Дело № 2 -627
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2011 года
Заднепровский районный суд города Смоленска
в составе председательствующего судьи Хананеевой В.В.,
при секретаре Шульковой В.В.,
с участием представителя истца Сотченковой Л.Н.,
представителя ответчика Андреевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Г.И. к Администрации г. Смоленска о понуждении к утверждению схемы расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ
Васильева Г.И. обратилась с иском к Администрации г. Смоленска о признании права собственности на земельный участок площадью 590 кв.м, расположенный по <адрес>.
В уточненном заявлении просит обязать Администрацию г. Смоленска утвердить схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории (л.д.21).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее Департамент) (л.д.1).
В судебное заседание Васильева не явилась.
Представитель истца Сотченкова Л.Н. иск поддержала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Департамент разрешил Васильевой формирование земельного участка по <адрес>, площадью от 400 кв. м до 800 кв.м в целях дальнейшего предоставления в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства (далее ИЖС). По заданию истицы ООО «<данные изъяты>» изготовило схему расположения земельного участка площадью 590 кв. м на кадастровом плане территории. Однако Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска было отказано в согласовании схемы ввиду изменения зоны Ж5 на зону Р3, которая не предусматривает индивидуальное жилищное строительство. Истица считает отказ необоснованным, поскольку вопрос о предоставлении земельного участка разрешен Департаментом до изменения территориального зонирования. Рядом со спорным участком располагаются земельные участки с индивидуальными жилыми домами.
Представитель ответчика Администрации г. Смоленска Андреева О.В. иск не признала и пояснила, что утверждение схемы расположения земельного участка, утверждение правил землепользования и застройки отнесено к компетенции Администрации г. Смоленска, следовательно, и при наличии разрешения Департамента ответчик вправе отказать в утверждении схемы в случае невозможности расположения участка на местности. Истица обратилась в Администрацию г. Смоленска в период действия Правил землепользования и застройки г. Смоленска в редакции от 09.11.2011 года. После изменения территориального зонирования спорный земельный участок располагается на границе территориальных зон Р1 и Р3, что запрещено градостроительными нормами.
Представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в судебное заседание не явился, письменно сообщил, что истице было разрешено формирование земельного участка, при наличии утвержденной схемы земельный участок может быть предоставлен в собственность (л.д.13-15).
Выслушав объяснения представителей истицы и ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит иск обоснованным.
В соответствии с п.п.1, 2 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность за плату, а также бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п.1, 4 ст. 1, ст. 2 Закона Смоленской области от 10 июня 2003г. N23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность ветеранам труда, инвалидам и другим категориям граждан, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства, осуществляется бесплатно и в соответствии с настоящим областным законом - однократно.
Васильева является ветераном труда, проживает в г. Смоленске, и потому вправе приобрести в собственность бесплатно земельный участок для ИЖС.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для ИЖС по <адрес> в месте, изображенном на схеме. Решением от ДД.ММ.ГГГГ Департамент предложил Васильевой представить утвержденную Администрацией г. Смоленска схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, площадью от 400 до 800 кв.м в пределах одной территориальной зоны Ж5 (л.д.5).
В письме от ДД.ММ.ГГГГ Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска отклонило от согласования схему расположения земельного участка №-д по <адрес>, площадью 590 кв.м, изготовленную ООО «<данные изъяты>», ввиду изменения территориального зонирования, при котором ИЖС не допускается (л.д.9).
Суд считает действия ответчика незаконными, нарушающими права истицы.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с Законом Смоленской области от 8 февраля 2007г. N1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске", постановлениями Администрации Смоленской области от 29 апреля 2008г., от 09.12.2008 года распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Смоленской области, а также земельными участками в городе Смоленске, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
В силу норм Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, проводятся работы по его формированию, орган местного самоуправления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, на основании которой осуществляется государственный кадастровый учет (ст. ст. 30, 34, 36 ЗК РФ).
Процедура предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в г. Смоленске установлена ч. 2 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009г. N243 (далее – Порядок организации работы).
В соответствии с п. 2.3-2.6 указанного нормативного акта в случае, если у заявителя отсутствует право на бесплатное приобретение земельного участка либо земельный участок не может быть предоставлен в собственность, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. В собственность гражданина может быть предоставлен земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного или дачного строительства, если на дату подачи заявления он не был закреплен за иным лицом или если не принято решение, направленное на предоставление земельного участка с торгов. При отсутствии сформированных земельных участков после получения технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за такое подключение заявитель осуществляет за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении кадастрового учета, решение о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка принимается в двухнедельный срок со дня представления заявителем кадастрового паспорта.
В силу приведенных норм, вопрос о праве гражданина на предоставление земельного участка в собственность разрешается в момент его обращения в Департамент. Решение, принятое по итогам рассмотрения заявления, свидетельствует о том, что основания для отказа в предоставлении земельного участка отсутствуют и в случае формирования земельного участка он будет предоставлен.
Как следует из сообщения Департамента, схемы территориального зонирования, в момент обращения Васильевой в Департамент земельный участок располагался в территориальной зоне Ж5 (зона застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными участками с включением дачных хозяйств).
Решением Смоленского городского совета от 09.11.2010 года внесены изменения в Правила землепользования и застройки г. Смоленска, вступившие в силу со дня официального опубликования решения (опубликованы в приложении к официальному изданию Смоленского городского совета, Главы г. Смоленска, Администрации г. Смоленска «Смоленские городские известия» 15 ноября 2010 года).
Согласно представленной ответчиком схеме в месте расположения земельного участка изменилось территориальное зонирование, установлены рекреационные зоны Р1 и Р3.
В силу п.1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Таким образом, поскольку возможность предоставления земельного участка Васильевой была уставлена компетентным органом 09.08.2010 года, последующее изменение территориального зонирования не может препятствовать реализации права, предусмотренного Областным законом.
Кроме того, в силу ч.3 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Из объяснений представителя истицы, схем территориального зонирования усматривается, что рядом со спорным земельным участком располагаются земельные участки с жилыми домами.
При таких обстоятельствах, исходя из принципа равенства прав граждан на приобретение земельных участков в собственность, предусмотренного ч.2 ст. 15 ЗК РФ, в предоставлении земельного участка истице для ИЖС также не может быть отказано.
Необоснованны доводы ответчика и по следующим основаниям.
Разрешение вопроса о праве граждан на предоставление земельных участков отнесено к компетенции Департамента.
При наличии такого решения орган местного самоуправления обязан утвердить представленную схему расположения земельного участка либо возвратить с указанием возможного варианта расположения участка или возражениями, обосновывающими физическую невозможность формирования участка в установленных размерах.
Отклоняя от согласования схему ввиду невозможности осуществления индивидуального жилищного строительства, Администрация г. Смоленска фактически оспаривает право истицы на приобретение данного участка в собственность. Поскольку разрешение вопроса о праве гражданина на земельный участок не относится к компетенции Администрации г. Смоленска, отклонение от согласования схемы участка по данному основанию недопустимо.
Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Иск Васильевой Г.И. удовлетворить.
Обязать Администрацию <адрес> утвердить схему расположения земельного участка, площадью 590 кв.м, расположенного по <адрес>-д, на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, изготовленную ООО «<данные изъяты>».
Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через Заднепровский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Председательствующий: