Дело № 2 – 2044/2011 Р Е Ш Е Н И Е 9 декабря 2011 года Заднепровский районный суд города Смоленска в лице председательствующего судьи Осипова А.А., при секретаре Борисовой О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Николаевой Е.Н. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, Администрации г. Смоленска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, о понуждении к предоставлению земельного участка, У С Т А Н О В И Л: Николаева Е.Н. обратилась в суд с вышеприведенными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что мать, воспитывающая троих детей, имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, ранее это право не использовала. Обратившись в Департамент с заявлением о бесплатном предоставлении для индивидуального жилищного строительства земельного участка в пос. <...> г. Смоленска согласно прилагаемой схеме расположения участка, получила отказ. Считает данный отказ незаконным, указывая, что ответчиком не представлено заключения экспертизы в подтверждения довода о нахождения испрашиваемого участка в санитарно-защитной зоне, и что в данном районе уже расположены жилые дома (л.д. 2-3, 27 ). В судебном заседании истица и ее представитель, адвокат Исаков А.В., исковые требования поддержали, вышеприведенные доводы подтвердили. Представитель ответчика, Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Карпович Ю.В. иск не признала и пояснила, что испрашиваемый земельный участок находится в санитарно-защитной зоне, в которой размещение объектов жилой застройки Правилами землепользования и застройки г. Смоленска не допускается. Кроме того, представитель Департамента обращает внимание суда на то, что испрашиваемый земельный участок вообще не сформирован в установленном порядке, в связи с чем невозможно принять решение о его предоставлении. Представитель другого ответчика, Администрации г. Смоленска, Морозова А.И. в судебное заседание не явилась, ранее представляла письменный отзыв на иск Николаевой Е.Н., суть которого сводится к тому, что Администрация города не уполномочена принимать решения о предоставлении земельных участков, в силу чего не является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Кроме того, она подтвердила факт нахождения указанного истицей на предварительной схеме участка в границах санитарно-защитной зоны (л.д. 24-26). К участию в деле в качестве третьих лиц привлекались Крылатов А.Л., Крылатова М.М. и Лебедева М.И., проживающие в пос. <...>, поскольку по предварительным данным имело место наложение испрашиваемого истицей земельного участка на принадлежащим им земельные участки. Указанные лица сообщили об отсутствии у них возражений относительно удовлетворения заявления Николаевой Е.Н., т.к. на данный момент истица уточнила иск и скорректировала место положение земельного участка, который просит ей предоставить. При этом третьи лица подтвердили также доводы ответчиков о нахождении испрашиваемого истицей земельного участка в санитарно-защитной зоне и пояснили, что в данном микрорайоне расположены всего три жилых дома, и им по вышеуказанной причине запрещают вести новое строительство. Заслушав объяснения истицы, ее представителя, представителя Департамента, объяснения третьих лиц и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) граждане имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан. Статья 28 ЗК РФ содержит положения о том, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность за плату, а в случаях, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации,- бесплатно. В силу пункта 4 статьи 1 Закона Смоленской области от 10 июня 2003 года №23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» истица, как мать, воспитывающая троих несовершеннолетних детей, вправе приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно. В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Областным законом от 8 февраля 2007 года №1-з «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области – городе-герое Смоленске» распоряжение такие земельными участками в г. Смоленске осуществляется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации – Смоленской области. Таковым органом является Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области. Истица является матерью и воспитывает троих несовершеннолетних детей, что подтверждается копиями соответствующих свидетельств органа ЗАГСа, удостоверения на право получения мер социальной поддержки (л.д. 10-17). 4 июля 2011 года она обратилась в данный уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ей для индивидуального жилищного строительства бесплатно в собственность земельного участка площадью <...> кв.м., расположенного в пос. <...> г. Смоленска, однако в удовлетворении ее заявления было отказано (исх. №11354/08 от 08.07.2011 – л.д. 7-8, 41-43). Между тем, при разрешении данного спора необходимо учитывать следующие обстоятельства. Согласно статье 11-1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон от 24.07.2007.) в Российской Федерации осуществляется кадастровый учет земельных участков. Предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов и предусматривает, в частности, проведение работ по формированию земельного участка, в том числе выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Законом от 24.07.2007., работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащие необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета (пункты 1, 4, 11 статьи 30 ЗК РФ). Постановлением Администрации Смоленской области от 27 апреля 2009 года №243 (с изменениями от 19.01.2010., 18.05.2011.) утвержден Порядок организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области – городе-герое Смоленске. Данный Порядок предусматривает, что принятию уполномоченным органом решения о бесплатном предоставлении земельного участка в конкретном, указанном заявителем месте предшествует обращение заявителя в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, для получения технических условий подключения объекта строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, выполнение затем за счет заявителя кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета данного земельного участка в установленном порядке. Решение о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка принимается уполномоченным органом в двухнедельный срок со дня предоставления заявителем кадастрового паспорта земельного участка (пункты 2.4., 2.6.). В рассматриваемом случае земельный участок, предоставление которого требует истица, как таковой, как объект права, отсутствует, в установленном порядке не сформирован, кадастровые работы в отношении него не проведены, на кадастровый учет он не поставлен, в силу чего бездействие уполномоченного органа нельзя признать не соответствующим закону. Кроме того, заслуживают внимания доводы представителя ответчика, подтвержденные представителем Администрации г. Смоленска, о том, что согласно данным информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Смоленска испрашиваемый земельный участок находится в санитарно-защитной зоне сразу нескольких предприятий. Согласно же пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установлении их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила. Введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года №74 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» запрещают размещать в санитарно-защитных зонах жилую застройку (пункт 5.1.). Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Отказать в удовлетворении иска Николаевой Е.Н. о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в предоставлении земельного участка, о понуждении Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области и Администрации г. Смоленска к предоставлении земельного участка в собственность. Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через районный суд в течение 10 дней. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ