2011.12.19- решение о понуждении к обеспечению инфраструктуры индивидуального жилищного строительства



Дело № 2-2077 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 декабря 2011 года. Заднепровский районный суд г. Смоленска

в составе: председательствующего судьи Гирсенок Т.Н.,

с участием прокурора Степкиной Н.Н.,

при секретаре Морозовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заднепровского района г. Смоленска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Смоленска, ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» и филиалу ОАО «МРСК Центра»-«Смоленскэнерго» о понуждении к обеспечению инфраструктуры индивидуального жилищного строительства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Заднепровского района г. Смоленска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г. Смоленска о понуждении к обеспечению инфраструктуры индивидуального жилищного строительства, указывая, что в ходе проверки обеспечения инфраструктуры индивидуального жилищного строительства по <адрес> выявлены нарушения законодательства в области дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, допускаемые Администрацией <адрес>, выразившиеся в неисполнении обязанностей по обустройству автомобильных дорог местного значения, организации уличного освещения, водоснабжения населения, водоотведения, сбора и вывоза бытовых отходов, а именно: проезжая часть улицы имеет повреждения: выбоины, просадки, - она недостаточной ширины для проезда пожарных автомобилей, тротуары для движения пешеходов отсутствуют, нет освещения в темное время суток, проживающим по данной улице гражданам не оказываются услуги по водоснабжению, водоотведению, сбору и вывозу бытовых отходов. В соответствии со ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 10 Устава города Смоленска, принятого решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 г. №164, к вопросам местного значения относятся: организация электро-, водоснабжения, водоотведения, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, организация освещения улиц, сбора, вывоза, утилизации бытовых отходов; прокурор просит обязать ответчика разработать документацию по обеспечению инфраструктуры индивидуального жилищного строительства в районе <адрес>, разработать проект строительства дороги по названной улице и его реализовать, обеспечить водоснабжение, водоотвод, уличное освещение, сбор и вывоз бытовых отходов, первичные меры пожарной безопасности (л.д.2-6).

В дополнительном иске прокурор Заднепровского района г. Смоленска конкретизировал требования, адресовав часть из них соответчику ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра», просит обязать администрацию г. Смоленска разработать документацию по обеспечению инженерной инфраструктуры индивидуального жилищного строительства в районе <адрес>, разработать проект строительства дороги по названной улице и его реализовать, провести ремонтные работы по песчано-гравийной подсыпке дороги, разработать проект водоотведения и водоснабжения и произвести строительство станции водоподготовки на артезианской скважине по <адрес> в 2012-2013 г.г., принять первичные меры пожарной безопасности; для подключения уличного наружного освещения обязать ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» смонтировать панель управления наружного освещения трансформаторной подстанции (л.д. 78-80).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ привлечено к участию в деле в качестве соответчика ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра»-«Смоленскэнерго» (л.д. 73-74).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по настоящему делу в части требований прокурора Заднепровского района г. Смоленска к администрации г. Смоленска о возложении обязанности на администрацию г. Смоленска разработать документацию по обеспечению инженерной инфраструктуры индивидуального жилищного строительства в районе <адрес>, разработать проект строительства дороги по названной улице и его реализовать в связи с отказом от них (л.д. 152-153).

В судебном заседании требования прокурора Заднепровского района г. Смоленска поддержала ст. помощник Степкина Н.Н., которая подтвердила доводы, изложенные в заявлениях.

Представитель ответчика Администрации города Смоленска по доверенности Мишуренкова Е.П. выразила согласие с требованиями прокурора провести ремонтные работы по песчано-гравийной подсыпке дороги в районе <адрес>, разработать проект водоотведения и водоснабжения и произвести строительство станции водоподготовки на артезианской скважине по <адрес> в 2012-2013 г.г., обеспечить уличное освещение по указанной улице, включая обязанность по формированию и подаче заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям; требования прокурора принять первичные меры пожарной безопасности не признала, пояснив, что, так как они сформулированы в исках, а именно: обеспечить улицу источником водоснабжения и обустроить дорогу достаточной ширины для проезда пожарных автомобилей, - их исполнение будет осуществлено при проведении ремонтных работ дороги, обеспечении водоснабжения и строительстве станции водоподготовки на названной артезианской скважине.

Представитель ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» и филиала ОАО «МРСК Центра»-«Смоленскэнерго» по доверенностям Савельев А.Б. указал, что если поступит от Администрации города заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям уличного освещения по <адрес> <адрес>, то они за свой счет смонтируют панель управления наружного освещения на трансформаторной подстанции - ТП-764.

Представитель третьего лица СМУП «Горводоканал» по доверенности Журова О.В. поддержала требования о понуждении Администрации г. Смоленска разработать проект водоотведения и водоснабжения и произвести строительство станции водоподготовки на артезианской скважине по <адрес> в 2012-2013 г.г..

Третье лицо Администрация Заднепровского района г. Смоленска в адресованном суду заявлении (л.д.163) ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В предыдущих судебных заседаниях ее представитель по доверенности Романькова Е.П. выразила мнение о необходимости выполнения Администрацией города ремонта дороги в районе <адрес>, разработки проекта водоотведения и водоснабжения и строительства станции водоподготовки на артезианской скважине по <адрес> в 2012-2013 г.г., обеспечения уличного освещения, считая, что требования прокурора принять первичные меры пожарной безопасности, как они сформулированы в исках, будут исполнены проведением ремонтных работ дороги, обеспечением водоснабжения и строительством станции водоподготовки на вышеназванной артезианской скважине.

Третье лицо управление архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска по доверенности Кулик Н.С. ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.134, 135)

Третье лицо Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности в суд представителя не направил; в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ его представитель по доверенности Васильчиков В.П. пояснил, что для обеспечения наружного освещения <адрес> администрация города должна подать заявку в сетевую организацию на технологическое присоединение к электрическим сетям, оплатив ее, заключить договор, а ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра»-«Смоленскэнерго» за счет своих средств обязано смонтировать панель управления наружного освещения на трансформаторной подстанции. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим лицом; заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Как следует из п.5, п.27 ч.1 ст. 16 ФЗ от 16.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, освещения улиц, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.

Пунктом 6 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257 –ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ст. 3 этого Закона дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6); содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12); элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (п.5).

Из статьи 41 Устава города Смоленска, принятого решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 года № 164 (с изменениями) решение указанных выше вопросов, в том числе содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Смоленска, а также иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, организация в границах города Смоленска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения города Смоленска, водоотведения, снабжения населения топливом и организация освещения улиц, относится к компетенции Администрации города Смоленска.

В соответствии с п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 (с изменениями), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Согласно п.3.1.1, п. 4.6 (4.6.1-4.6.5) Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятого постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью; наружное освещение обеспечивается включением наружных осветительных установок, его следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк, доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%, при этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим; допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел/ч и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед/ч, отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.

В силу п.4.5.1.1-4.5.1.3, 4.6.1.13-4.6.1.15 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.09.2007 г. № 270-ст, тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов; в населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений, располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны. Наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20лк, а отключают - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10лк, в темное время суток при интенсивности движения пешеходов менее 40чел./ч и транспортных средств в обоих направлениях менее 50ед./ч допускается снижение уровня наружного освещения путем отключения 50% светильников или при помощи регулятора светового потока.

В соответствии с Правилами благоустройства города Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от 27 февраля 2004 г. N 800
(с изменениями) благоустройство города обеспечивается администрацией города, оно включает: подготовку территорий к застройке, устройство внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек; содержание в надлежащем состоянии дорог, мостов, сетей уличного освещения. Содержание дорог - это комплекс работ, в результате которых поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние дороги, дорожных сооружений, полосы отвода, элементов обустройства дороги, организации и безопасности движения, отвечающих требованиям ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (п. п. 1.6, 1.8). Содержание территорий города включает в себя текущий ремонт дорог, тротуаров, искусственных сооружений, опор уличного освещения и контактной сети (п. 1.10.). Улицы, дороги, площади, набережные, мосты, бульвары и пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории, территории жилых кварталов, микрорайонов, жилых дворов секционной и сблокированной застройки, а также арки входов, номерные знаки жилых и общественных зданий, дорожные знаки и указатели должны освещаться в темное время суток (п. 2.2.1). Размещение уличных фонарей, торшеров, других источников наружного освещения в сочетании с застройкой и озеленением должно способствовать созданию криминально-безопасной среды, не создавать помех участникам дорожного движения. Особое внимание необходимо уделять освещенности основных пешеходных направлений, прокладываемых через озелененные территории парков, жилых кварталов, путей движения школьников, инвалидов и пожилых людей (п. 2.2.2).

Статьями 67 и 68 Федерального закона от 22 июля 2008г. N123-ФЗ
"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям, сооружениям и строениям на расстояние не более 50 метров, ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 6 метров, конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей. На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения.

В судебном заседании установлено: решениями Смоленского городского Совета 24-ой сессии 3-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ и 30-ой сессии 3-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект границ малоэтажной застройки в районе <адрес>, новым улицам присвоены названия, среди образованных имеется <адрес>; в 2006 году разработан проект жилой застройки, в котором предусмотрено благоустройство территории с использованием имеющихся транзитного водопровода, линий электропередач (л.д. 109-119).

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленному ст. государственным инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Смоленской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, по <адрес> выявлены недостатки в содержании дороги, а именно: просадки, выбоины проезжей части, отсутствуют тротуары и освещение. К акту приложена фототаблица дороги по улице (л.д.21-27).

Из акта комиссионного обследования дороги по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что дорога имеет достаточную ширину для организации двухстороннего движения и обустройства одностороннего тротуара, в связи с ведением индивидуального жилищного строительства требуется проведение ремонтных работ по песчано-гравийной подсыпке дороги; на улице имеется воздушная линия наружного освещения, установлены светильники на расстоянии друг от друга 60-70 метров; для подключения уличного освещения требуется смонтировать панель управления наружного освещения на трансформаторной подстанции - <данные изъяты> (л.д. 53).

Решением Смоленского городского Совета 25-ой сессии 4-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ утверждена инвестиционная программа СМУП «Горводоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения города Смоленска, которой предусмотрено строительство станции водоподготовки на артезианской скважине по <адрес> (л.д.54-57).

По инвентарной карточке объекта основных средств трансформаторная подстанция - <данные изъяты> <адрес> принадлежит филиалу ОАО «МРСК Центра»-«Смоленскэнерго» (л.д.137-138).

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004г. N861 (с изменениями), определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее-технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (п.1). Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, обратившимися всетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить вотношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия потехнологическому присоединению (п.3). Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением (п.6). Правила устанавливают процедуру технологического присоединения, которая определяет подачу заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение (п.7); заявка направляется заявителем в сетевую организацию в 2экземплярах письмом с описью вложения. Заявитель вправе представить заявку через уполномоченного представителя, а сетевая организация обязана принять такую заявку (п.8). В связи с присоединением новых мощностей замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения дляобеспечения надежности и качества электрической энергии обязательны дляисполнения сетевой организацией за счет ее средств (п.25.1).

Исследованные судом доказательства подтверждают доводы прокурора Заднепровского района г. Смоленска о том, что Администрацией города Смоленска не предпринимались должные меры по содержанию автомобильной дороги в районе <адрес> в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, по обеспечению уличного освещения, водоотведению и водоснабжению, как установлено законом. Таким образом, нарушаются права граждан на безопасные условия движения, благоприятные условия проживания, и требования прокурора о понуждении ответчика к принятию мер по устранению указанных нарушений обоснованно, следует обязать Администрацию г. Смоленска провести ремонтные работы по песчано-гравийной подсыпке дороги в районе <адрес>, разработать проект водоотведения и водоснабжения и произвести строительство станции водоподготовки на артезианской скважине по <адрес> в 2012-2013 г.г., обеспечить уличное освещение по указанной улице, включая обязанность по формированию и подаче заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям.

Требования иска о соблюдении Федерального закона от 22 июля 2008г. N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" относительно обеспечения в зоне малоэтажной жилой застройки подъезда пожарной техники к зданиям, ширины проезда и наличия источников наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения будут удовлетворены при исполнении администрацией города вышеперечисленных мероприятий.

Названными Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств … предусмотрено в обязанностях сетевой организации выполнение различных мероприятий: модернизация оборудования, увеличение мощности трансформаторов и другие, - за счет своих средств для выполнения условий договора технологического присоединения, поэтому суд находит удовлетворить требование прокурора о понуждении ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра»-«Смоленскэнерго» смонтировать панель управления наружного освещения на трансформаторной подстанции.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию г. Смоленска провести ремонтные работы по песчано-гравийной подсыпке дороги в районе <адрес>, разработать проект водоотведения и водоснабжения и произвести строительство станции водоподготовки на артезианской скважине по <адрес> в 2012-2013 г.г., обеспечить уличное освещение по указанной улице, включая обязанность по формированию и подаче заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям.

Обязать ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра»-«Смоленскэнерго» смонтировать панель управления наружного освещения на трансформаторной подстанции - <данные изъяты> <адрес>.

Взыскать с ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра»-«Смоленскэнерго» в доход бюджета госпошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд г. Смоленска в течение десяти дней.

Председательствующий: