по делу об административном правонарушении Судья Заднепровского районного суда г. Смоленска Маркова Л.М. при секретаре Андреевой Е.А. с участием представителя Администрации г. Смоленска ФИО1 старшего инспектора ОНД г. Смоленска ГУ МЧС России по Смоленской области ФИО2 рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.4.ч.1 КоАП РФ в отношении Администрации г. Смоленска, УСТАНОВИЛ: 19 мая 2011 года в ходе внеплановой выездной проверки соблюдения законодательства РФ в области пожарной безопасности, проведенной с целью исполнения распоряжения № 481 от 22.12.2010 г. Главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору было установлено, что в общежитиях, находящихся на балансе Администрации г. Смоленска, расположенных по адресам: г. Смоленск ул. 12 лет Октября д. 7-В, г. Смоленск ул. 12 лет Октября д. 7-Г, г. Смоленск Госпитальный переулок д. 7-А, г. Смоленск п. Красный Бор модуль № 2, г. Смоленск п. Красный Бор модуль № 3, г. Смоленск г. Смоленск п. Красный Бор общежитие № 3, г. Смоленск ул. Крылова д. 3, г. Смоленск ул. Куйбышева д. 10, г. Смоленск Кутузова д. 1, г. Смоленск ул. Маршала Еременко д. 64, г. Смоленск ул. Маршала Еременко д. 66, г. Смоленск 1-й Мичуринский переулок д. 4-А, г. Смоленск 1-й Мичуринский переулок д. 4-Б, г. Смоленск ул. Ново-Ленинградская д. 6-А, г. Смоленск ул. Седова д. 20, г. Смоленск ул. Средне-Лермонтовская д. 29, г. Смоленск ул. Фрунзе д. 20-А, г. Смоленск ул. Фрунзе д. 22, г. Смоленск ул. Чапаева д. 4, г. Смоленск ул. Юрьева д. 3, г. Смоленск ул. Юрьева д. 5, г. Смоленск ул. Толмачева д. 8, нарушаются обязательные правила пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03, утвержденные приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 г.; Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической сигнализацией» (НПБ 110-03) п. 14 табл. 1; Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03) п. 5.1 табл. 2; Строительные нормы и правила СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; Правила устройства электроустановок; Правила технической эк5сплуатации электроустановок потребителей, а именно: - здания общежитий не защищены автоматической пожарной сигнализацией (ППБ 01-03 п. 3; Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической сигнализацией» (НПБ 110-03) п. 14 табл. 1), (СНиП 21-01-97* п. 7.29); - в зданиях общежитий не смонтирована система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре (ППБ 01-03 п. 3; Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03) п. 5.1 табл. 2) СНиП 21-01-97* п. 6.7; - во всех помещениях общежитий на видных местах не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (ППБ 01-03 п. 13); - в общежитиях не разработаны и не вывешены на видных местах планы эвакуации (ППБ 01-03 п.п. 16, 125); - в зданиях общежитий отсутствуют знаки пожарной безопасности (ППБ 01-03 п. 27); - на окнах первых этажей общежитий допускается установка глухих (не распашных) металлических решеток (ППБ 01-03 п. 40); - пути эвакуации (общие коридоры) в общежитиях загромождены различными сгораемыми материалами (ППБ 01-03 п. 53); - двери эвакуационных (запасных) выходов общежитий заблокированы (ППБ 01-03 п. 53); - электропроводка общежитий эксплуатируется с отступлениями от норм, соединения проводов выполнены в виде скруток, допускается эксплуатация электрических кабелей проложенных по временной схеме, допускается монтаж электропроводки в сгораемой изоляции по сгораемым конструктивным элементам здания (ППБ 01-03 п.п. 57, 60. Правила устройства электроустановок п.п. 2.1.20., 2.1.21.); - светильники в помещениях общежитий эксплуатируются со снятыми колпачками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (ППБ 01-03 п. 60); - распаячные коробки в помещениях общежитий не закрыты крышками (ППБ 01-03 п. 60); - не предоставлена документация по проверки состояния стационарного оборудования и электропроводки аварийного и рабочего освещения, испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств (ППБ 01-03 п. 57. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей п. 2.12.17); - эвакуационные выходы на путях эвакуации не обозначены световыми указателями «Эвакуационный (запасный) выход», «дверь эвакуационного выхода» (ППБ 01-03 п. 61); - помещения общежитий не обеспечены первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) (ППБ 01-03 п. 108 приложение 3). В отношении юридического лица – Администрации г. Смоленска 19.05.2011 г. составлен протокол № 11 об административном правонарушении, ст. 20.4. ч. 1 КоАП РФ. Представитель администрации г. Смоленска ФИО1 в судебном заседании пояснила, что указанные в протоколе об административном правонарушении недостатки имеют место быть, в настоящее время приняты меры к их устранению - составлен план мероприятий по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в муниципальных общежитиях г. Смоленска, произведен расчет потребности финансовых средств на эти цели, направлено сопроводительное письмо генеральному директору ОАО «Жилищник» об организации исполнения вышеназванного плана, начальнику ОНД г. Смоленска УНД ГУ МЧС России по Смоленской области направлена копия плана. По мнению представителя администрации г. Смоленска в действиях Администрации нет состава правонарушения, поскольку, согласно предписанию, срок устранения выявленных нарушений – 2012 год. Также одним из доводов представитель Администрации г. Смоленска указал, что о дне составления протокола об административном правонарушении Администрация города надлежащим образом не извещена. Государственный инспектор Смоленской области по пожарному надзору ФИО2 пояснил, что аналогичные нарушения Администрацией г. Смоленска правил пожарной безопасности были выявлены в 2007 году, но до настоящего времени они не устранены и надлежащих мер к устранению не принято. В ходе проверки, проведенной в апреле-мае 2011 года, в муниципальных общежитиях г. Смоленска было выявлено всего 1800 нарушений. Изучив представленные материалы, заслушав госинспектора, представителя Администрации г. Смоленска, суд приходит к выводу о наличии в действиях Администрации г. Смоленска состава административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4.ч.1 КоАП РФ – нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами. В силу ст.37 ФЗ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в Правилах пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313. Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности (п.10 ППБ 01-03). Таким образом, поскольку собственником муниципальных общежитий является Администрация г. Смоленска, обязанность обеспечения своевременного выполнения требований пожарной безопасности в этих общежитиях лежит на Администрации г. Смоленска. При составлении протокола об административном правонарушении нарушений КоАП РФ допущено не было. Как видно из копии письма № 38-2-4-5 от 18.05.2011 г., Администрация г. Смоленска была извещена 18.05.2011 г. о том, что 19.05.2011 г. в 11 часов необходимо явиться для составления протокола об административном правонарушении в ГУ МЧС России по Смоленской области. Ввиду неявки представителя Администрации 19.05.2011 г. протокол был составлен в его отсутствие, что не противоречит требованиям ст.28.2.ч.4.1.КоАП РФ. Факт совершения Администрацией г. Смоленска административного правонарушения подтверждается: распоряжением № 17 от 15.04.2011 г. о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, протоколом № 11 от 19.05.2011 г. об административном правонарушении, объяснениями представителя Администрации в суде. В силу п.1 ст.2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушением которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В данном случае возможность для соблюдения правил и норм противопожарной безопасности у юридического лица имелась, но данным лицом не было принято никаких мер по их соблюдению, план мероприятий по устранению нарушений и расчет потребности финансовых средств сделаны только после составления протокола об административном правонарушении. Добровольное устранение части выявленных нарушений не является основанием для применения ст.2.9. КоАП РФ. Совершенное юридическим лицом правонарушение посягает на установленный нормами действующего законодательства порядок общественных отношений в сфере обеспечения пожарной безопасности граждан и может привести к причинению ущерба жизни и здоровью как лиц, проживающих в общежитиях, так и иных лиц. Определение в предписании срока устранения нарушений – 2012 год - не исключает привлечение юридического лица к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в настоящее время. При назначении административного наказания суд учитывает, что Администрацией г. Смоленска допущены множественные нарушения правил пожарной безопасности. Принятие мер к устранению нарушений суд расценивает, как смягчающее наказание обстоятельство. На основании изложенного, учитывая, что административное приостановление деятельности общежитий негативно скажется в первую очередь на проживающих в них лицах, суд избирает наказание в виде штрафа. С учетом характера, объема нарушений, суд определяет размер штрафа - 15 тыс.руб. Руководствуясь ст.ст. 29.1 –29.9 КоАП РФ, судья ПОСТАНОВИЛ: Администрацию г. Смоленска признать виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 20.4. ч. 1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей. Штраф подлежит уплате в течение 30 дней на следующий счет: 40101810200000010001, Банк: ГРКЦ Банка России по Смоленской области г. Смоленска, БИК 046614001, получатель: УФК по Смоленской области (ГУ МЧС России по Смоленской области), ИНН 6730054754, КПП 673001001, КБК 17711627000010000140, ОКАТО 66401000000, обязательно указание «Штраф по постановлению № 5-68/2011 от 28.06.2011 г. Заднепровского райсуда г. Смоленска по делу об А.П. в отношении Администрации <адрес>». Постановление может быть обжаловано и опротестовано в <адрес> через Заднепровский райсуд суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления. Судья