Дело № 2 – 2387/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 декабря 2011 года Заднепровский районный суд города Смоленска в лице председательствующего судьи Осипова А.А., при секретаре Борисовой О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Смоленской региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей «Потребитель» в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными постановлений Администрации г. Смоленска, приказа ОАО «Жилищник», действий ОАО «Жилищник», ООО «ЖЭУ №19», СМУП «Горводоканал», МУП «Смоленсктеплосеть», СМУП «ВЦ ЖКХ», У С Т А Н О В И Л: Смоленская региональная общественная организация «Общество защиты прав потребителей «Потребитель» обратилась в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным постановления Администрации г. Смоленска от <адрес> года №<адрес> «Об установлении цен на услуги по опломбированию и постановке на учет индивидуальных приборов учета расхода холодной и горячей воды СМУП «Горводоканал» и МУП «Смоленсктеплосеть», а также о признании незаконными действий по взиманию платы за первичную опломбировку индивидуальных и общеквартирных приборов учета со стороны СМУП «Горводоканал», МУП «Смоленсктеплосеть», ОАО «Жилищник» и ООО «ЖЭУ №19». При этом заявитель утверждал, что действующим законодательством на потребителя коммунальных услуг обязанность по оплате опломбировки указанных приборов не возложена, подобные действия совершаются вопреки положениям пункта 1 статьи 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Кроме того, заявитель требует признать незаконными действия тех же лиц, а также действия СМУП «ВЦ ЖКХ», заключающихся в том, что с момента обращения потребителей в указанные организации и до момента опломбировки приборов учета расчет платы за коммунальные услуги производится по установленным нормативам, а не с учетом показаний приборов учета. Также заявитель предъявил требование о признании незаконными действий вышеперечисленных организаций по ведению расчетов оплаты коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению при наличии приборов учета опять же по нормативам в период проведения ремонта, замены, проверки указанных приборов за период, не превышающий 30-ти дней (л.д. 2-5). Затем заявитель, имея в виду те же обстоятельства, дополнительно предъявил требования о признании незаконным приказа ОАО «Жилищник» от <адрес> года №<адрес>, а также о признании незаконным постановления Администрации г. Смоленска от <адрес> года №<адрес> «Об установлении цен на услуги по опломбированию и постановке на учет приборов учета расхода холодной и горячей воды СМУП «Горводокнал» и МУП «Смоленсктеплосеть» (л.д. 86-89). В судебном заседании представитель заявителя Савук С.И. требования поддержал, вышеприведенные доводы подтвердил. Представитель Администрации г. Смоленска Мишуренкова Е.П. требования не признала и пояснила, что Администрация города, принимая оспариваемые постановления, действовала в рамках полномочий, предоставленных ей Городским Советом. Представитель другого ответчика, ОАО «Жилищник», Азаров М.П. иск не признал и пояснил, что данная организация предоставляет потребителям услуги по установке приборов учета расхода потребляемой холодной и горячей воды, техническому осмотру и вводу прибора в эксплуатацию, в связи с чем установлен тариф именно за эти услуги. Отдельного тарифа за опломбирование указанных приборов в ОАО «Жилищник» не установлено. Представитель МУП «Смоленсктеплосеть» Азарова О.М. иск также не признала, ссылаясь на то, что указанная организация является муниципальной, должна действовать и действует в соответствии с постановлением Администрации г. Смоленска. Из объяснений представителя ответчика, ООО «ЖЭУ №19», Новикова А.Г. следует, что им исковые требования не признаются по той причине, что данное предприятие, выполняя функции управляющей организации, само опломбированием приборов учета не занимается, заключило договоры на обслуживание жилищного фонда с ОАО «Жилищник». Представитель ответчика, СМУП «Горводоканал», Журова О.В. в судебное заседание не явилась, письменно ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие и сообщила о наличии возражений против удовлетворения вышеприведенных исковых требований (л.д. 32-35, 147-148, 224). Не явилась в судебное заседание также и представитель СМУП «ВЦ ЖКХ» Осипенкова О.В., представив в суд письменное заявление, содержащее просьбу о рассмотрении дела в ее отсутствие и возражения на иск (л.д. 25-26, 47, 225). Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления уставных целей вправе обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей). Постановлением Администрации города Смоленска от <адрес> года №<адрес> были установлены цены на услуги по опломбировке и постановке на учет индивидуального прибора учета расхода холодной воды Смоленскому муниципальному унитарному предприятию «Горводоканал» и горячей воды муниципальному унитарному предприятию «Смоленсктеплосеть» для населения (л.д. 14, 216). Постановлением Администрации города Смоленска от <адрес> года №<адрес> (пункт 1.1.) была установлена цена на услугу по опломбированию и постановке на учет дополнительного индивидуального прибора учета расхода горячей и холодной воды СМУП «Горводоканал» и МУП Смоленсктеплосеть» для населения (л.д. 217). Администрация города Смоленска осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом, решениями Смоленского городского совета (часть 1 статьи 40 Устава города Смоленска). Администрация города Смоленска, помимо полномочий, прямо перечисленных в Уставе города, осуществляет и иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом и нормативными правовыми актами Смоленского городского Совета (абзац последний части 1 статьи 41 Устава города Смоленска). В вышеупомянутом постановлении Администрации города Смоленска имеется ссылка на решение Смоленского городского Совета от 30 июня 2004 года №878, которым Администрации города переданы полномочия по установлению (согласованию) тарифов на отдельные виды услуг, оказываемых муниципальными предприятиями и учреждениями города, включая услугу по приемке и опломбированию приборов учета горячей и холодной воды для населения. Впоследствии данные полномочия Администрации города Смоленска подтверждались решениями Смоленского городского Совета от 26 октября 2007 года №673, от 24 апреля 2009 года №1127, от 29 октября 2010 года №173. Таким образом, поскольку оспариваемые постановления Администрацией города приняты в рамках предоставленных ей в установленном порядке полномочий, оснований для удовлетворения требования о признании этих постановлений Администрации города незаконными (противоречащими действующему законодательству), а также требования о признании незаконными действий по взиманию платы за опломбирование и постановку на учет индивидуальных приборов учета не имеется. Следует учитывать также, что в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома должны быть оснащены как коллективными (общедомовыми) приборами учета, так и индивидуальными (пункт 5 статьи 13). Из приказа Минрегиона РФ от 2 сентября 2010 года №394 «Об утверждении Примерной формы перечня мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов» следует, что установка индивидуального прибора системы учета энергии производится за счет средств собственника жилья (нанимателя) на основании договора со специализированной организацией. Представитель заявителя в ходе судебного разбирательства сослался на положения статьи 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» о том, что приборы учета воды, сточных вод опломбируются ресурсоснабжающей организацией без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование приборов производится повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц. Между тем, данный закон вступает в силу лишь с 1 января 2013 года. В ходе судебного разбирательства не подтвердилось, что ОАО «Жилищник» установило тариф для потребителей за опломбирование индивидуальных приборов учета. Оспариваемым приказом от <адрес> года №<адрес> утвержден прейскурант цен по установке и обслуживанию приборов учета для населения (л.д. 81-83). Следовательно, не подлежит удовлетворению заявление общественной организации также и в части, касающейся признания незаконными данного приказа и соответствующих действий ОАО «Жилищник». Пункт 2 статьи 13 вышеуказанного Федерального закона от 23 ноября 2009 года содержит правило о том, что приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Данная норма свидетельствует о том, что законодатель допускает разрыв во времени между установкой приборов учета, вводом их в эксплуатацию и началом их применения, когда размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний этих приборов, ввиду чего довод заявителя о том, что расчет размера платы по показаниям прибора должен осуществляться с момента сообщения потребителя ресурсоснабжающей организации об установке прибора учета, нельзя признать обоснованным. Согласно пункту 32 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в период осуществления ремонта, замены, поверки индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета, не превышающий 30 календарных дней, объемы (количество) потребления холодной воды, горячей воды, отведенных бытовых стоков для расчета размера платы за коммунальные услуги исчисляются как среднемесячное потребление коммунальных ресурсов и среднемесячный объем отведенных бытовых стоков, определенные по указанному прибору за последние 6 месяцев, а если период работы индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не выше нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг. Судом не установлено, что в вышеуказанный период объемы (количество) потребления холодной и горячей воды, отведенных бытовых стоков исчисляются только по нормативам потребления соответствующих коммунальных услуг. Никто из ответчиков данное обстоятельство не признал, соответствующих доказательств по делу не представлено, в связи с чем не может быть удовлетворено, кроме того, требование о признании незаконными действий по ведению расчетов оплаты коммунальных услуг по нормативам потребления. Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Отказать в удовлетворении заявления Смоленской региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей «Потребитель» в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными постановлений Администрации г. Смоленска, ОАО «Жилищник», действий ОАО «Жилищник», ООО «ЖЭУ №19», СМУП «Горводоканал», МУП «Смоленсктеплосеть», СМУП «ВЦ ЖКХ». Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через районный суд в течение 10 дней. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ