. В соответствии с действующим законодательством дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности, которая представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог, относится к полномочиям органов местного самоуправления, то есть ответчика по делу. Дороги должны содержаться в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил: покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью; обязательны тротуары. По Правилам благоустройства города Смоленска, утв. решением Смоленского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ благоустройство включает в себя и содержание в надлежащем состоянии сетей уличного освещения, улицы и дороги должны освещаться в темное время суток. Администрацией города Смоленска не обеспечивается должное содержание упомянутой дороги, не производится ее ремонт, освещение, чем нарушены права граждан на безопасные условия движения ( л.д. 2-4).

В судебном заседании требования прокурора Заднепровского района г. Смоленска поддержал его помощник Жарков В.С., который подтвердил доводы, изложенные в заявлении.

Представитель Администрации города Смоленска по доверенности Шиленко Н.А. требования прокурора не признала, суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией обследовано состояние дороги по <адрес> от дома до дома установлено, что требуется проведение ремонта этой дороги, с учетом ее ширины возможно обустроить тротуар лишь на участке от дома до дома , частично освещение дороги осуществляется, но требуется обеспечить наружное освещение дороги полностью, на что потребуются значительные финансовые затраты.

Представитель третьего лица – отдела ГИБДД УВД России по г. Смоленску в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен.

Представители третьих лиц управления архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска по доверенности Кулик Н.С. и управления муниципального имущества и земельных отношений по доверенности Субботин В.В. в отзывах на иск указали, что не представляется возможным направить в суд проекты застройки и планировки территории малоэтажного строительства в районе <адрес> из-за отсутствия названных документов, по существу требований прокурора мнения не выразили (л.д.26-27, 31-32).

Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Как следует из п.5, п.27 ч.1 ст. 16 ФЗ от 16.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), организация освещения улиц, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.

Пунктом 6 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257 –ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ст. 3 этого Закона дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6); содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12); элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (п.5).

Из статьи 41 Устава города Смоленска, принятого решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 года № 164 (с изменениями) решение указанных выше вопросов, в том числе содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Смоленска, а также иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и организация освещения улиц, относится к компетенции Администрации города Смоленска.

В соответствии с п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 (с изменениями), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Согласно п.3.1.1, п. 4.6 (4.6.1-4.6.5) Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятого постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью; наружное освещение обеспечивается включением наружных осветительных установок, его следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк, доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%, при этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим; допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел/ч и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед/ч, отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.

В силу п.4.5.1.1-4.5.1.3, 4.6.1.13-4.6.1.15 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.09.2007 г. № 270-ст, тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов; в населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений, располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны. Наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20лк, а отключают - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10лк, в темное время суток при интенсивности движения пешеходов менее 40чел./ч и транспортных средств в обоих направлениях менее 50ед./ч допускается снижение уровня наружного освещения путем отключения 50% светильников или при помощи регулятора светового потока.

В судебном заседании установлено: согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленному ст. государственным инспектором ОГИБДД УВД по городу Смоленску, по <адрес> от дома до дома выявлены недостатки в содержании дороги, а именно: просадки, выбоины проезжей части, отсутствуют тротуары и освещение, не разделены транспортные, пешеходные потоки. К акту приложена фототаблица указанного участка дороги (л.д.5, 6-7).

Из акта комиссионного обследования дороги по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что часть данной дороги грунтовая - от дома до дома а от дома до дома имеет щебеночное покрытие, отмечено с учетом ее ширины, что есть возможность обустройства тротуара на части дороги от дома до дома , и необходимо обеспечить уличное освещение, для которого потребуются значительные финансовые затраты (л.д. 33).

Исследованные судом доказательства подтверждают довод прокурора Заднепровского района г. Смоленска о том, что Администрацией города Смоленска не предпринимались должные меры по содержанию автомобильной дороги <адрес> в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, как установлено законом. Таким образом, нарушаются права граждан на безопасные условия движения и требования прокурора о понуждении ответчика к принятию мер по устранению указанных нарушений обоснованно.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию города Смоленска в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу провести ремонт дороги по <адрес> в районе домов №, обустроить тротуар от дома до дома , обеспечить уличное освещение данного участка дороги.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд г. Смоленска в течение десяти дней.

Председательствующий: