Дело № 2-824РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2011 года Заднепровский районный суд г. Смоленска
в составе: председательствующего судьи Гирсенок Т. Н.,
при секретаре Морозовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мухиной О.Н. к администрации г. Смоленска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Мухина О.Н. обратилась в суд с иском к администрации г. Смоленска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указывая, что в январе 2005 г. ей по ордеру предоставлена комната № в общежитии, расположенном по адресу: г. Смоленск, ул. <адрес>, дом №, - где она проживает постоянно до настоящего времени. Дом, в котором находится спорное жилье, является муниципальной собственностью. При обращении к ответчику с заявлением о приватизации упомянутого жилого помещения она получила отказ со ссылкой на то, что комнаты в общежитии не подлежат безвозмездной передаче в собственность граждан, считает его необоснованным; просит признать за ней право собственности на вышеназванное жилое помещение в общежитии в порядке приватизации на основании Федерального закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", так как пользуется муниципальным жильем социального использования и ранее в приватизации жилых помещений не участвовала (л.д. 6-7).
Истица Мухина О.Н. и ее представитель по доверенности Чуковенкова Е.Ю. в судебное заседание не явились, в адресованном суду заявлении исковые требования поддержали, просили удовлетворить и рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.38).
Ответчик администрация г. Смоленска в направленном суду сообщении возражала против удовлетворения требования Мухиной О.Н., поскольку жилые помещения в общежитиях относятся к специализированному жилищному фонду и приватизации не подлежат (л.д.46).
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В соответствии с положениями главы 8 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения муниципального жилищного фонда (действующий от его имени уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом; договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия (ст.60 ЖК РФ). По условиям договора наниматель вправе вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц, сдавать его в поднаем, осуществлять его обмен, а также иметь иные права, предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и договором социального найма (части 1 и 2 ст. 67 ЖК РФ).
На основании ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем.
В силу ст.2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991г."О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. На основании ст.8 названного Закона решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Согласно ст.ст. 7 и 11 данного Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В судебном заседании установлено: решением исполкома Смоленского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден акт приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и введено в эксплуатацию общежитие, расположенное по адресу: г. Смоленск, ул. <адрес>, дом №,- находилось оно в хозяйственном ведении <данные изъяты>. По постановлению главы администрации г. Смоленска № от 25.03. 2003 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке передачи объектов социально–культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность» указанное общежитие, находящееся на балансе ОАО «<данные изъяты>», как объект жилищного фонда, не подлежащего приватизации при преобразовании государственного предприятия в акционерное общество (п.5 ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ»), принято в муниципальную собственность г. Смоленска без изменения правового статуса, распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ включено в реестр муниципального имущества, право собственности на данное здание зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39-42).
Согласно ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ Мухиной О.Н. в связи с трудовыми отношениями с ОАО «<данные изъяты>» предоставлена комната № площадью 11,2 кв.м в доме № по ул. <адрес> в г. Смоленске (л.д.12), отмечено, что она работает на данном предприятии на должности чертежника; с истицей ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Смоленска заключила договор найма специализированного жилого помещения № (л.д.13-14).
Из копии лицевого счета № и справки ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что в указанной комнате Мухина О.Н. проживает одна, зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22,23).
Как усматривается из сообщения ОАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, правоустанавливающие документы на вселение Мухиной О.Н. в комнату № общежития по адресу: г. Смоленск, ул. <адрес>, д№, - не сохранились; из представленных заводом копии лицевого счета №, а также из карточек прописки, регистрации и поквартирной следует, что истица работала на заводе, занимала должность чертежника, была зарегистрирована в данном общежитии с ДД.ММ.ГГГГ, а в спорной комнате с ДД.ММ.ГГГГ, и это жилье за ней закреплено с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31-37).
Согласно справке Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ № и поэтажному плану жилое помещение № в названном выше общежитии общей площадью 11,2 кв.м, жилой - 10,2 кв.м, состоит из одной комнаты площадью 10,2 кв.м и встроенного шкафа площадью 1,0 кв.м (л.д.16,18).
По справке Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что жилое помещение № в указанном общежитии не приватизировано (л.д. 15).
Из сообщения администрации Заднепровского района г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в приватизации спорной комнаты Мухиной О.Н. было отказано со ссылкой на то, что жилые помещения в общежитиях относятся к специализированному жилищному фонду (ч. 1 ст. 92 ЖК РФ), а согласно ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991г."О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилые помещения в общежитиях приватизации не подлежат (л.д.17).
Суд находит, что отказ ответчика в приватизации спорного жилого помещения не основан на законе. Так, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 2 ноября 2000 года № 220-О обращал внимание, что законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела, поднайма и т.д.), поскольку ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность. Соответственно, распространение законодателем (ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации») правового режима договора социального найма и на жилые помещения, расположенные в домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, обуславливает возможность приватизации таких помещений.
Помимо вышеизложенного, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 3 ноября 1998 года № 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» непосредственно указывал, что применительно к жилым помещениям, которые имеют общий правовой режим, отсутствуют объективные основания для установления различий в праве на их приватизацию, в том числе для введения общего правила, запрещающего их приватизацию. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, такой запрет фактически означал бы закрепление неравенства прав граждан в зависимости от условий их проживания, что противоречит статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, провозглашающей равенство граждан перед законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств. Следовательно, положения ст. 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991г."О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", запрещающие приватизацию жилых помещений, находящихся в общежитиях, к спорной квартире не применимы. Таким образом, жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях.
Поскольку ранее общежитие находилось в хозяйственном ведении ОАО «<данные изъяты>», правопреемника государственного предприятия, затем передано в муниципальную собственность, спорное жилое помещение предоставлено истице в 1987 г. в связи с работой на указанном предприятии, на него распространяются условия договора социального найма, который ранее был определен законодателем в ст. 672 ГК РФ, следовательно, за истицей должно быть признано право на пользование упомянутым жильем по договору социального найма, а им и обуславливается право на приватизацию.
С учетом изложенного, суд находит исковые требования Мухиной О.Н. о признании за ней права собственности на жилое помещение в порядке приватизации подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Мухиной О.Н. к администрации г. Смоленска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Мухиной О.Н. право собственности на жилое помещение №, общей площадью 11,2 кв.м, жилой площадью 10,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Смоленск, ул. <адрес>, д.№.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд г. Смоленска в течение десяти дней.
Председательствующий: