2011.04.08 - Решение о признании права собственности на самовольную постройку



Дело № 2 - 742

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 апреля 2010 года

Заднепровский районный суд г. Смоленска

Судья Штейнле А.Л. при секретаре Домнич М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гущина В.А. и Гущиной М.К. к Администрации г. Смоленска о признании права собственности на самовольную постройку,

Установил:

Гущин В.А. и Гущина М.К. обратились в суд с иском к Администрации г. Смоленска о признании за ними права собственности на самовольную постройку - жилой дом №, общей площадью – 118 кв. м, в том числе жилой – 80,2 кв. м, расположенный по <адрес>, сославшись на то, что указанный дом им принадлежит на праве долевой собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом № Смоленской государственной нотариальной конторы города Смоленска 02.10.2011 г. за р № 1-1396.

В целях комфортности проживания и благоустройства занимаемого ими жилого дома, без оформления разрешающих документов были произведены реконструкция, перепланировка и переустройство, которые заключались в том, что в не отапливаемой пристройке размерами в плане 6,10х1,72 м заложен дверной проем, в помещении площадью 11,1 кв. м. установлены газовая плита, мойка и газовый отопительный аппарат с водяным контуром, между помещениями площадью 7,9 кв. м. и 22,9 кв. м. демонтирована часть перегородки, в помещении площадью 16,2 кв. м. заложен дверной проем, а из оконного проема сделан дверной проем, со стороны входа в строение демонтирована не отапливаемая пристройка в легких конструкциях размерами в плане 1,40х1,40 м и два помещения площадями 11,8 кв. м. и 8,8 кв. м, на ее месте возведена капитальная Г-образная пристройка размерами в плане 10,88х7,19 м, в которой размещены следующие помещения: санузел (4,8 кв. м.), коридор (8,3 кв. м.), кухня (11,3 кв. м.) жилая комната (15,1 кв. м.), в кухне установлены газовая плита, мойка и газовый отопительный аппарат с водяным контуром, в санузле установлены ванна, унитаз и умывальник, выполнена отделка всех помещений.

Объемно-планировочное решение строения № после реконструкции, перепланировки и переустройства, соответствует нормам действующего СНиП 31-02-2001 г. «Дома жилые одноквартирные», требованиям п.2 п.2.2, п. 2.7 и 2.8 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Данные реконструкция, перепланировка и переустройство строения не повлекли за собой нарушение несущей способности конструкции здания в целом, не представляют собой угрозу жизни и здоровью граждан, но влекут изменения технико-экономических показателей по строению и составу его помещений, общая площадь строения стала составлять 118 кв. м., в том числе, жилая площадь – 80,2 кв. м.

В судебном заседании истец Гущин В.А. и представитель истицы Гущиной М.К., Гущина Л.А. требования и изложенные в заявлении доводы поддержали.

Представитель ответчика Администрации г. Смоленска в судебное заседание не явилась. Просила рассмотреть данное гражданское дело без ее участия, указав, что у Администрации города нет возражений по существу иска.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика.

Заслушав истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В силу пункта 1 статьи 222 ГК РФ жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество созданные на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданный без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой.

Как видно из дела, Гущину В.А. и Гущиной М.К. согласно копий свидетельства о праве на наследство по закону и технического паспорта на жилой дом на праве собственности в равных долях каждому принадлежит жилой дом №, общей площадью 100,1 кв. м., в том числе жилой – 77,9 кв. м. Дом № при переходе права собственности в порядке наследования, был расположен на земельном участке, общей площадью 763 кв. м, находящемся в бессрочном пользовании у наследодателя ФИО1 по <адрес> (копия свидетельства л.д. 19, 20). В настоящее время, согласно, кадастровому паспорту земельного участка от 17.01.2011 г., истцы фактически пользуются земельным участком, с кадастровым №, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, площадью 838 кв. м. (копия кадастрового паспорта л.д. 8,9).

Указанный дом принадлежит истцам на праве собственности в связи с принятием наследства за Гущиным А.П., у которого в бессрочном пользовании находился земельный участок под домом.

Согласно, п. 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. В соответствии со ст. 37 ЗК РСФСР, положения которой применялись к сделкам, совершенным до введения в действие ЗК РФ, при переходе права собственности на строение, сооружение вместе с этими объектами переходит и право пожизненного наследуемого владения или право пользования земельным участком.

В силу п. 1 ст. 35 ЗК РФ, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Это означает, что при переходе прав собственности на строение истцам перешло от наследодателя и право на земельный участок на тех же условиях и в том же объеме, что и у прежнего собственника строения Гущина А.П., то есть в данном случае право бессрочного пользования.

В данном жилом доме, в целях повышения уровня благоустройства занимаемого ими жилого дома, без оформления разрешающих документов были произведены реконструкция, перепланировка и переустройство, которые заключались в том, что в не отапливаемой пристройке размерами в плане 6,10х1,72 м заложен дверной проем, в помещении площадью 11,1 кв. м. установлены газовая плита, мойка и газовый отопительный аппарат с водяным контуром, между помещениями площадью 7,9 кв. м. и 22,9 кв. м. демонтирована часть перегородки, в помещении площадью 16,2 кв. м. заложен дверной проем, а из оконного проема сделан дверной проем, со стороны входа в строение демонтирована не отапливаемая пристройка в легких конструкциях размерами в плане 1,40х1,40 м и два помещения площадями 11,8 кв. м. и 8,8 кв. м, на ее месте возведена капитальная Г-образная пристройка размерами в плане 10,88х7,19 м, в которой размещены следующие помещения: санузел (4,8 кв. м.), коридор ( 8,3 кв. м.), кухня (11,3 кв. м.) жилая комната (15,1 кв. м.), в кухне установлены газовая плита, мойка и газовый отопительный аппарат с водяным контуром, в санузле установлены ванна, унитаз и умывальник, выполнена отделка всех помещений.

В результате выполненных работ общая площадь жилого дома стала составлять 118 кв. м., в том числе жилая – 80,2 кв. м. (л.д. 21,22).

После выполнения реконструкции, перепланировки и переустройства дома, приведшей к изменению его конфигурации и размера, жилой дом в установленном порядке в эксплуатацию не вводился, соответствующий акт не выдавался.

Данные обстоятельства указывают, что данный объект недвижимости является самовольной постройкой и расположен на земельном участке, находящемся во владении и пользовании истцов на законных основаниях.

В соответствии с пунктом 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно заключению ООО ППП «<данные изъяты>» от 02.02.2011 г. реконструкция, перепланировка и переустройство жилого дома выполнены в соответствии с нормами действующего СНиП 31-02-2001 г. «Дома жилые одноквартирные», не повлекли за собой нарушение несущей способности конструкции здания в целом, не представляют собой угрозу жизни и здоровью граждан (л.д. 27-29). Из заключения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» следует, что спорное строение соответствует требованиями п.2 п.2.2, п. 2.7 и 2.8 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (л.д. 30),

Поэтому, при указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что данная самовольная постройка не нарушает чьи-либо права и охраняемые законом интересы, и на жилой дом № общей площадью 118 кв. м, в том числе жилой – 80,2 кв. м, расположенный по <адрес> на земельном участке площадью 838 кв. м с кадастровым №, за Гущиным В.А. и Гущиной М.К. может быть признано право общей долевой собственности в равных долях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать за Гущиным В.А. и Гущиной М.К. право общей долевой собственности (в равных долях по 1/2 доли за каждым) на жилой дом №, общей площадью – 118 кв. м, в том числе жилой площадью – 80,2 кв. м, расположенный по <адрес>, на земельном участке площадью 838 кв. м с кадастровым №.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья А.Л. Штейнле