Дело № 2 -481/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 января 2012 года Заднепровский районный суд города Смоленска в составе председательствующего судьи Хананеевой В.В., при секретаре Шульковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пантелеева В.М. к Управлению архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска о понуждении к согласованию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, УСТАНОВИЛ Пантелеев В.М. обратился иском к ответчику о понуждении к согласованию изготовленной ООО «<данные изъяты>» схемы расположения земельного участка в <адрес>, площадью 1000 кв.м, на кадастровом плане территории. В обоснование иска указал, что в соответствии с решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 18.02.2011 года Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее Департамент) разрешил истцу формирование земельного участка в <адрес>, указал примерное место нахождения земельного участка и предложил представить схему расположения участка на кадастровом плане для индивидуального жилищного строительства (далее ИЖС). ООО «<данные изъяты>» изготовило схему расположения земельного участка в <адрес>. Однако Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска было отказано в согласовании схемы до утверждения проекта планировки территории. Отказ является необоснованным. В судебное заседание истец не явился. Представитель истца Пантелеева И.С. иск поддержала, уточнила, что площадь земельного участка на схеме составляет 1072 кв.м. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, о причинах неявки не сообщил, в письменном отзыве просил в удовлетворении иска отказать, поскольку утверждение схем ответчиком осуществляется в целях правильного расположения земельных участков на местности, проект планировки территории в <адрес> выполнен, но не утвержден, поэтому оснований для утверждения схемы не имеется. Представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве сообщил, что после предоставления истцом утвержденной в соответствующем порядке схемы испрашиваемого земельного участка, кадастрового паспорта земельного участка Департамент предоставит земельный участок в собственность. Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд находит иск обоснованным. Согласно п.п.1, 4 ст. 1, ст. 2 Закона Смоленской области от 10 июня 2003г. N23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" (с изменениями.) предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность ветеранам труда, инвалидам и другим категориям граждан, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства, осуществляется бесплатно и в соответствии с настоящим областным законом - однократно. Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 18 февраля 2011 года на Департамент была возложена обязанность предоставить Пантелееву В.М. земельный участок в г. Смоленске с проведением за счет Пантелеева работ по формированию земельного участка. Исполняя решение, ДД.ММ.ГГГГ Департамент предложил истцу представить утвержденную Администрацией г. Смоленска схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, в <адрес>, площадью 1000 кв.м, место для формирования земельного участка указал на схеме (л.д.10, 11). ООО «<данные изъяты>» изготовило схему расположения земельного участка в <адрес> площадью 1072 кв.м (л.д.13-16). Решением от ДД.ММ.ГГГГ Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска отказало в согласовании схемы, ссылаясь на то, что проект планировки под малоэтажную комплексную застройку в районе <адрес> не утвержден (л.д. 12). Требование истца относится к сфере публичных правоотношений, и потому обязанность по доказыванию законности отказа в согласовании схемы лежит на ответчике. Ответчик не представил доказательств, подтверждающих законность принятого решения. Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. В соответствии с Законом Смоленской области от 8 февраля 2007г. N1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске", постановлением Администрации Смоленской области от 20 февраля 2009 года распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Смоленской области, а также земельными участками в городе Смоленске, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области. В силу норм Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, проводятся работы по его формированию, орган местного самоуправления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, на основании которой осуществляется государственный кадастровый учет (ст. ст. 30, 34, 36 ЗК РФ). Процедура предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в г. Смоленске установлена ч. 2 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009г. N243. В силу п. 2.3-2.6 указанного нормативного акта в случае, если у заявителя отсутствует право на бесплатное приобретение земельного участка либо земельный участок не может быть предоставлен в собственность, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. При отсутствии сформированных земельных участков после получения технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за такое подключение заявитель осуществляет за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении кадастрового учета, решение о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка принимается в двухнедельный срок со дня представления заявителем кадастрового паспорта. Таким образом, разрешение вопроса о праве гражданина на конкретный земельный участок отнесено к компетенции Департамента. В случае такого разрешения орган местного самоуправления обязан рассмотреть и утвердить представленную схему расположения земельного участка либо возвратить с указанием возможного варианта расположения участка или возражениями, обосновывающими невозможность формирования участка в установленных размерах. Департаментом было предложено Пантелееву формирование земельного участка в <адрес> независимо от утверждения проекта планировки территории. Отклоняя от согласования схему на неопределенный срок по мотиву отсутствия утвержденного проекта планировки, Администрация г. Смоленска фактически оспаривает право истца на приобретение данного земельного участка в собственность. Поскольку разрешение вопроса о праве гражданина на земельный участок не относится к компетенции ответчика, отклонение от согласования схемы по данному основанию недопустимо. В соответствии с ч.1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При наличии планировки территории размещение земельного участка для ИЖС невозможно лишь в случае, если в данном месте запланировано размещение территорий общего пользования, линейных объектов. Как следует из сообщения ответчика, представленных документов, проект планировки территории в <адрес> выполнен ЗАО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ на основании муниципального контракта. Формирование земельного участка истцом осуществляется с учетом данного проекта планировки, в месте, где предусмотрена индивидуальная жилая застройка. Невыполнение органом местного самоуправления возложенной законом обязанности по утверждению проекта планировки территории (п.1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ) является незаконным бездействием, которое не должно препятствовать реализации права истца на приобретение земельного участка. Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ Иск Пантелеева В.М. удовлетворить. Обязать Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска согласовать схему расположения земельного участка в <адрес>, площадью 1072 кв.м, на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, изготовленную ООО «<данные изъяты>». Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд в течение месяца. Председательствующий: