Дело № 2-796/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2011 года
Заднепровский районный суд города Смоленска
в лице председательствующего судьи Осипова А.А.,
при секретаре Борисовой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Дорченковой Н.А. к Администрации города Смоленска и Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о признании права собственности на жилой дом и земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Дорченкова Н.А. обратилась в суд с иском о признании права собственности на жилой дом №4 по <...> г. Смоленска, а также на земельный участок площадью <...> кв.м., на котором расположен указанный дом, ссылаясь на то, что этот дом приобрела по частной сделке у Ч.Е.М. её мать, Т.Е.М., после смерти которой право собственности на дом перешло к мужу Т.Е.М. Т.А.М. (её, истицы, отцу). После смерти отца она, истица, приняла наследство. Правоустанавливающих документов на жилой дом не имеется, однако сохранение этой самовольной постройки не нарушает права и законные интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Кроме того, истица в заявлении привела обстоятельства, которые свидетельствуют о том, что Т.Е.М. на протяжении более 15 лет после непрерывно, открыто и добросовестно владеет этими домом и земельным участком как своими собственными. Проживала в доме, уплачивала налоги, страховку, производила оплату коммунальных услуг (л.д. 2-3).
В судебном заседании представитель не явившейся в суд истицы Алексеенкова Е.В. требования поддержала, вышеприведенные доводы подтвердила.
Представитель ответчика, Администрации г. Смоленска, Кулик Н.С. сообщила об отсутствии возражений на иск в части требования истицы о признании права собственности на дом.
Представитель другого ответчика, Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, будучи своевременно и надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, каких-либо возражений на иск не представил.
Заслушав объяснения представителя истицы, представителя ответчика, Администрации г. Смоленска, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности (пункт 2 статьи 222 ГК РФ).
Однако в силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, при условии, что сохранение этой постройки не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, на существующий жилой дом №4 общей площадью 50,5 кв.м., в том числе жилой 27,4 кв.м., по <...> г. Смоленска правоустанавливающих документов не имеется, заявителем на первичную инвентаризацию является М.Е.В., что усматривается из справки <...> №7579 З от 18 марта 2011 года (л.д. 38).
Между тем, согласно заключению, подготовленному <...> по результатам проведенного обследования дома, объемно-планировочное решение строения соответствует нормам действующего СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные», строение не противоречит нормам пожарной безопасности и не представляет собой угрозу жизни и здоровью граждан (л.д. 54-55).
Оснований сомневаться в правильности этого заключения нет. Оно в достаточной мере мотивировано, подготовлено специалистом организации, имеющей свидетельство (лицензию) на проведение соответствующих работ.
Земельный участок, на котором расположен спорный жилой дом, ранее отводился в установленном порядке в пользование М.Е.В., что подтверждается архивными справками <...> №682 от 18.03.2011. (л.д. 39,41).
Таким образом, по делу имеется достаточно оснований для признания права собственности на указанный жилой дом.
Как выше указано, заявителем на первичную инвентаризацию спорного дома была М.Е.В., и именно ей отводился в пользование земельный участок (л.д. 38,41), однако истица утверждает, что её мать Т.Е.М. открыто, добросовестно и непрерывно в течение более 15-ти лет владеет этим домом и земельным участком по указанному адресу как своими собственными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 234 ГК РФ лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество.
Из пояснений представителя истицы, не доверять которым оснований у суда не имеется, следует, что Т.Е.М. с 1976 года и до своей смерти постоянно и непрерывно проживала в указанном жилом доме, владея им как своим собственным. Кроме того, на протяжении указанного времени оплачивала земельный налог и страховку на дом, что подтверждается, помимо объяснений представителя истицы, соответствующими квитанциями, платежными извещениями и страховыми свидетельствами (л.д. 67-86).
М.Е.В. <...> умерла (л.д. 61), и по сообщению <...> (исх. №394/02.04.1 от 11.04.2011) никто из возможных наследников после ее смерти с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращался (л.д. 88).
При таких обстоятельствах имеется достаточно оснований полагать, что у Т.Е.М. возникло право собственности на вышеуказанную постройку.
Согласно копии выданного <...> Отделом ЗАГС <...> свидетельства о смерти Т.Е.М. <...> года умерла (л.д. 8).
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 218, части первой статьи 1111 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам по завещанию или по закону. Причем наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием (часть 2 статьи 1111 ГК РФ).
Сведениями о возможном составлении Т.Е.М. завещания суд не располагает.
Т.А.М. приходился ей мужем (л.д. 35), т.е. в силу пункта 1 статьи 1142 Гражданского кодекса РФ наследником по закону первой очереди после её смерти.
Согласно сообщению нотариуса <...> (исх. №85 от 21.03.2011.) никто из возможных наследников после смерти Т.Е.М. с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращался (л.д. 59).
Между тем, имеются основания утверждать, что Т.А.М. принял наследство после смерти Т.Е.М., поскольку на день смерти последней был прописан и проживал с ней в одном доме, что подтверждается данными домовой книги о прописке указанных лиц по одному адресу (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ, л.д. 24-28).
Т.А.М. <...> года умер (л.д. 9).
Установлено (представлены копии свидетельств о рождении и заключении брака), что Дорченкова Н.А. приходится Т.А.М. дочерью, т.е. в силу пункта 1 статьи 1142 Гражданского кодекса РФ наследницей по закону первой очереди после его смерти.
Согласно сообщению нотариуса <...> (исх. №85 от 21.03.2011.) с заявлением о принятии наследства после смерти Т.А.М. обратилась его дочь Дорченкова Н.А., т.е. истица приняла в установленном порядке наследство после его смерти (л.д. 59).
Следовательно, имеются основания для признания права собственности на жилой дом именно за истицей.
Как выше указано, изначально жилой дом был возведен на отведенном для этих целей земельном участке. Об этом, помимо прочего, свидетельствует архивная справка за №682 от 18.03.2011. <...>, из которой следует, что к дому М.Е.В. закреплен земельный участок в размере 0,12 га (л.д. 39).
Истцом суду представлена кадастровая выписка на земельный участок площадью <...> кв.м. по указанному адресу, имеющий кадастровый номер <...> (л.д. 87).
Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенными ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абзацем третьим статьи 9.1. статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки.
Вышеизложенные фактические обстоятельства дела, а также анализ приведенных норм права свидетельствует о том, что в случае обращения изначального застройщика с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка под указанный жилой дом отказано ей не могло быть, как не могло быть отказано истице в регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок.
Следовательно, подлежит удовлетворению и требование истицы о признании за ней права собственности на земельный участок по вышеуказанному адресу.
Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать за Дорченковой Н.А. право собственности на:
- земельный участок площадью <...> кв.м. с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: г. Смоленск, <...>, д.4,
- жилой дом №4 общей площадью 50,5 кв.м., по <...> г. Смоленска.
Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда через районный суд в течение 10 дней.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ