2011.12.14-решение по делу о признании незаконными решений и устава общественной организации



Дело № 2- 2102 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 декабря 2011 года. Заднепровский районный суд г. Смоленска

в составе: председательствующего судьи Гирсенок Т.Н.,

при секретаре Морозовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лубов Г.К. к общественной организации «Смоленское областное общество охотников и рыболовов» о признании незаконными его решений и устава,

УСТАНОВИЛ:

Лубов Г.К. обратился в суд с исками от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ к общественной организации «Смоленское областное общество охотников и рыболовов» (далее – Общество) и его структурным подразделениям в Ельнинском, Духовщинском и Краснинском районах Смоленской области о признании незаконными решений Общества, принятых ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> конференции общественной организации, указывая, что все общие собрания структурных подразделений Общества, не имеющих статуса юридического лица, проводились незаконно, не имели кворума, не вправе были выдвигать делегатов на <данные изъяты> конференцию, поэтому у делегатов отсутствовали полномочия для принятия нового устава Общества, избрания правления, принятия и других решений, считает все решения названной конференции незаконными и подлежащими отмене. Оспаривает решения конференции и по причине того, что не была проведена замена охотничьих билетов, назначена дата конференции прежним председателем Общества ФИО14 в период, когда истек срок его полномочий, решения принимались на конференции открытым голосованием без обсуждения кандидатур избираемых членов правления и ревизионной комиссии, а устав принят без предварительного его обсуждения в первичных организациях Общества. Просит ввести конкурсное управление Обществом, провести общее собрание всех членов его, принять новый устав, избрать руководящие органы (л.д.2-5, 85-88, 154-160).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц структурные подразделения Общества в Ельнинском, Духовщинском, Вяземском и Краснинском районах Смоленской области (л.д.76, 110-113).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены структурные подразделения Общества в Ельнинском, Духовщинском и Краснинском районах Смоленской области (л.д.168).

Истец Лубов Г.К. в адресованном суду ходатайстве заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить и рассмотреть дело без его участия (л.д.183).

Представители ответчиков Общества и его структурных подразделений в Ельнинском, Краснинском районах Евстигнеев А.В. (л.д.20, 130, 131), председатель Общества Шишкин А.Н. и руководитель структурного подразделения Общества в Духовщинском районе Красилов Н.П. в судебном заседании исковые требования Лубова Г.К. не признали. Евстигнеев А.В. и Шишкин А.Н. суду пояснили, что в соответствии с уставом Общества на заседании правления ДД.ММ.ГГГГ были определены дата проведения <данные изъяты> конференции общественной организации - ДД.ММ.ГГГГ – и норма представительства от структурных подразделений один делегат от каждых 200 членов Общества, и по одному делегату от подразделений, имеющих численность менее 200 человек. Вопрос о принятии устава был снят с повестки конференции, так как его новая редакция не обсуждалась в первичных организациях. На конференцию было избрано 58 делегатов, но при проверке их полномочий мандатной комиссией, которая изучила протоколы общих собраний структурных подразделений Общества в районах области, собраний охотколлективов, выявила нарушения, и по результатам ее работы были отстранены от участия в конференции 7 делегатов, это решение было утверждено конференцией, полномочия 51 делегата были подтверждены. Избрание правления, ревизионной комиссии и другие решения принимались в соответствии с положениями устава, простым большинством голосов. Срок полномочий председателя Общества определен в 5 лет, избрание правления и его председателя решается на конференции и на первом заседании правления, иных оснований для прекращения полномочий председателя уставом не предусмотрено. В г. Смоленске имеются первичные организации - охотколлективы на предприятиях города, два из них более многочисленные «Охотник» и «Центральный», от них избирались выборщики, которые на своем собрании избрали делегатов на конференцию от членов Общества, проживающих в г. Смоленске и Смоленском районе, состоящих на учете в образованном в 80-е годы АУП, где зарегистрировано 1980 членов.

Красилов Н.П. суду пояснил, что он был членом правления Общества, на его заседании ДД.ММ.ГГГГ были определены дата проведения <данные изъяты> конференции общественной организации - ДД.ММ.ГГГГ – и норма представительства от структурных подразделений один делегат от каждых 200 членов Общества, и по одному делегату от подразделений, имеющих численность менее 200 человек. На общем собрании структурного подразделения Общества в Духовщинском районе его и ФИО8 избрали делегатами конференции, но из-за недостатков в оформлении протоколов проведения собраний в первичных организациях охотколлективов мандатной комиссией не были признаны их полномочия на участие в работе конференции, но с учетом численности Общества кворум был обеспечен, решения принимались в соответствии с уставом большинством голосов делегатов, он (Красилов Н.П.) решения не оспаривает, считает их законными.

Представитель третьего лица Вяземского структурного подразделения Общества Ильин А.И. в заявлении суду выразил согласие с иском Лубова Г.К., просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что Вяземское структурное подразделение является юридическим лицом, называется Вяземским районным обществом охотников и рыболовов (л.д.123).

Представитель ответчика Ельнинского структурного подразделения Общества Захаренков В.Ф. в ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что принятые на <данные изъяты> конференции общественной организации решения законны (л.д.130).

Представитель ответчика Краснинского структурного подразделения Общества Котиков В.З. в адресованном суду заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что принятые на <данные изъяты> конференции Общества решения законны, подтвердил правомерность избрания у них на общем собрании делегатом на конференцию Шишкина А.Н., обосновав это тем, что тот длительное время проживал на территории Краснинского района и был членом Общества в их структурном подразделении, отзывался положительно о его работе (л.д.131).

Исследовав письменные доказательства, выслушав представителей ответчиков, показания свидетелей, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ
"О некоммерческих организациях"(с изменениями) высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются: коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации; общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза). Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об этих организациях (объединениях). Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана. К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

изменение устава некоммерческой организации;

определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

участие в других организациях;

реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, предусмотренных абзацами пятым - восьмым настоящего пункта.

Вопросы, предусмотренные абзацами вторым - четвертым и девятым настоящего пункта, относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.

Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов. Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

В силу ст. 30 настоящего закона исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации.

В соответствии со ст. 5, 7 и 8 Федерального закона №82-ФЗ от 19.05.1995 г. «Об общественных объединениях» (с изменениями) под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели). Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Статьей 20 настоящего закона установлено, что устав общественного объединения должен предусматривать:

1) название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Устав общественного объединения может содержать описание символики данного объединения. В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законам.

В судебном заседании установлено, по выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ видно, что общественная организация «Смоленское областное общество охотников и рыболовов» была зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции РФ по Смоленской области, является действующей, ее учредитель - Общероссийское объединение Российская ассоциация общественных объединений охотников и рыболовов (Росохотрыболовсоюз), ее постоянно действующий руководящий орган правление, председатель правления Шишкин Александр Николаевич, имеет обособленные подразделения в районах Смоленской области, их 24 (л.д. 12-18).

Из устава Общества усматривается, что он принят ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> конференцией, изменения и дополнения внесены ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> конференции, ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> конференции; что Общество является членом Росохотрыболовсоюз, юридическим лицом, имеет 24 структурных подразделения в районах области, в состав могут входить районные общественные организации с правом юридического лица. Высшим органом является конференция, созываемая правлением один раз в пять лет; делегаты на конференцию избираются на собраниях структурных подразделений, число делегатов по норме определяется правлением; на конференции обязательно присутствие председателя правления и его заместителя; она правомочна при наличии более половины делегатов, избранных на конференцию. К исключительной компетенции конференции отнесено:

рассмотрение и принятие устава, внесение в него изменений и дополнений;

избрание правления и ревизионной комиссии, утверждение их отчетов;

реорганизация и ликвидация Общества;

избрание делегатов на съезды союза или Ассоциации;

рассматривать и другие вопросы, связанные с деятельностью Общества.

Решения по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции конференции, считаются принятыми, если за них проголосовало 50% плюс один голос присутствующих делегатов, и являются обязательными для структурных подразделений.

В период между конференциями общее руководство осуществляет правление, которое избирается на конференции в количестве 15 членов. Председатель правления избирается на первом заседании правления из числа его членов на альтернативной основе, открытым голосованием, срок его полномочий 5 лет. По решению конференции председатель правления может быть избран на альтернативной основе из числа членов правления открытым голосованием делегатов. Избранным считается кандидат, набравший большее количество голосов. Ревизионная комиссия избирается конференцией на срок пять лет в составе трех человек, из своего состава она избирает председателя. Реорганизация и ликвидация Общества осуществляется по решению конференции, если за него проголосовало 50% плюс один голос присутствующих делегатов; при ликвидации этим же решением назначается ликвидационная комиссия, определяются ее состав, полномочия, порядок работы и срок проведения ликвидации. Деятельность Общества может быть прекращена по решению судебных органов в установленном законом порядке (л.д. 67- 75).

Согласно протоколу заседания правления Общества от ДД.ММ.ГГГГ были определены дата проведения <данные изъяты> конференции общественной организации - ДД.ММ.ГГГГ – и норма представительства от структурных подразделений один делегат от каждых 200 членов Общества, и по одному делегату от подразделений, имеющих численность менее 200 человек. Данное решение принято единогласно (л.д.24-25). Решение правления доведено до сведения структурных подразделений Общества распоряжением председателя правления ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.135).

Из доклада мандатной комиссии <данные изъяты> отчетно-выборной конференции от ДД.ММ.ГГГГ и протоколов собраний первичных организаций следует, что проведена мандатной комиссией проверка протоколов собраний первичных организаций – охотколлективов и структурных подразделений Общества в районах области, в результате установлено при соблюдении нормы представительства на конференцию должно быть избрано 55 делегатов, фактически избрано 58 делегатов, прибыло для участия в работе 55 человек; признаны из-за нарушений в проведении собраний и оформлении их результатов недействительными протоколы Ельнинского и Духовщинского структурных подразделений; вследствие превышения нормы представительства два делегата от Вяземского структурного подразделения ФИО12 и ФИО13 исключены из числа делегатов, отмечено, что они не прибыли на конференцию; подтверждены полномочия 51 делегата решением конференции за ; за утверждение доклада мандатной комиссии, подтверждение полномочий 51 делегата и признание конференции правомочной проголосовало 41 чел., что составляет 75 % от 51 делегата, против 7, воздержалось 3. ФИО14 был избран делегатом на конференцию от членов Общества, проживающих в г. Смоленске и Смоленском районе, а ФИО2 – от Краснинского структурного подразделения (л.д.26-27, 35-66).

Протоколом подтверждается принятие решения об утверждении докладов правления и ревизионной комиссии, проголосовало за - 42 чел., что составляет 82 % от 51 делегата, против 7, воздержалось 2 (л.д.28).

По протоколу видно, что снят с рассмотрения конференцией вопрос о внесении изменений и дополнений в устав Общества, за такое решение проголосовало 42 чел., что составляет 82 % от 51 делегата, против 7, воздержалось 2 (л.д.29).

Решением конференции за принято провести избрание членов правления открытым голосованием, в список кандидатур внесено 15 человек, в том числе ФИО2 и ФИО14, проголосовало за - 41 чел., что составляет 80 % от 51 делегата, против не было, воздержалось 10 чел. (л.д.30).

Решением конференции () при открытом голосовании утверждено избрание председателем правления Общества ФИО2, проголосовало за - 41 чел., что составляет 80 % от 51 делегата, против не было, воздержалось 10 чел. (л.д.31).

Из протокола следует, что за избрание ревизионной комиссии в составе трех человек: ФИО16, ФИО17 и ФИО15, - при открытом голосовании принято решение единогласно (л.д.32).

Делегатами на ХIII съезд Ассоциации «Росохотрыболовсоюз» решением за при открытом голосовании за каждого кандидата отдельно избраны ФИО2 и ФИО14, по каждой кандидатуре проголосовало за - 41 чел., что составляет 80 % от 51 делегата, против не было, воздержалось 10 чел.(л.д.33).

Единогласно избрана дисциплинарно-товарищеская комиссия в составе трех человек (решение на л.д.34).

Принятие перечисленных решений на конференции подавляющим большинством голосов, обсуждение их делегатами в процессе своей работы, снятие с рассмотрения вопроса о внесении в устав изменений и дополнений, избрание 15 членов правления, и на первом заседании правления избрание на альтернативной основе из двух кандидатур ФИО14 и ФИО2 председателем последнего, утверждение решением конференции избрание председателем правления Общества ФИО2, - подтвердили в суде свидетели: ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО14, ФИО19, ФИО20.

Согласно письму руководителя Сафоновского структурного подразделения общества от ДД.ММ.ГГГГ ФИО21 избрание делегатов на конференцию проводилось на собраниях первичных охотничьих коллективов, утверждение ФИО19 о том, что у них в районе не проводились собрания по избранию делегатов не соответствует действительности, подтвердил законность принятых на <данные изъяты> конференции решений (л.д.197).

Из писем начальника Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ видно, что выданные до ДД.ММ.ГГГГ охотничьи билеты и членские охотничьи билеты в соответствии с п. 13.1 ст. 71 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ –ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов …», срок действия которых не истек, действуют до ДД.ММ.ГГГГ, в Департаменте отсутствует реестр охотников Общества (л.д.97, 125).

По справкам Общества от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ в нем состоит 12200 членов, на ДД.ММ.ГГГГ было 12175 человек (л.д.202-203).

В соответствии с требованиями вышеприведенных законодательных актов, положениями устава Общества решением правления определены дата проведения <данные изъяты> конференции и норма представительства, а не единолично председателем, как указывает истец.

Исходя из установленной нормы представительства - один делегат от каждых 200 членов Общества, при его численности на ДД.ММ.ГГГГ 12175 членов, допускалось избрание делегатов в количестве 61 человека (12175 : 200). На собраниях структурных подразделений Общества было избрано 58 делегатов, прибыло на конференцию согласно докладу мандатной комиссии 55 человек, подтверждены полномочия 51 делегата, которые и приняли участие в работе конференции. Таким образом, <данные изъяты> конференция была правомочна принимать решения, так как в ее работе принимало участие более половины избранных делегатов.

На конференции приняты решения: об утверждении доклада мандатной комиссии, за которое проголосовало 41 человек, то есть 75 % делегатов; об утверждении докладов правления и ревизионной комиссии, проголосовало за - 42 чел., что составляет 82 %; об избрании правления, за - 41 чел., 80 %; об утверждении избрания председателем правления Общества Шишкина А.Н., проголосовало за - 41 чел., что составляет 80 %; об избрании ревизионной комиссии и дисциплинарно-товарищеской комиссии – единогласно; об избрании делегатов на ХIII съезд Ассоциации «Росохотрыболовсоюз» проголосовало за выдвинутые кандидатуры 41 чел., что составляет 80 % от 51 делегата. Согласно уставу решения по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции конференции, считаются принятыми, если за них проголосовало 50% плюс один голос присутствующих делегатов, фактически вышеперечисленные решения конференцией принимались квалифицированным большинством голосов (не менее 3/4), поэтому суд находит, что требования истца об отмене этих решений не обоснованы и подлежат отклонению.

Лубов Г.К. заявлял об отмене принятого на <данные изъяты> конференции устава Общества, однако вопрос о внесении изменений и дополнений в устав снят с рассмотрения решением конференции, за которое проголосовало 42 чел., что составляет 82 % от 51 делегата.

Требование истца о введении конкурсного управления Обществом, которое обязать провести общее собрание всех его членов, где принять новый устав, избрать руководящие органы противоречит нормам Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ
"О некоммерческих организациях" и Федерального закона №82-ФЗ от 19.05.1995 г. «Об общественных объединениях», положениям его устава, следует в удовлетворении его отказать.

Суд находит безосновательными доводы истца об определении количества избираемых делегатов от числа членов Общества, оплативших взносы, для признания правомочности конференции, как несоответствующие положениям вышеназванных законов и устава общества.

Также суд считает не основанными на законе утверждения Лубова Г.К. о незаконности избрания делегатом Шишкина А.Н. от Краснинского структурного подразделения Общества, так как он на территории этого района не проживает, и делегатов от г. Смоленска, в том числе и ФИО14, ибо в нормативных документах не установлено требование о том, что избираемый делегат должен обязательно проживать на территории структурного подразделения, а согласно протоколу собрания выборщиков от охотколлективов города от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45), они избирали делегатов от 1980 членов Общества, проживающих в г. Смоленске и Смоленском районе, состоящих на учете в образованном в 80-е годы АУП. Исходя из положений устава, участие в конференции председателя правления ФИО14 обязательно; на правомочность конференции не может повлиять то, что не произведена замена охотничьих билетов и членских охотничьих билетов, ибо их действие в соответствии с ФЗ РФ от 24.07.2009 г. №209 –ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов …» продлено до 1 июля 2012 г..

При данных обстоятельствах суд полагает в удовлетворении исковых требований Лубову Г.К. отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Лубову Г.К. к общественной организации «Смоленское областное общество охотников и рыболовов» о признании незаконными его решений и устава отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд г. Смоленска в течение десяти дней.

Председательствующий: